Учимся достойно проигрывать и побеждать.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гент Ирина Леонидовна

Один из самых ценных подарков, которые, которые вы можете сделать своему ребенку, — это научить его достойно проигрывать.Каждому человеку хочется быть успешным, а особенно у ребёнка велико желание радовать своих родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_dostoyno_proigryvat_i_pobezhdat.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

          Учимся достойно проигрывать и побеждать.

Один из самых ценных подарков, которые, которые вы можете сделать своему ребенку, — это научить его достойно проигрывать.

Каждому человеку хочется быть успешным, а особенно у ребёнка велико желание радовать своих родителей. Хочется выигрывать в соревнованиях и конкурсах, побеждать в олимпиадах, быть первым. Но, к сожалению, невозможно быть во всём первым. Взрослые это понимают, а вот дети очень часто поражения в чём-то очень тяжело переживают.  Чтобы избежать нервного срыва, иногда даже психического заболевания, нужно учить ребенка проигрывать. Парадокс заключается в том, что в стремлении к победе, нужно уметь не только побеждать, но и проигрывать. Это очень важно, так как отношение к успехам и неудачам может серьёзно повлиять на взрослую жизнь. Поэтому ребёнка нужно учить проигрывать с раннего детства. Ведь всё и начинается от двух до пяти: всему начало в этом интервале.

Учим ребёнка правильно реагировать на поражение

Во-первых, в этом большое значение имеет пример родителей, близких. Дети всегда копируют поведение родителей, именно поведение. И сколько бы ни рассуждали о том, что нужно в какой-либо ситуации вести себя так и только так, дети отреагируют не на слова, а скорее скопируют действия, эмоции взрослых. Значит, если родители сами не научились достойно проигрывать, то и дети не смогут адекватно отреагировать на поражение в какой-либо ситуации. Психологи считают, что ребёнку необходимо внушить понимание того, что значит для него выигрыш: доказать всем вокруг, что он самый лучший, или просто само участие в увлекательной игре.

Во-вторых, большую роль играет любовь и поддержка. Это главные факторы, влияющие на воспитание адекватного поведения ребёнка в любой ситуации. Для ребёнка — дошкольника, которого по-настоящему любят, со всеми положительными и отрицательными качествами, поражение не превращается во вселенскую катастрофу.

В–третьих, ребёнка легко хвалить, но не всегда легко сохранить объективность и спокойствие, корректность по отношению к нему в случае проигрыша. Не все родители обладают такой мудростью.

А ведь очень важно объяснить, что проигрыш — это не конец жизни, а всего лишь своего рода урок. То есть, нужно учить детей критически относиться к своим ошибкам, выяснять, почему произошло именно так, а не иначе. Это поможет в дальнейшем ребёнку адекватно относиться ко всему, что он делает, научит его анализу своих ошибок. Важно, чтобы ребёнок привыкал к мысли, что иногда поражение — это тоже результат, из которого нужно сделать вывод, что необходимо что-то изменить и идти вперёд, учитывая свои ошибки, искать новые пути преодоления трудностей.

Кроме того, следует настраивать ребёнка на то, что победа бывает разная: да, проиграл в соревнованиях друзьям, ещё кому-то. Конечно, это не всегда приятно, конечно, расстроился. Но сумей победить свои эмоции, улыбайся. Учись, как говорят, отпускать ситуацию. Победить самого себя – вот настоящее искусство, даже отчасти подвиг.

Ещё очень важный момент — умение отнестись к победе соперника с уважением. Человек, способный уважать победу противника, — это великодушный человек. Это качество дорогого стоит, но формируется не так быстро.

Дети хотят быть уверенными, а значит, должны чувствовать, что их любят, несмотря ни на что. Вот именно в этом и заключается поддержка родителей – дать почувствовать ребёнку, что вы с ним, любовь к нему не зависит ни от побед, ни от поражений. Дать понять, что если он справился со своими злыми чувствами, с обидой, отпустил её, он настоящий человек, молодец! Он победил в самой сложной схватке и достоин большого уважения.

И ещё необходимо внушать детям, что невозможно всегда сравнивать себя с кем-то. Не умеешь побеждать свои чувства, очень расстраиваешься после каждого конкурса – не участвуй в них. Есть масса интересных игр, построенных не на сравнении одного с другим. Дерзай там.

Все люди разные, их много, и это не значит, что ты лучше всех. Ты один из них.

Перфекционисты.

"Всю себя замучаю, стану самой лучшею!"

Перфекционизм- стремление сделать все как можно лучше, "на 5 с плюсом"

Люди, хронически выигрывающие имеют ряд проблем. Мягкое проявление перфекционизма в поведении можно рассматривать как достоинство. Но после определенного предела это качество может стать серьезным недостатком, отнимающим время и силы. Некоторые люди оказываются в плену у такого поведения, их перфекционистские планки часто недостижимы, что вызывает чувства злости, неудовлетворенности собой и горечи от несбывшихся намерений.

У детей-перфекционистов уровень тревоги и беспокойства стабильно высок. Привычка " быть лучше других", "держать спину", "быть в форме" отнимает много времени и сил.

