Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей
статья по развитию речи (старшая группа)

С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить роди­телей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Следует донести до родителей, что проблему формирования речи нельзя сводить только к обучению грамоте, так как разви­тие речи — сложный процесс, в ко­тором освоение письменной речи является лишь составной частью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                  Селиверстова Лариса Сергеевна

                              МБДОУ  д/с №28 «Жемчужинка»    

                          Республика Хакасия г. Саяногорск

              Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого  развития детей

   Одним из условий развития ребенка и дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Основным "проводником" в мир речевой культуры — речевого общения и мышления для ребенка выступает взрослый, от которого зависит организация содержательного детского общения. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Чтобы новые слова не остались в пассивном словаре,  необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ на интересующий вопрос, делает  речь дошкольника в общении со сверстником связной, полной.  Важно поощрять общение детей в игре,  они  эмоциональны, что создает условия для разностороннего полноценного речевого развития.

   Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития ребенка — это еще одно необходимое условие. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Следует донести до родителей, что проблему формирования речи нельзя сводить только к обучению грамоте, так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью.

Многие родители считают, что развитая речь — это умение читать и писать и умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая при этом внимания на многие другие стороны его формирования. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой — этап речевого развития дошкольника, подразумевающий серьезную систематическую подготовку.

   В детском саду  эта работа начинается с обследования состояния речи детей, в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам:

  • звукопроизношение;
  • словарь;
  • грамматический строй речи;
  • связная речь.

   Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе. Далее происходит "распределение обязанностей" между педагогами и семьей по дальнейшей работе. Необходимо убедить родителей, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым, что каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Необходимая полезная информация для родителей: советы, рекомендации по речевому развитию детей  размещаются  в  родительском уголке или предоставляются родителям при индивидуальном общении. Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и упражнения, консультации: «Как правильно читать книгу детям", "Как проводить беседу по художественному произведению", различные  дидактические игры по литературным произведениям, среди которых "Закончи сказку", "Подбери картинку", "Узнай сказочного героя". Обязательно необходимо  отмечать, благодарить семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей. При общении с родителями, советуем организовать дома книжный уголок со стихами, сказками, рассказами, это способствует всестороннему развитию речи ребенка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в художественной литературе, помогают ему самому подбирать их в своем рассказе.  Рекомендуем родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Стараемся сохранять и поддерживать такую традицию, как коллективное чтение в семье, объединяющее всех ее членов, воспитывающее любовь к литературе. В группу дети приносят, из дома свои любимые книги организуются выставка "Моя любимая книга". Мы их с удовольствием читаем, у детей проявляется интерес, они обмениваются ими, рассматривают, рассказывают содержание друг другу. Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную, и эмоциональную. Для этого советуем родителям не использовать многократное повторение текста, а превращать заучивание в веселое обыгрывание содержания стихотворения. Например, беседа по содержанию, разыгрывание его разными способами (драматизация, пальчиковая игра, диалоги и т. д.), выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст. Советуем использовать построчное запоминание в форме игры "Скажи строчку", когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом меняются порядком строк.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проводя игровые дыхательные упражнения («Попади в ворота», «Лыжники»;  «Фокус», «Чей листок улетит дальше») в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу и в семье. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие "чистоговорки", загадки, пословицы, короткие считалки. Решая задачу по развитию у детей силы голоса, следует не только обращать внимание на то, чтобы ребенок отвечал громко, но и учить его правильно пользоваться одним из элементов интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; уметь контролировать свою речь.

   Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, мы включаем родителей в систематическую работу по тренировке тонких движений пальце. Каждое утро наши родители могут наблюдать проведение артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр.  Организуются игровые тренинги для родителей, где они обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования их со своими детьми дома ( «Лесенка», «Строим дом», «Скакалка»,  «Колокольчик», «Птичка» и др.). Кроме того, родители приглашаются в группу на групповые и индивидуальные занятия, где наблюдают за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражнениями воспитателя и детей.  Знакомим родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка (например, "Какой? Какая?" (подбор определений, синонимов), "Сравнения"). В данных играх советуем им называть слова по очереди с ребенком, чтобы избежать нередкого замыкания на одной теме (например, называние только овощей). Игра "Почему так назвали?" позволит научить ребенка вдумываться, вслушиваться в слово, объяснять образование некоторых слов. Используются дидактические игры на описание самых разных предметов («Кто больше назовет?», «Что из чего сделано?», «Какого цвета?»)  в таких играх родители вовлекают детей в игровой диалог, при этом создается атмосфера общности интересов. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, мы рекомендуем им "играть с детьми на кухне". Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичечных палочек предмет: (домик, кружечку и т. п.), игры на обогащение словаря, например, ("Какие слова вытащим из супа, компота, плиты?", "Вкусные слова (кислые, сладкие...)", "Чудесный мешочек" (угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств)). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру "Сварим варенье" (из яблок — яблочное), "Приготовим сок" (яблочный). На прогулке или по дороге в детский сад, домой можно играть в игры: « Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко». При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль (или "обратная связь") за этой деятельностью. Родители делятся своими успехами, удачными  приемами между собой. Контроль осуществляется  ненавязчиво, тактично  со стороны воспитателей. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук, воспитатели могут узнать по поделкам, сделанным дома детьми самостоятельно или с небольшой помощью родителей, из которых организуется выставка "Наши пальчики — язычку помощники". На родительских собраниях семьи обязательно обмениваются своим опытом по развитию речи детей дома, обсуждают интересующие вопросы.

Совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

   Таким образом, только творческое сотрудничество совместно с семьёй даст положительный результат.



Предварительный просмотр:

                                                                                  Селиверстова Лариса Сергеевна

                              МБДОУ  д/с №28 «Жемчужинка»    

                          Республика Хакасия г. Саяногорск

              Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого  развития детей

   Одним из условий развития ребенка и дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Основным "проводником" в мир речевой культуры — речевого общения и мышления для ребенка выступает взрослый, от которого зависит организация содержательного детского общения. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Чтобы новые слова не остались в пассивном словаре,  необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ на интересующий вопрос, делает  речь дошкольника в общении со сверстником связной, полной.  Важно поощрять общение детей в игре,  они  эмоциональны, что создает условия для разностороннего полноценного речевого развития.

   Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития ребенка — это еще одно необходимое условие. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Следует донести до родителей, что проблему формирования речи нельзя сводить только к обучению грамоте, так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью.

Многие родители считают, что развитая речь — это умение читать и писать и умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая при этом внимания на многие другие стороны его формирования. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой — этап речевого развития дошкольника, подразумевающий серьезную систематическую подготовку.

   В детском саду  эта работа начинается с обследования состояния речи детей, в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам:

  • звукопроизношение;
  • словарь;
  • грамматический строй речи;
  • связная речь.

   Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе. Далее происходит "распределение обязанностей" между педагогами и семьей по дальнейшей работе. Необходимо убедить родителей, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым, что каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Необходимая полезная информация для родителей: советы, рекомендации по речевому развитию детей  размещаются  в  родительском уголке или предоставляются родителям при индивидуальном общении. Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и упражнения, консультации: «Как правильно читать книгу детям", "Как проводить беседу по художественному произведению", различные  дидактические игры по литературным произведениям, среди которых "Закончи сказку", "Подбери картинку", "Узнай сказочного героя". Обязательно необходимо  отмечать, благодарить семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей. При общении с родителями, советуем организовать дома книжный уголок со стихами, сказками, рассказами, это способствует всестороннему развитию речи ребенка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в художественной литературе, помогают ему самому подбирать их в своем рассказе.  Рекомендуем родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Стараемся сохранять и поддерживать такую традицию, как коллективное чтение в семье, объединяющее всех ее членов, воспитывающее любовь к литературе. В группу дети приносят, из дома свои любимые книги организуются выставка "Моя любимая книга". Мы их с удовольствием читаем, у детей проявляется интерес, они обмениваются ими, рассматривают, рассказывают содержание друг другу. Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную, и эмоциональную. Для этого советуем родителям не использовать многократное повторение текста, а превращать заучивание в веселое обыгрывание содержания стихотворения. Например, беседа по содержанию, разыгрывание его разными способами (драматизация, пальчиковая игра, диалоги и т. д.), выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст. Советуем использовать построчное запоминание в форме игры "Скажи строчку", когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом меняются порядком строк.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проводя игровые дыхательные упражнения («Попади в ворота», «Лыжники»;  «Фокус», «Чей листок улетит дальше») в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу и в семье. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие "чистоговорки", загадки, пословицы, короткие считалки. Решая задачу по развитию у детей силы голоса, следует не только обращать внимание на то, чтобы ребенок отвечал громко, но и учить его правильно пользоваться одним из элементов интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; уметь контролировать свою речь.

   Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, мы включаем родителей в систематическую работу по тренировке тонких движений пальце. Каждое утро наши родители могут наблюдать проведение артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр.  Организуются игровые тренинги для родителей, где они обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования их со своими детьми дома ( «Лесенка», «Строим дом», «Скакалка»,  «Колокольчик», «Птичка» и др.). Кроме того, родители приглашаются в группу на групповые и индивидуальные занятия, где наблюдают за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражнениями воспитателя и детей.  Знакомим родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка (например, "Какой? Какая?" (подбор определений, синонимов), "Сравнения"). В данных играх советуем им называть слова по очереди с ребенком, чтобы избежать нередкого замыкания на одной теме (например, называние только овощей). Игра "Почему так назвали?" позволит научить ребенка вдумываться, вслушиваться в слово, объяснять образование некоторых слов. Используются дидактические игры на описание самых разных предметов («Кто больше назовет?», «Что из чего сделано?», «Какого цвета?»)  в таких играх родители вовлекают детей в игровой диалог, при этом создается атмосфера общности интересов. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, мы рекомендуем им "играть с детьми на кухне". Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичечных палочек предмет: (домик, кружечку и т. п.), игры на обогащение словаря, например, ("Какие слова вытащим из супа, компота, плиты?", "Вкусные слова (кислые, сладкие...)", "Чудесный мешочек" (угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств)). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру "Сварим варенье" (из яблок — яблочное), "Приготовим сок" (яблочный). На прогулке или по дороге в детский сад, домой можно играть в игры: « Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко». При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль (или "обратная связь") за этой деятельностью. Родители делятся своими успехами, удачными  приемами между собой. Контроль осуществляется  ненавязчиво, тактично  со стороны воспитателей. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук, воспитатели могут узнать по поделкам, сделанным дома детьми самостоятельно или с небольшой помощью родителей, из которых организуется выставка "Наши пальчики — язычку помощники". На родительских собраниях семьи обязательно обмениваются своим опытом по развитию речи детей дома, обсуждают интересующие вопросы.

Совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

   Таким образом, только творческое сотрудничество совместно с семьёй даст положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДОУ»

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО»...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...