Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития
консультация

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.

В качестве основного «проводника» в мир речевой культуры – речевого общения и мышления для ребенка выступает взрослый, от которого зависит также организация содержательного детского общения. В общении с взрослым, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi_po.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи по

вопросам речевого развития детей

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.

В качестве основного «проводника» в мир речевой культуры – речевого общения и мышления для ребенка выступает взрослый, от которого зависит также организация содержательного детского общения. В общении с взрослым, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.

Между тем, чтобы новые слова не остались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть понятым, услышанным и получить ответ, делает речь дошкольника в общении со сверстником связной, полной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Поэтому так важно поощрять детское игровое общение.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка – еще одно необходимое условие. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может и безрезультатны. Следует донести до родителей, что проблему формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью.

Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами как максимум и умение рассказывать стихотворения как минимум. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая при этом внимания на многие другие стороны его формирования. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой – этап речевого развития дошкольника, подразумевающий серьезную работу.

Обследование речи детей.

В  ДОУ эта работа начинается с обследования состояния речи детей, в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам:

  • звукопроизношение;
  • словарь;
  • грамматический строй речи;
  • связная речь.

Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе. Далее происходит « распределение обязанностей» между педагогами и семьей по дальнейшей работе. Родителям объясняется, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым, что каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Как же сделать так, чтобы родители могли воспользоваться методической базой, которой владеют воспитатели? Для этого лучше всего провести с ними беседу, анкетирование, что позволит определить наиболее приемлемые формы взаимодействия воспитателей с семьей.

Учитывая результаты анкетирования, все необходимые рекомендации по речевому развитию детей педагоги детского сада размещают в «уголках для родителей», а именно:

  • советы по словарной работе с детьми;
  • рекомендации по составлению писем как одного из способов подготовки к овладению письменной речью (в рубрике « Сочинять письма учите раньше, чем писать»); заучиванию стихотворений («Учите стихи играючи»);
  • игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;
  • пальчиковые игры и упражнения;
  • игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;
  • листовки с рекомендациями «Как правильно читать книгу детям», «Как проводить беседу по художественному произведению», « Дидактические игры по литературным произведениям», среди которых «Закончи сказку», « Подбери картинку», « Узнай героя»;
  • информацию о способах игрового речевого общения с ребенком;
  • списки необходимой литературы.

Отдельно в « уголке для родителей» отмечаются семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей.

Педагогами проводятся консультации о театре, играх- драматизациях как важнейших способах разностороннего развития речи, методах игрового речевого общения с ребенком. Рекомендуется начинать с простого – разыгрывания сказки с заместителями. Этому родители учатся в процессе игрового тренинга, где они выступают в роли детей, а воспитатель - в роли родителей. Например, разыгрывая сказку «Рукавичка» (в начальном варианте), можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками, а рукавичку - самым большим кружком.

Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, разыгрывает сюжет.

Задание можно усложнить. Так, с помощью кружков - заместителей взрослый «загадывает » любую сценку из сказки, а ребенок должен угадать ее. Такой вариант допустим, когда дошкольник уже хорошо знаком со сказкой и может отвечать на вопросы по ее содержанию.

Следующий этап – предложить самому ребенку показать сценку и одновременно рассказать о ней.

Еще более сложный вариант – с помощью нового кружка – заместителя предложить самостоятельное сочинение новых эпизодов сказки. Если сценки сказки не однотипны, как в «Репке», «Рукавичке», «досочинить» сказку с неповторяющимися эпизодами ( например « Гуси- лебеди») можно после беседы о логических предметах и действиях. После такого тренинга родителям легче организовать подобную игру с детьми дома.

Далее  советуем заменять кружки игрушками, изображающими героев.

Игра – драматизация с их использованием дает возможность для быстрой смены ролей. Только что ребенок держал в руках игрушечного волка и говорил хриплым       « волчьим » голосом и тут же берет Колобка и озвучивает его тоненьким голоском. Каждая из игрушек диктует свою манеру поведения, речи, интонации.

После этого возникает игра « за двоих», которая чрезвычайно полезна не только для речевого, но и общего развития ребенка.

При систематическом использовании театрально - игровой деятельности под руководством взрослого можно добиться хороших результатов и подойти к созданию домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и сверстники ребенка. В кукольных спектаклях можно заменить игрушку театральной куклой. Инсценировкой руководит взрослый, а дошкольник воспроизводит знакомые литературные сюжеты, что тренирует его память, совершенствует речь. Поэтому  рекомендуется родителям  воспитанников организовывать « домашний » театр.