Такие дети могут стремиться к совершенству, чтобы скрыть недостатки, которые они в себе видят. Они считают себя плохими, недостойными и несовершенными людьми, а внешнее поведение служит компенсацией внутреннего самоощущения. Такие дети - душевно терзаются, совершив малейший проступок. Им трудно выражать свои эмоции, особенно негативные - гнев, злость, страх. Рассуждая примерно так: "Если у меня злые мысли – значит, я злой и плохой человек".

Причины перфекционизма:

1. Результат воспитания строгой семье, где многое считается "дурным" и не допускается выражения отрицательных чувств.

2. Дети перенимают особенности характера своих родителей, смоделировав себя по их "образу и подобию". Например, если ребенок постоянно слышит: " В нашей семье все учились на отлично!" ему сложно быть хорошистом или троечником.

Разумное отношение к проигрышу.

  Прежде всего – проигрыш – это опыт. Пусть отрицательный, но опыт, который обладает определенной ценностью. Если грамотно проанализировать этот опыт, можно понять – что именно привело к неудаче, что надо делать, чтобы избежать ее в в будущем, во второй раз не наступить на те же грабли.

  Не ошибается тот, кто ничего не делает. Можно долго рассуждать и критиковать но сделать что-то – гораздо сложнее. (пример – ситуация с моим дипломом).

  Если не давать себе права на ошибку – невозможно ничему научиться.

 

Воспитание умения проигрывать:

1. Родителям необходимо спокойно относиться к собственным проигрышам.

- видеть в этом не катастрофу, а ценный опыт, который можно анализировать;

-  иметь устойчивую адекватную самооценку и хорошо себя чувствовать даже в случае неудачи;

- быть готовым к следующей ситуации проигрыша, относиться к этому спокойно: «Да, это неприятно, но это не повод падать духом и казнить себя!»

Необходимо транслировать эти установки ребенку - в беседах, своим поведением  в реакциях на его неудачи и неудачи кого-то из близких.

 2. Вместе с ребенком анализировать его неудачи, посмотреть, что помешало достижениям. Разбить глобальную цель на более мелкие и достижимые. Увидеть ситуацию по-новому, заметить в ней какие-то плюсы.

 3.Не наказывать за проигрыш ни физически, ни морально.

 4. Научить его делать это конструктивно, не стыдиться этих эмоций, а признать их право на существование. Стремиться, чтобы ребенок не держал в себе негативные эмоции, вызванные неуспехом – гнев, обиду. Научить его делать это конструктивно, не стыдиться этих эмоций, а признать их право на существование.

 5. Найти такую деятельность, где ребенок был бы успешен.

 6.Способствовать   формированию адекватной самооценки.

Учить детей проигрывать вы можете и во время общения с ними. Играя в лото или шашки, с улыбкой примите поражение и поздравьте победителя. В случае победы выражайте свое ликование не слишком бурно. Эмоции, испытываемые ребенком – радостный клич победителя или слезы проигравшего – разделите эти чувства с ним, сопереживайте. Когда ребенок успокоится, предложите ему разобраться в том, что произошло, что нужно было предпринять, чтобы добиться успеха. Ребенок должен сделать вывод на будущее: чему следует научиться, чтобы достигать более высоких результатов.

Обязательно рассказывайте детям о том, как вы сами относились к неудачам, когда были маленькими. Наверняка у вас тоже что-то не получалось, и вы переживали схожие чувства, однако это не заставило вас потерять интерес к соперничеству и риску. Главное, ребенок должен быть психологически готов как к победам, так и к поражениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Учим ребёнка проигрывать"

Воспитание у ребёнка умения работать над собственными неудачами и адекватного реагирования на поражения....

Консультация для родителей «Учим ребенка проигрывать»

Как воспитывать у ребенка умение работать над собственными неудачами, самосовершенствоваться и адекватно реагировать на поражения?...

Учим ребёнка проигрывать

Дети сталкиваются с поражениями на разных этапах взросления. Однако обычно они не умеют проигрывать, поскольку взрослые настраивают их только на победу. В таком случае даже незначительная неудача для ...

Учим ребенка проигрывать

Дети сталкиваются с поражениями на разных этапах взросления. Однако обычно они не умеют проигрывать, поскольку взрослые настраивают их только на победу. В таком случае даже незначительная неудача для ...

УЧИМ РЕБЕНКА ПРОИГРЫВАТЬ

КАК РОДИТЕЛЯМ РЕАГИРОВАТЬ НА НЕУДАЧИ И УДАЧИ ДЕТЕЙ?...

Консультация для родителей: «Учим ребенка проигрывать»

Дети сталкиваются с поражениями на разных этапах взросления. Однако обычно они не умеют проигрывать, поскольку взрослые настраивают их только на победу. В таком случае даже незначительная неудача для ...

Учим детей проигрывать достойно

  Когда малыш хочет всегда быть первым и не терпит поражений - это нормальная реакция. Но бывает, что ребенок растет, а реакция на то, что выигрывает не он, все такая же буйная: ребенок ры...