Главные вкладки

    Родительское собрание"Развитие речи младших дошкольников"
    методическая разработка (младшая группа)

    Майок Алла Владимировна

    Конспект собрания предназначен для работы с родителями второй младшей группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_razvitie_rechi.doc488.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

    город Покачи

    Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка – детский сад

    Родительское собрание

    во второй младшей группе

    Разработали: воспитатели Майок А.В., Прунчак Г.Н.

    2019г.

    Цель.   Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

    Задачи. 

    • Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
    • Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.
    • Способствовать развитию коммуникативных качеств детей.
    • Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

    Повестка дня.

    1. Вступительная часть. «Особенности развития речи младших дошкольников».
    2. Практическая часть. «Игра - путешествие по стране «развитие речи»

                - Формирование словаря.

                - Грамматический строй речи.

                - Связная речь.

                - Развитие мелкой моторики.

    1. «Интеллектуальный марафон».
    2. Доклад «Воспитание межнационального общения, толерантного отношения к разным национальностям»
    3. Разное.

    Предварительная работа.

    • Памятка «Советы – как заучивать стихи с малышами»
    • Памятка «Основные направления деятельности взрослых в семье по развитию речи»
    • Буклет «Речь ребенка»
    • Буклет по сказке «Заюшкина избушка»
    • Подготовка  дидактического материала  для практических заданий.

    Ход собрания.

    1. Вступительная часть. «Особенности развития речи младших

    дошкольников»

    Заговори, чтобы я тебя увидел.

    (Сократ)

    Правильная, выразительная речь - портрет человека.

    Речь - это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

    Младший дошкольный возраст является периодом, когда речевая активность возрастает. Развитие речи у детей происходит особенно быстро: быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

    Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит  (например, Маугли)

    Поэтому,  чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда и потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

       Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

    II. Практическая часть. «Игра - путешествие по стране «Развитие речи»

    1.Формирование словаря.

    К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой).

    Ребѐнок, с помощью взрослого начинает понимать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: «Что это? Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («Что делает? Что с ним можно делать?»). Такое обучение можно провести в играх: «Что это?», «Скажи какой?», «Кто, что умеет делать?».

    Играя с ребенком в игру  «Кто  как  голос  подает?»  (воробей «чик-чирик» - чирикает, утка «кря-кря» - крякает,  лягушка «ква-ква» - квакает), знакомим со способами образования глаголов. А на материале названий игры на музыкальных инструментах ребѐнку показывается способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане-барабанят, на дудочке-дудят, на трубе - трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?» - такие вопросы подводят малыша к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, имеющее свое название.

    Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами).

    Для того  чтобы освоить эти грамматические формы,  можно поиграть с ребенком «В прятки», когда игрушки прячутся в разных местах, а ребѐнок, находя эти места, правильно называет слова с предлогами.

    • Упражнение «Животные и их детеныши»

    - Утка – утенок - утята

    - Кошка - котенок - котята

    - Собака - щенок - щенята

    - Лось – лосенок – лосята

    - Лошадь – жеребенок – жеребята.

    • Упражнение «Где находится предмет?» (использовать магнитную доску)

    Цель: упражнять детей в правильном употреблении  предлогов, определять местоположение предметов.

    (Расскажи, что изображено на картине,  используя слова:  на, в, под, над, перед, за, около, впереди, позади). 

    Пример: Кот на подушке, бегемотик перед машиной, машина за бегемотиком.

    - Кошка где … (под столом, за креслом)

    - Облако (над домом)

    - Ваза с цветами  (на столе)

    - Конфеты (в конфетнице).

    Расширяя представления детей о ближайшем окружении, мы обогащаем словарь названиями  частей суток, времён года, домашних и диких животных, овощей и фруктов. Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей.

             Постепенно вводим в словарь детей обобщающие понятия,  т.е. учим называть группы предметов, объединённые общим признаком, одним словом (одежда, овощи, фрукты, мебель, транспорт и т.д.).

    • Игра «Назови одним словом»

    - Капуста, огурец, лук, помидор - это (овощи)

    - Сапоги, валенки, туфли, кроссовки – (обувь)

    - Автобус, поезд, самолёт, автомобиль – (транспорт)

    • «Разложи предметы на группы» (работа с карточками)

    К концу года ребенок нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка).