Посещая семьи детей, особое внимание обращается  на наличие книжного уголка со стихами, сказками, рассказами, так необходимыми для всестороннего развития речи ребенка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в художественной литературе, помогают ему самому подбирать их в своем рассказе. Рекомендуется родителям читать детям « умные» сказки, стихи поэтов – классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи.

В нашем детском саду можно сохранять и поддерживать такую традицию, как коллективное чтение в семье, объединяющее всех его членов, воспитывающее любовь к литературе.

При посещении семей педагоги также дают советы родителям по работе с книгой, использованию иллюстраций, наборов открыток для упражнений детей в пересказе произведений, составлении рассказов по картинкам.

В группах организуется выставка « Моя любимая книга». Ребята приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, жанр, уметь пересказать содержание.

Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов. Родители  записывают эти рассказы или составляют книжки-малышки с иллюстрациями детей, приносят в детский сад и размещают их на выставке. Дети обмениваются своими « книжками», берут их на время домой, рассматривают, рассказывают их содержание мамам и папам.

Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки и экскурсии в лес, парк, зоопарк, цирк, интересные случаи, события, праздники, поездки.

Сочинение писем

Отличной подготовкой к овладению письменной речью является обучение детей связной устной речи. Но еще больше дошкольник проникает в суть письменной речи, приобщаясь к совместному со старшими сочинению писем далеко живущим родственникам, друзьям, заболевшему другу. Известный специалист в области детской речи Е.И.Тихеева говорила о пользе сочинения дошкольниками писем как подготовке ребенка к овладению эпистолярным искусством. Кроме того, привлечение к переписке с родными и знакомыми способствует формированию у детей нравственных качеств, дружелюбия, любви и внимательного отношения к близким, заботливости.

Для повышения компетентности в области эпистолярного жанра в «уголке для родителей» и в личных беседах рекомендуется  мамам и папам обращаться к наследию классиков литературы, публикуемым письмам знаменитых людей, а также к художественной литературе, в которой персонажи обмениваются письмами. Например, рассказ А.П.Чехова « Ванька».

Чтобы сочинение письма было для ребенка увлекательным, нескучным занятием, важно не принуждать его к этому, а вызвать интерес, например, прочитав стихотворения Ю.Тувима « Добрые мои дети», С. Маршака «Почта». Можно также понаблюдать за почтовой машиной, опусканием писем в почтовый ящик, выбрать к празднику красивую открытку.

Если семья получила письмо, необходимо обратить на это внимание ребенка. Ему можно подсказать, что с помощью взрослых он может послать родственнику, другу или даже целой группе детского сада свое письмо.

При составлении письма ребенок будет рассказывать, а взрослый записывать текст под диктовку, помогать вопросами, ненавязчивыми советами. Написанное обязательно прочитывается вслух.

Перед написанием письма советуется рассказать ребенку некоторые правила его составления:

  • письмо начинается с обращения;
  • затем сообщается информация о себе;
  • далее задаются вопросы, высказываются какие- либо пожелания и т.п.;
  • в конце письма необходимо попрощаться и написать свое имя.

Чтобы избежать « суховатых » обращений, можно напомнить ребенку, как их называют дедушка и бабушка в письмах. Если ребенок пытается сам написать письмо печатными буквами, советуем предложить ему написать первые слова, а остальное пишет мама. А вот приложить рисунок – уместно и всегда будет приятно адресату.

Результатом такой работы становится создание в группе « собрания детских писем», записанных воспитателем и родителями. В дальнейшем они используются для работы с детьми в группе, а также периодически выставляются для всех родителей как наглядная агитация и призыв работать с детьми в семье.

Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную и эмоциональную. Для этого  родители могут не использовать многократное повторение текста, а превращать заучивание в веселое обыгрывание содержания стихотворения.

Беседа по содержанию, разыгрывание его разными способами (драматизация, пальчиковая игра, диалоги и т.д.) выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст. Можно использовать построчное запоминание в форме игры « Скажи строчку», когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом меняются порядком строк.

Развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проводя игровые дыхательные упражнения (« Попади в ворота», « Лыжники», « Чей листок улетит дальше») в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, рекомендуется родителям продолжать эту работу и в семье.

