План-конспект родительского собрания в старшей группе ОНР
методическая разработка (старшая группа)

Пенкина Елена Васильевна

Тема: «Русская народная сказка как средство развития связной речи у детей».

Форма проведения: семинар-практикум 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания в старшей группе.        

Тема: «Русская народная сказка как средство развития связной речи у детей».

Форма проведения: семинар-практикум с использованием слайдов.

Цели:

Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных  форм работы со сказкой , как средство развития связной речи у  старших дошкольников.

Задачи:

  • Вызвать интерес родителей к совместному чтению и рассказыванию сказок детям;
  • Вовлечь родителей в совместную с детьми театрализованную деятельность;
  • Укрепление традиций семейного чтения;
  • Раскрыть ценность совместного творчества детей и их родителей;
  • Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы

Участники: родители

Способы:

Подготовительный этап

  1. Приглашение родителей на собрание.
  2. Анкета для родителей (прил.1).
  3. Изготовление памятки для родителей  «Как поддержать у детей интерес к сказке?» ( прил.2)
  4. Картотека «Игровые приёмы со сказкой, которые  можно использовать в работе с детьми» (прил.3)

Средства:

II Организационный этап

   1.Оформление выставок:

  • художественной литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста;
  • Картотека  «игровые приёмы со сказкой, которые  можно использовать в работе с детьми»;
  • Методическая литература по теме родительского собрания;
  • Раздаточный материал: ватмон, краски, кисточки, банки с водой, салфетки, карандаши, фломастеры.
  • Проектор, интерактивная доска.

III Ход  родительского собрания

  1. Организационный момент

Вступительное слово

    - Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Сегодня мы поговорим о сказке, ее ценности для развития речи ребенка.

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы-

Звери все до одного.

И бизоны, и удавы,

А у папы- никого!

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый- его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.    А. Лесных.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Сказки легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами.

        
Игра «Вопрос – ответ».  

- Поднимите руку те родители, которые часто читают (рассказывают) своему ребенку сказки? Очень приятно видеть заботливых родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем  родителям, которые считают, что его ребёнок рассказывает сказки самостоятельно?

Посмотрите, как мало рук.  Действительно, мы видим с чтением у нас дела обстоят неплохо, а вот с играми по сказкам крайне неудовлетворительно. Прочитали один раз сказку, рассмотрели иллюстрации, положили на полочку и забыли про неё. В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка. Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребенок приносит в детский сад и просит воспитателя почитать. А мама очень занята. Ей некогда читать сказки. Она считает это не серьезным делом и не обязательным. У нее множество более важных и более серьезных дел. И все-таки каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком- мамой

- Поднимите руки те родители, которым тема  нашей встречи интересна, кто хочет узнать значение  русской народной сказки на развитие связной речи у  старших дошкольников.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи весьма значима.

Тема нашей встречи: «Развитие связной речи  детей через сказку» (слайд 2)

  1. Основная часть

Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка? Умение задавать вопросы. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос. Новое название. Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д. Конструирование слов, словосочетаний и предложений 

Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно: • придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик); • учить рифмовать два слова (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; • составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку». Например, «Красная Шапочка» — «Красная Шапочка идет» — «Красная Шапочка идет по дорожке» — «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д.

Новый персонаж. При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а...; Не Золушка, а...; Не Иван- царевич, а...; НЕ рукавичку потерял дед, а...; НЕ Колобка испекла баба, а...)

Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками: • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; • сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»); • произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»; • определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).

Интервью. Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.

3. Я предлагаю познакомиться и поиграть в игры, которые способствуют активизации речевого развития ребенка.

Доскажи название

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.(Гуси. Конек.  Крошечка. Мороз. Аленький. Красная.  Доктор. Цветик. Заюшкина. Бременские).

 Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке, другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

 Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»)

дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»)

 Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).

 Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья - царевна (сказка «По-шучьему велению»).

 Старик, рыбка, старуха, машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 «Угадай сказку»

 • Круглый, да не мяч.

Мягкий да не вата.

Жаркий да не солнце,

Вкусный, да не яблоко. Кто это? (Колобок.)

 • Отворили дверь козлята и. пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят.)

 • Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко: не послушался кота, выглянул в окошко (Кот и лиса.)

 • Кто-то по лесу идёт, короб за спиной несёт, вкусно пахнет пирогами! Что за сказка перед вами? (Маша и медведь.)

 • Вот идёт петух с косой — будет воевать с лисой, чтоб зайчишку защитить, его дом освободить. (Лиса и заяц.)

 • В огороде вырос овощ, приходите все на помощь. Вытянуть не можем, кто ещё поможет? (Репка) .

 «Вопрос — ответ»

 1) Назовите жилище Бабы Яги. (Избушка.)

 2) Назовите сказочного персонажа, лезущего из кожи. (Лягушка.)

 3) Как называется рус.нар. сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок.)

 4) Что за птица снесла золотое яичко? (Курочка.)

 5) Сколько человек тянуло репку? (Трое.)

 6) Как зовут сестру Иванушки? (Алёнушка.)

 7) Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»? (6.)

 8) Как Емеля возил дрова вязанкой или врассыпную? (Ходили сами.)

 9) В какой сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры? (Теремок.)

 В детском саду мы играем в такие игры, они нравятся ребятам, но им будет вдвойне интереснее поиграть вместе с вами в семейном кругу.

  1. Практическая часть

Мастер-класс  «Мастерим  театр своими руками-Тантамарески»

Цель: познакомить с одним из видов театра- театр тантамаресок; развитие творческого воображения, связной речи и выразительной речи.

  1. Подведение итогов

Решения родительского собрания: Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития связной речи

1.Уделять должное внимание ознакомлению ребёнка с художественной литературой ,используя различные приемы.

2. Поощрять в семье беседы с ребёнком по сказкам.

3. Организовать  дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг Рефлексия.

Перед вами яблоки. Их нужно разложить. Если вам понравилось наше собрание, вы получили новые знания, были активными участниками, положите яблочко в красивую корзиночку. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, положите яблочко в мусорное ведро.

Литература

 ФГОС ДОУ

Н. Е. Арбекова «Развиваем связную речь»

Аникина В.И. Русская народная сказка. М, 1997-96

Венгер Л. А. «О чем рассказывает сказка»

Дошкольное воспитание, №3 1997г.

О.М.Дьяченко «Придумываем истории и сказки»

В.В.Коноваленко «Развитие связной речи».

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.;

Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.

Тихеевой Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М.. 1967.

Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф. А. Сохина. – М. 1994.

Народные русские сказки.- М., «Правда», 1982.

 Сказки советских писателей. – М.: «Правда», 1991.

О.С.Ушакова « Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи О.С.Ушакова Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Сказка в жизни вашего ребёнка» Ф.И.О.(родителя)__________________________________________________________

вопрос

ответы

«да»

«нет»

«не знаю»

  1. Часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

  1. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

  1. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

  1. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

  1. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам?

  1. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

  1. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

  1. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

  1. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

  1. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?

  1. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

Приложение 2

Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»

Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.

До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.

Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.

Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.

Приложение 3

Картотека «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»

Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

 — «Отгадай название сказки»;

 — «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;

 — «Что лишнее?».

Игры со сказками дома:

 — «Сочини новое окончание сказки»;

 — «Звукорежиссёры»;

 — «Пропущенный кадр».

Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

 — «Найди выход»;

 — «Новые сказки»;

 — «Сочини сказку».

Игры со сказками перед сном:

 — «Сказочная цепочка»;

 — «Встреча героев»;

 — «Пересказ сказки по первым слогам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

План-конспект проведения родительского собрания в средней группе "Здоровье-всему голова, всего дороже"

Одна из форм работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников...

План-конспект родительского собрания в старшей группе

Роль семьи в формировании личности дошкольника...

План – конспект проведения родительского собрания в средней группе.

           Конспект родительского собрания в средней группе по теме:       «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»Цель...

План-конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Речевое развитие ребенка»

Тема: «Речевое развитие ребенка»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и и...