    2. Грамматический строй речи.

    - Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

    Наша задача совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

    - Развитию грамотной речи способствуют словесные игры.

    Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

    • Упражнение «Какой, какая, какое?»

    Жёлтое…. (солнце)

    Пушистые…(котята)

    Машина…какая? (большая)

    • «Что бывает?»

    (Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное).

    Зелёный -…забор, шарф.

    Зимняя -…прогулка, погода.

    Домашнее -…печенье, задание.

    • «Четвёртый лишний».

    (Выделить лишний предмет и объяснить свой выбор).

    - Корова,  свинья, лошадь, лось.

    - Ворона, воробей, синица, волк.

    - Стол, шкаф, тарелка, кресло.

    - Кукла, яблоко, банан, груша.

    3. Связная речь

    Речевое общение ребенка с партнерами приобретает форму диалога. Чтобы  развивать диалогическую речь ребенка, нужно  вовлекать его в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций, книг; во время наблюдения за живой и неживой природой; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

    Но родителям и взрослым, окружающим ребёнка, необходимо  учитывать, что в этом возрасте дети не только легко запоминают и повторяют образцы речи взрослых людей, но и манеру их общения, мимику, жесты, позы. Подражая взрослым, дети тем самым перенимают и культуру общения.  Иногда взрослые недооценивают всю важность общения с ребенком, разговоров с ним, не поддерживают его речевую активность и ребенок перестает общаться с близкими, остается предоставленным самому себе, что отрицательно скажется на его речевом развитии.

               

    4. Развитие мелкой моторики.

    Тесно взаимосвязаны друг с другом речь и моторика. Многие игры на развитие речи сочетаются с движением рук и пальчиковой гимнастикой. Кисти рук напрямую связаны с работой  головного мозга, что влияет на речь ребенка. Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев». Значит, что для развития речи ребёнка очень важно развивать мелкую моторику его рук. Учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой.

    • Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»

    Ведущий предлагает четырём родителям перевоплотиться в детей, а сам становится их мамой.

    - Жили-были дед и баба

    (Указательный палец правой руки у правой щеки; затем  левой рукой)

    - На полянке у реки.

    (Козырьком прикладывают руку ко лбу - смотрят вдаль)

    - И любили очень, очень

    (Гладят живот)

    - На сметане колобки.

    (Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»)

    - Хоть у бабки мало силы,

    - Бабка тесто замесила.

    (Кулаками «месят» тесто)

    - Ну а маленькая внучка

    - Колобок катала в ручках.

    (В ладонях «перекатывают» колобок)

    - Вышел ровный,

    (Горизонтальный взмах одной рукой)

    - Вышел гладкий,

    (Поглаживание рук)

    - Не солёный и не сладкий,

    (Грозят указательными пальцами обеих рук)

    - Очень круглый,

    (Пальцами рисуют в воздухе круг)

     - Очень вкусный. (Гладят живот)

    III часть. «Интеллектуальный марафон».

    Ведущий предлагает родителям поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого надо разделиться на 2 группы. Каждая группа получит задание: из трёх вариантов ответов на вопрос нужно выбрать один и прокомментировать его.

    1. подгруппа.

    1 вопрос.

    Показатели  речи  детей   этого   возраста:

    - развитие голосовых реакций, подражания;

    - понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений

    (правильный ответ);

    -        понимание, подражание, пассивная речь.

    2 вопрос.

    Условия для развития речи:

    - уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых;

    - обучающее и воспитательное воздействие;

    - собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности.

    (Все ответы правильные.)

    2 подгруппа.

    1 вопрос.

    Показатели речевого общения ребёнка:

    - понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;

    слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы;

    - речь приобретает форму диалога;

    - по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает
    простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира (
    правильный ответ).

    2 вопрос.

    Особенности словарного запаса:

    - использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё невелик);

    отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трёх и более слов (правильный ответ);

    - использует простые и сложные предложения;

    - пользуется всеми частями речи.

    Воспитатель. 

    - Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию.

    • Игра «Цветные зонтики».

    Чёрный зонт символизирует неблагоприятные факторы, отрицательно, влияющие на развитие речи, а цветной - благоприятные. Взять по одной карточке и встать под зонт, цвет которого, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментировать свой выбор.    Одновременно в игре участвуют 10-12 человек.

    Неблагоприятные факторы.

    • Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т.д.).
    • Замена общения просмотром телевизионных передач.
    • Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребёнка.
    • Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.
    • Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.
    • Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.

    Благоприятные факторы.

    • Эмоционально-положительное общение с ребёнком.
    • Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.
    • При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам.
    • Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.
    • Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.
    • Чтение и рассказывание сказок, рассказов,  заучивание стихов, потешек.

    IV часть.  Доклад «Воспитание межнационального общения, толерантного отношения к разным национальностям»

    Поговорим о воспитании у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

    В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

    • этика и стратегия ненасилия;

    • идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

    • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

    Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.

    Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости.

    Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

    Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в многонациональном городе и должны научить ребенка терпимости и взаимопониманию.

    Как воспитать умение преодолеть нетерпимость, как сформировать доброжелательное и терпимое отношение к окружающим?

    1. Следите за своими высказываниями в присутствии детей. Не провоцируйте их на нежелательное поведение, задавая вопросы в роде: «А Олега не дразнят очкариком?». Объяснить ребёнку, что внешность и национальность не самое главное, можно с помощью игры «Конфета». Заверните очень вкусную конфету в обычный фантик и дайте малышу. Поговорите с ним о том, что внешне человек может быть не красив, зато обладать достойными внутренними качествами.
    2. Не читайте нравоучений по поводу плохого поведения, урок вежливости малыш быстрее усвоит через игру или сказку. Поиграйте с ним в ролевые игры. Пусть ребёнок станет одним из героев, который проявлял нетерпимость к другим, и попробует объяснить, что он чувствует, как должен был поступить. Дайте ребенку почувствовать, как ощущает себя человек, которого дразнят. Это будет наглядным примером при воспитании доброжелательности.
    3. Родители должны следить за тем, что говорят в присутствии детей, даже если предполагается, что те «не слышат» или «не понимают». Большинство видов нетерпимости и способов ее проявить детям «подсказывают» именно родители. И бесполезно что-то внушать малышу, если ваше поведение при этом остается неизменным. Часто взрослые провоцируют детей на нежелательное поведение, обсуждая, «какая толстая Даша из их группы».
    4. Главным помощником  в воспитании доброжелательности и терпимого отношения к окружающим может стать игра. Проводите с детьми игры для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

    • Упражнение «Волшебные очки»

    Взрослый говорит: «Я хочу показать тебе волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки и увижу, какой ты красивый, веселый, умный. А теперь мне хочется, чтобы ты примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего друга, или папу, бабушку, брата, сестру, маму. Может, ты заметишь то, чего раньше не замечал».

    • Упражнение «Комплименты».

    Бросаем мяч, и говорит тот участник, у кого оказался мяч.  (Например: «Ты добрая» и др.).

    Игра продолжается до тех пор, пока все не скажут комплимент.

    Читайте сказки, объясняйте о положительных и отрицательных поступках героев,  учите и играйте вместе с детьми.

    Как стать толерантным?

    Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.

    Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

    V. Разное.

    Приложение

                                                           

    Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно,  необходимо соблюдать несколько условий:

    • Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту и уровню психического развития.
    • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните.
    • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это затрудняет процесс овладения детьми правильной речью.
    • Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в речи ребёнка, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
    • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
    • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
    • Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. В дальнейшем - беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком ребёнку.
    • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
    • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
    • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
    • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
    • Рассматривайте, наблюдайте с ребенком различные объекты и явления природы в разное время года.
    • Заучивайте с ребенком стихотворения.
    • Проговаривайте чистоговорки, скороговорки, потешки.
    • Рассматривайте книги и просите ребенка рассказать об увиденном, задавая вопросы.

    Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.

    • Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

    • Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.

    • Сначала прочитайте два-три стихотворения.

    • Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три - четыре раза.

    • Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.

    • Повторите все движения вместе с ребёнком.

    • Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно-два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

    • Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.

    Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой....

    Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

    Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

    Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

    Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

    Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

    Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"...

    Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".

    Программное содержание:1.     Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....

    Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Форма проведения: традиционноеЦель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить роди...