Для улучшения речевого дыхания можно предложить родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие чистоговорки, загадки, пословицы, короткие считалки.

Решая задачу по развитию у детей силы голоса, следует не только обращать внимание на то, чтобы ребенок отвечал громко, но и учить его правильно пользоваться одним из элементов интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; уметь контролировать свою речь.

Все эти упражнения проигрываются с семьями в процессе тренингов. Родители выполняют задания, передавая друг другу по кругу какой-нибудь предмет (мяч, карандаш).

Для формирования умения пользоваться вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией играть аналогично, но с использованием карточек с изображением восклицательного, вопросительного знаков и точки.

Также упражнять родителей, а они в свою очередь, тренируют потом детей в произнесении одних и тех же фраз с интонацией испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления.

Поскольку формирование речи у детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук,  включают родителей в систематическую работу по тренировке тонких движений пальцев малышей, которую проводят воспитатели. Для этого организуются игровые тренинги для родителей, где они обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования их со своими детьми (« Строим дом», «Скакалка», « Я - художник», « Корзина», « Колокольчик», « Птичка» и др.).

Кроме того, родители приглашаются в группу на занятия, где наблюдают за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражнениями воспитателей и детей.

Обогащение словаря и развитие грамматического строя речи

Составлению ярких выразительных рассказов предшествует, безусловно, работа по обогащению словаря ребенка, развитию грамматического строя речи. Учитывая это, мы знакомим родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка, например, «Какой? Какая? (подбор определений, синонимов, сравнения). В данных играх советуем им называть слова по очереди с ребенком, чтобы избежать нередкого замыкания на одной теме (например, называние только овощей).

Игра «Почему так назвали?» позволит научить ребенка вдумываться, вслушиваться в слово, объяснять семантику некоторых слов.

Игры на описание самых разных предметов (« Кто больше назовет?», «Что из чего сделано?», « Какого цвета?») можно использовать в качестве подготовки для понимания смысла, заложенного в загадках. В таких играх, как «Кто где живет?», «Кто как голос подает?», родители вовлекают детей в игровой диалог, при этом создается атмосфера общности интересов.

Повышая уровень профессиональности в вопросе развития речи, на тренингах родители сами с удовольствием играют с воспитателями в словесные игры « Волшебная палочка», « Скажи наоборот», тренируются в придумывании загадок. Педагоги обращают внимание на образность пословиц, советуют побуждать детей использовать их в речи.

На уроке «Заочной школы профессиональных родителей» (обучение родителей работе с детьми) отрабатываются игры « Дополни и расшифруй пословицу», «Найди книгу – иллюстрацию пословицы». Для этого специально организуется выставка сказок « Морозко», « Заюшкина избушка» и др. Воспитатель называет первую часть пословицы и бросает мяч родителю. Родитель возвращает ему мяч, и объясняет ее смысл. Все родители находят среди книг соответствующую значению пословицы книгу – сказку. В дальнейшем в такие игры родители играют с детьми дома.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, мы рекомендуем им « играть с детьми на кухне». Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения              (перебрать крупу, сложить из спичек домик, кружечку и т.п.), игры на обогащение словаря («Какие слова вытащим из супа, компота, плиты?», Вкусные слова ( кислые, сладкие …)», « Чудесный мешочек» ( угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств)). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру « Сварим варенье» (из яблок – яблочное), « Приготовим сок» (яблочный).

Ремонтируя одежду, предлагается ребенку выложить из пуговиц узор, сделать из них панно на пластилиновой основе. Можно играть на прогулке, а также по дороге в детский сад в игры: « Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко», « Упрямые слова».

Обратная связь во взаимодействии с родителями

При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль (или « обратная связь») за этой деятельностью. Осуществляется он ненавязчиво, тактично и опосредованно со стороны воспитателей. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук, воспитатели могут узнать по поделкам, сделанным дома детьми самостоятельно или с небольшой помощью родителей, из которых организуется выставка « Наши пальчики – язычку помощники». Практикуются также « домашние задания » (совместно для детей и родителей). Так, можно рекомендовать сделать в семье традиционной игру «Новое словечко», целью которой является расширение словаря ребенка. В выходной день родители « дарят» ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение. Затем, нарисовав на листке вместе с взрослым рисунок, объясняющий данное слово, и написав его на другой стороне листа, дети приносят в группу « подаренное дома слово» и знакомят с ним товарищей. Эти « картинки – слова» помещаются в « Шкатулку умных слов», и время от времени с ними проводятся разнообразные игры.

Другое « домашнее задание»: записать рассказ ребенка о фрукте, овоще и вместе с ним проиллюстрировать его. Из таких принесенных из дома записанных рассказов воспитатели составляют альбомы в форме яблока (рассказы о фруктах), огурца (рассказы об овощах), которые также впоследствии используются в работе.

На родительских собраниях семьи обязательно обмениваются своим опытом по развитию речи детей дома, обсуждают вопросы из копилки – ящика « Задайте вопрос, который вас волнует».

Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей,  шаг за шагом преодолевается сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

Приложение

Анкета для родителей

  1. Игра не обязательна для ребенка или жизненно необходимое условие для речевого его развития?
  2. Любит ли Ваш ребенок играть?
  3. Играете ли Вы с ребенком? Как часто?
  4. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним?
  5. Назовите любимые игры Вашего ребенка?
  6. Учите ли Вы играть своего ребенка в любимые игры Вашего детства?
  7. Что, на Ваш взгляд, означает «быть игровым партнером» ребенка?
  8. Какая игра, на Ваш взгляд, приносит ребенку больше пользы: когда он увлеченно играет один, участвует в коллективной игре с другими детьми или с взрослыми?
  9. Прислушиваетесь ли Вы к разговорам детей во время игры? Вступаете ли в ролевое общение с ними?
  10. Пишите ли Вы письма родным и приобщаете ли к совместному сочинению писем ребенка?
  11. Используете ли Вы свободную минутку для развития речи?
  12. Хорошо ли ребенок запоминает стихи?
  13. Любит ли заучивание?
  14. Бывают ли у Вас « семейные» чтения?
  15. Вы читаете ребенку любую детскую литературу или делаете определенный выбор? Если да, то какой?

Анкета для детей

  1. Есть ли у тебя место дома, где ты можешь посмотреть книги, порисовать?
  2. Общаешься ли ты с бабушкой, дедушкой, родными? Как?
  3. Пишешь ли ты письма родным вместе с родителями? Это бывает часто, редко?
  4. Приходят ли к тебе друзья?
  5. Разрешают ли тебе ходить в гости к друзьям?
  6. Любишь ли ты, когда с тобой играют мама, папа, бабушка …?
  7. Любишь ли ты играть с родителями в игры со словами?
  8. Читают ли тебе родители книги? Любишь ли ты чтение?
  9. Нравится ли тебе слушать стихи? А сказки? Что больше?

Приложение

Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями

         (ознакомительная)

Ваша информация поможет нам лучше узнать ребенка и значительно повысить эффективность коррекционно-воспитательной работы.

1. Фамилия, имя, отчество ребенка______________________________________________________

2. Дата рождения ребенка______________________________________________________________

3. Домашний адрес, телефон____________________________________________________________

4. ФИО мамы, место работы, телефон____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5. ФИО папы, место работы, телефон____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

6.Имеются ли речевые нарушения у родителей или близких родственников?

____________________________________________________________________________________

7. Сообщите данные о ходе речевого развития ребенка:

  • когда появилась лепетная речь?___________________________________________________
  • когда появились первые слова?___________________________________________________
  • когда появились простейшие фразы?______________________________________________
  • когда появилась развернутая речь?________________________________________________

8. Какие трудности вы замечаете в речи ребенка?__________________________________________

____________________________________________________________________________________

9. Каково ваше отношение к трудностям в речи ребенка?___________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

10. Ваши предложения и пожелания_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Спасибо за участие в анкетировании и откровенные ответы

Анкета для родителей

Цель: Получение информации о воспитании ребенка в семье: о традициях, укладе семьи, о методах воспитании, развитии ребенка.

1. удается ли соблюдать режим дня: питание, дневной сон, прогулки, игры? Если нет, то почему.

Ответы:

Да  _________________________________________________________________________________

Иногда ______________________________________________________________________________

Нет _________________________________________________________________________________

2. Семейные праздники -  как они проходят? Кто из родителей является организатором семейных праздников? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Кто из родителей активно участвует в развитии, воспитании ребенка?
мама________________________________________________________________________________

папа________________________________________________________________________________

бабушки_____________________________________________________________________________

сам воспитывается и развивается________________________________________________________

4. Ваши выходные дни – как они проходят?

  • уборка квартиры, решение накопившихся дел _______________________________________
  • прогулки в парке, по городу ______________________________________________________
  • театр, экскурсии, цирк ___________________________________________________________
  • 1 р. в неделю ___________________________________________________________________
  • 1 р. в месяц ____________________________________________________________________
  • 1 р. в полгода __________________________________________________________________
  • 1 р. в год ______________________________________________________________________

 5. Как часто перед сном Вы читаете ребенку книги, рассказываете сказки или просто беседуете по душам?______________________________________________________________________________

каждый вечер_________________________________________________________________________

раз в неделю_________________________________________________________________________

иногда_______________________________________________________________________________

нет времени__________________________________________________________________________

6.. Ваш ребенок – какой он? (характер, интересы, способности, наклонности)

____________________________________________________________________________________

Спасибо за участие в анкетировании и откровенные ответы.

Анкета для родителей      

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающие с вашей точки зрения.

1. Интересует ли Вас тема опроса?

  • считаю важной;
  • считаю второстепенной;
  • не интересует совсем.

2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

  • правильное речевое высказывание;
  • выразительное и правильное интонирование речи;
  • правильное произношение  звуков родного языка;
  • владение культурой речи;
  • звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка.

3. Есть ли у вашего ребенка нарушение в речевом развитии?

  • да;
  • нет;
  • не обращал(а) внимания.

4. Если у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

  • обратиться за советом к воспитателю;
  • заниматься с  ребенком самостоятельно;
  • проконсультироваться у логопеда;
  • регулярно заниматься с логопедом;
  • не обращать внимания;
  • другое ______________________________________________________

5. Как вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?

  • нет;
  • затруднит в общении со сверстниками в детском саду;
  • помешает полноценному общению с людьми в будущем;
  • послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.

6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

  • достаточно занятий с воспитателем и логопедом;
  • родители иногда должны заниматься с детьми;
  • родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.

7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?_______________________________

 Спасибо за участие в анкетировании

Анкета для родителей

1. Задумывались ли вы о том, как говорит ваш ребенок?

2. Слушаете ли вы, что говорит ваш ребенок?

3. Все ли вам нравится в речи ребенка?

4. Поправляете ли вы речь вашего ребенка?

5. Делает ли ваш ребенок грамматические ошибки? Какие  (подчеркните   нужное)?

  • согласование слова в роде, числе, падеже;
  • согласование слов;
  • употребление предлогов;
  • употребление существительных множественного числа;
  • употребление несклоняемых существительных;
  • употребление сравнительной степени прилагательных.

6. Как вы реагируете,  если ребенок ошибается?

7. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи

    есть у вас дома?

8. Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного

    возраста грамматически правильной речи или вам необходима помощь

    наших педагогов?

9. Какая форма методической помощи вас бы устроила:

    обзорная консультация специалиста;

    практикум-семинар по данной проблеме;

    индивидуальная консультация.                                          

Спасибо за участие в анкетировании

План  работы с родителями

сроки

виды  работ

ответственные

Сентябрь

Январь

май

Собрания

Тема: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы».

Тема: «Динамика речевого продвижения ребенка»

Тема: «Итоги коррекционной работы за год. Рекомендации на летний период».

учитель-логопед;

старший воспитатель, воспитатель

В течение учебного года

Индивидуальные беседы

старший воспитатель,

учитель-логопед,

воспитатель

В течение учебного года

Консультации

«Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение».

«Семья, имеющая ребенка с речевыми нарушениями».

«Влияние на здоровье и речевое развитие ребенка теле, видео и компьютерной информации».

старший воспитатель,

учитель-логопед,

воспитатель

Раз в квартал

Наглядная агитация

Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика»

                                 «Развитие мелкой моторики»

 «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Газета «Роль детской книги в речевом развитии детей»

              «Знание речевых игр в развитии малыша»

Октябрь

декабрь

Тренинги

«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Занятие-тренинг «Давайте поиграем»

Старший воспитатель,

Учитель-логопед, воспитатель

май

июнь

Утренник

«Праздник красивой речи»

«Лето красное»

Учитель-логопед,

воспитатели

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Консультация для родителей и педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития дошкольников»

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно....

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей

С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить роди­телей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. С...

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста».

Цель  работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье ...