Конспект мастер -класса Традиции праздника Цаhан Сар
план-конспект занятия (старшая группа)

Ангрикова Надежда Нарановна

Данный материал предназначен для работы с родителями в целях изучения народных традиций калмыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_traditsii_prazdnika_tsahan_sar.docx119.7 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Детский сад № № «Ягодка»

Мастер-класс для родителей

«Традиции праздника  Цаган Сар»

Подготовила:

воспитатель группы

с этнокультурным компонентом

Ангрикова Н.Н.

Элиста,2018

Задачи:

– расширять знания родителей о традициях праздника «Цаган Сар»

– знакомить родителей с обрядами, праздниками, привлечь к участию в них

– повышать компетентность родителей в области истории и культуры калмыцкого народа.

Предварительная работа :

1. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

2. Выставка детских работ по темам « Встреча Цаган Сар»

3. Разучивание народных игр, песен

4. Знакомство с видами борцоков

Ход собрания: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы проведём мастер- класс по теме «Традиции калмыцкого праздника Цаган Сар» Давайте вместе постараемся разобраться, что такое народные традиции?

Слово «традиция» (в переводе с латинского «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиций выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники. Калмыцкие народные традиции открывают огромные возможности для детей. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения.

С первых дней жизни ребёнок оказывается во власти слова и музыки. Подрастая, дети погружаются в мир народных песен, сказок, эпоса.

Таким образом, на традициях воспитывают поколения людей, передавая накопленную веками мудрость.

(После сообщения воспитатель предлагает родителям привести примеры из собственного опыта, какие они используют народные средства в воспитании детей)

 Родители рассказывают о том, в каких ситуациях используют народные средства.

Воспитатель: Песни, игры, загадки использовались в народных праздниках. Каждый народный праздник сопровождался своими обрядами, песнями, пословицами, поговорками. И сегодня, уважаемые родители, мы вас приглашаем на мастер-класс, на котором приобщимся к истокам традиций праздника «Цаган Сар».

В: Эн үвлəс менд һарад,

Эндр Цаһаһан байртаһар кеһəд,

Эрүл-менд, седкл тɵвкнүн,

Эңкр нутгин хормад

Дүүгдҗ-дүрклҗ цуһарн

Дурта Цаһаһан кетн!-гиҗ тадниг йɵрəҗəнəв.

  В: Самый торжественный и важный праздник калмыков — Цаhан Сар (Белый месяц). Название имело несколько значений: белый, счастливый, месяц приветствий, поздравлений. Главное содержание праздника — встреча весны, начало времени перекочевок на новые пастбища. Традиционно Цаган Сар приурочивается к появлению молодняка у домашних животных и к обилию молочных продуктов, пробуждению природы с приходом весны.

Согласно мировоззренческой картине мира человек занимает определенной положение в пространстве и времени, поэтому все окружающие его предметы «должны пробудиться» вместе с ним от зимнего периода. Поэтому у калмыков существует традиция перетряхивания и вывешивания внутри жилища одежды всех домочадцев в первый день праздника.

В:Традиции и обряды празднования

К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду. Варили мясо — баранину, говядину или конину.

Обрядовое взаимное приветствие

Цаһантɵɵлтəкер мини

Цаһанцасндньтавшна,

Цаһансарин нег шинлəнь,

Цаһаһанһарһҗмендлий!

Традиционное приветствие было важным ритуалом, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека. Значение этого приветствия  велико и продолжительность его действия длительна.

Калмыки при встрече спрашивали: «Благополучно ли вышли из зимовки члены и домашний скот?» Произнесение этих слов сопровождалось специальными жестами, в зависимости от пола и возраста здоровающихся. Младший протягивал старшему обе руки. Старший  подавал ему одну правую. Младший охватывал её своими руками с двух сторон. Оба склоняли головы в небольшом поклоне. Старший мог подать обе руки, в этом случае двое делали совершенно одинаковые жесты, обхватывая  правые  руки друг друга. Этим жестом могли приветствовать равных  по возрасту. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук. В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы!».

Хождение в гости

Хождение в гости — непременная составляющая праздника. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определенные нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков.

Аавээҗдəнодлав,

Əмтəхнбулмгидлəв,

Аав-ээҗинцəəһəс

Ааһандүүргҗуулав.

Ээҗхашчанла,

Ээҗбоорцгболһла,

Ээҗинхалунхотд

Ээҗинкүүкдцадла.

Подарки

Традиционный ритуальный подарок — национальное мучное блюдо «борцок». Борцоки готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем жире. Из них составляли наборы — для подношения «первой порции» Буддам, а также подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов. Форма борцоков, включенных в наборы, имела символическое значение: фигурки в виде животных выражали пожелание приплода соответствующего скота; в виде повода — удачу. Так, борцоки  «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву её изображением. Аналогичную роль выполняли борцоки «кит», форма которых напоминала часть конских внутренностей, и борцоки «өвртэтохш», символизировавшие крупный рогатый скот. Борцоки «мошкмр» — крученые, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие «хорха» (буквальный перевод: насекомые). Борцоки «джола», изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. А поднося борцок , выражали пожелание жить единой семьей, а также иметь защиту с врагов.

Подношения

Ранним утром в день праздника совершался обряд кропления (калм. зул ѳргх): переступив порог дома, хозяин кропил вокруг первой чашкой свежесваренного чая в качестве подношения предкам и Белому старцу. Борцоки в виде солнца и лотоса использовались для символического подношения бурханам. Среди донских калмыков особенно любимым был вид борцоков «бурхан зала», или «цацг», в виде кисточки, символизировавших лотос. Его ставили в вершине «Деежин боорцг». Борцоки в виде солнца — крупные лепешки, называющиеся в одних этнических группах «хавтха», в други — «целвг». «Хавтха» — цельная лепешка с защипами по краям или с четырьмя отверстиями в центре, у борцоков «целвг» края ровные, а по окружности их радиально располагаются небольшие отверстия. «Хавтха» или «целвг» готовили в первую очередь и неизменно ставили в качестве дееджи. Помещали в этот набор и все остальные вышеперечисленные борцоки.

О празднике «Цагансар» калмыцкий народ сложил легенду.

Когда-то давным-давно в степь пришла беда. От неизвестной болезни целыми семьями стали умирать люди, иногда за одну ночь вымирал целый хотон. А оставшиеся скот и собаки ревели и выли, глядя на небо. Семеро главных лам открыли книгу предсказаний, где было сказано, что страну ждет еще более жестокая кара. У хана мангусов (дьявола) должен родиться сын, который по истечении года будет пожирать людей на земле. Сейчас хан мангусов не женат: не нравится ему ни одна девушка из его страны. Тогда ламы послали во все 99 нутуков (улусов)представителей, чтобы подобрали самую красивую девушку и привезли на собрание святых. Из99 девушек ламы отобрали только 7-х и привезли их своему хану, чтобы тот сделал окончательный выбор. Главным критерием отбора была не только красота, но и ум, мудрость, решительность, воля и физическая сила. Из семи  девушек отобрали одну, по имени Окон. Именно она должна была покорить своим умом и красотой не только хана мангусов, но и всю страну дьяволов.Много месяцев пути преодолела храбрая девушка Окон на своей буланой лошади. Она проехала границы трех ханств. Однажды в жаркий полдень она подъехала к небольшому озеру. Напоив коня, решила искупаться. В это время к озеру подъехали пятеро всадников и остановились у того самого места, где на берегу лежала одежда девушки. Окон попросила всадников отъехать, чтобы выйти из озера и одеться. Ее просьба осталась без внимания. Тогда девушка нырнула в глубину озера. Она не появлялась довольно долго, и всадники подумали, что она утонула. По указанию старшего  один из них нырнул, чтобы спасти девушку. Под водой Окон увидела человека, плывущего к ней. Когда он подплыл, Окон схватила его за щиколотку и, перевернув, выбросила на поверхность озера. Ошеломленные силой, ловкостью, дерзостью девушки, отозвав опозорившегося спутника, всадники отъехали в сторону. За это время девушка вышла из воды и оделась. Только тогда к ней подъехал один из всадников и сказал:

– Я хан этой страны. Я никогда в жизни ни у кого ничего не просил, а сейчас я прошу тебя ехать с нами в мой дворец.

– Это плохо, – ответила Окон. – Если человек никогда ни о чем не просит других, то он ничего не может дать другим. Считать, что все обязаны перед кем-то, ошибочно. Каждый человек обязан перед другими. Ведь человек рождается на земле, чтобы помогать друг другу. А человека, который ничего не берет у других, не бывает.

– Как так! – взорвался хан. – Я никогда ничего не просил у других! Только давал! У меня есть все, и просить ни у кого не собираюсь.

-Хорошо, – мягко продолжила девушка.

– Но вот, например, язык, на котором вы говорите, придуман ведь не вами. Его дали вам ваши родители и те, с кем вы общаетесь. Хан был разгневан как никогда. Это был первый случай в его жизни, когда с ним спорили и возражали. Но нежное лицо, мудрые глаза и меткие, убедительные слова девушки так подействовали на хана, что он готов был упасть к ее ногам и просить прощения. И хан повторил свое обращение к девушке, но совсем тихо, почти шепотом. Девушка вскочила на  свою буланую лошадь и последовала за ханом. Вскоре Окон стала царицей страны мангусов. За время своего пребывания в этой стране она превратила большинство ее жителей в добрых, преданных истинной вере людей, подавив их злые инстинкты. О ее уме, красоте, добродетельных поступках распространялись легенды. Окон усмирила хана мангусов и в положенное время родила ему сына, чем совсем покорила его жестокое  сердце.Но она не забывала об обязательствах перед своим народом и всегда помнила, что ребенок, рожденный от мангуса, ступив ногами на землю мангусов, станет человеконенавистником (в предсказании говорилось, что если он ступит ногами на землю своей матери, то он станет другим человеком). Поэтому Окон стала готовиться к побегу. Держа в одной руке Очир-вань(меч), в другой – повод буланого коня, а ребенка зажав в зубах, она бежала ночью. Мангусы бросились в погоню. Когда большая группа преследователей стала настигать Окон, она за хвостом буланого коня создала кромешную тьму, и враги немного отстали. Через некоторое время лавина всадников вновь настигает ее. Тогда она ослепила преследователей светом, равным тысячам солнц. Летит буланый конь, а на нем Окон со страшным, обезображенным от напряжения лицом, а в зубах – ребенок! И, наконец, первого числа первого весеннего месяца, на утренней заре, Окон делает  последнее усилие и отрывается от преследователей. Так девушка Окон становится Окон-Тенгри.

В память об этом событии, чтобы вдохновить ее в единоборстве с врагами, ежегодно во всех хурулах служится всеобщий всенощный молебен. Богиня Окон-Тенгри – покровительница калмыцкого народа. Взывая к ней, народ просит о заступничестве, чтобы Она проявила активность и принесла людям мир, покой и счастье.

У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика. Давайте поиграем в игру «Суслик выглянул из норки»

IMG-5df9bff47c3fa9913dfe3d1894c205d7-V

 Отмечался Цаган-Сар широко и весело. Очень любили этот праздник дети, потому что их красиво и нарядно одевали, часто по случаю праздника для них

шили новую одежду, и разрешали ходить в гости к родственникам. А в гостях их одаривали лакомствами, давали деньги.

Практическая часть.1) 9 видов борцоков на Цаган Сар( учимся делать борцоки)

На праздник выбирались из отары самые жирные, упитанные бараны, резали их, потому что праздничный стол без мяса представить трудно, т. к. мясо – традиционное блюдо праздничного стола калмыков. Столь же традиционным блюдом были борцоки.

Обязательными считались 9 видов: целвг, хорха борцык, кит (конские внутренности), гола(повод символизирует удачу), хуцын толга (баранья голова), шовун (птица), мошкмр(крученные бараньи внутренности символизируют узел счастья), ѳвртә тогш (КРС), цацг (в виде кисточек символизирует лотос). Каждый вид борцыков нес свою смысловую нагрузку.

Вечером накануне Цаган-Сар ставят дееж, в который обязательно нужно положить три целвг, несколько  хорха борцыков, кит, хуцын толга, гола борцык, конфеты, печенье. Этот последний день зимы перед Цаганом считался днем молитв и очищения. Дееж, поставленный перед божницей, надо съесть через три дня, причем есть его надо в кругу семьи, чужим давать не положено.

2)Инсценировка «Первый день месяца Цаган Сар»

Наконец, наступает первый день весны – первый день месяца Цаган-Сар. Утром этого дня мать варит калмыцкий чай, который в этот день должен быть особенно ароматным, вкусным, поэтому молока, мускатного ореха, масла кладут сполна, не жалея. Потом мать достает из сундука праздничную одежду и сама облачается в нарядное платье. К этому времени просыпаются дети. Затем семья садилась пить чай. Старший в роду должен был произнести йорял, поздравляя всех с наступлением Цаган, пожелать родным счастья, здоровья и долгих лет

жизни. После утреннего чая калмыки отправлялись в гости или сами принимали гостей дома. В числе гостей были родственники, друзья, соседи. И все, что было в доме вкусного, преподносилось гостям, чтобы они ушли домой сытыми и довольными, чтобы они от души произнесли йорял, призывающий благополучие в ваш дом. По старинному обычаю, в  этот  калмыки дарят друг другу мускатный орех, завернутый в белую бумагу. Обычай этот имеет глубокий смысл: пусть с этого дня начнут произрастать все плоды земли, и наступит изобилие.

Самое большое веселье начиналось вечером, когда скот был загнан в базы, коровы подоены и накормлены. Тогда люди собирались в каком-нибудь одном доме и устраивали гулянье: играла домбра, звучали песни, пускались в пляс. Словом, веселились от души.

Цаган-Сар продолжается целый месяц, поэтому в гости можно было ходить каждый день в течение всего месяца.

Заключение. В праздновании  Цаhан Сара царили дух единства, доброжелательности, атмосфера общности людей.

Спасибо, уважаемые родители! Надеюсь наш мастер-класс помог понять значение калмыцкого праздника в деле нравственно- патриотического воспитания детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс экологического праздника "В заповедном лесу".

. Задачи: Познакомить детей с понятием заповедник, правилами поведения в лесу, развивать интерес к живой природе.Сценарий пригодится для воспитателей средних и старших групп....

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...

Мастер-класс "Экологические праздники и досуги"

Экологические праздники и досуги - очень важный пласт, он учит детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы, способствует тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе,...

Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».

Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...

Конспект мастера – класс с родителями по декорированию сувенира к празднику «День влюблённых».

Конспект мастера – класс с родителями по декорированию сувенира к празднику «День влюблённых».  День Святого Валентина - это день дружбы и любви. Все люди дарят дуг другу с...

Детский мастер класс. Конспект мастер класса по конструированию объёмной открытки к Дню Победы.

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям...