Консультация "Зачем ребёнку кукольный театр?"
консультация

Глухих Ольга Александровна

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem-rebenku-kukolnyi-teatr.doc419 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем ребёнку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?

        Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого "оживления. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

        Речь пойдёт об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний.

Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Кроха уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки – всё одновременно выражается на лице крохи. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

                                В чём же преимущества такой игрушки?

        Во-первых, надевая куклу на руку, ребёнок "сливается" с ней. С её помощью он способен эмоционально выразить всё то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.

        Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несёт некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – весёлая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мультфильма. Играя с куклой, ребёнок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным…

        И наконец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не малыш, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

Для какого же возраста подойдет эта игрушка?

Начинать знакомить малыша с куклами-перчатками можно уже с 1,5 лет. Для начала родители сами выступают в роли актёра. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж расскажет и покажет малышу сказку. Ребёнок пока будет зрителем, а сказочный герой вовлечёт малыша в совместные действия.

В 3 года ребёнок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3 – 4 действий и озвучивая эти действия. Малыш с удовольствием подхватит игру, начатую взрослым.

К 4 годам малыш научился хорошо говорить и может на равных с взрослым или сверстником организовывать театрализованные представления. Теперь для ребёнка становится чрезвычайно важной следующая ступень – построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях.

И нет лучшего помощника для ребёнка в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что ещё эффективнее, кукольный детский театр.

Приобрести ребёнку эту игру не составит труда: кукольные наборы можно купить сейчас в детских магазинах развивающих игр.

Подражаем, сочиняем, говорим... и  взрослеем!

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Для ребёнка сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик-побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребёнка при произнесении сказки вслух.

В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребёнку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из малышей выберет героя, который ему симпатичен. Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа. "Я - лягушка-попрыгушка", "Я - лисичка-сестричка", "Я - волчок–серый бочок" – каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер. И помните, театр – это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую "магическую" обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.

Но вернёмся к разговору о полезности.

Что ещё даёт ребёнку игра в кукольный театр?

Вспомним, что кукла полностью подвластна ребёнку, зависит от него.

Это даёт малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых.

В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития малыша процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребёнок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку. Через это подражание ребёнок учится самоопределению.

Второй процесс, это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребёнку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.

Что такое творчество?

Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром.

Поэтому так важно дать ребёнку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иную роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу, и дает малышам игра в кукольный театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем ребёнку кукольный театр

Консультация для родителей...

Зачем ребёнку кукольный театр

Театр - это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую "магическую" обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную...

Консультация для родителей по теме "Зачем ребёнку кукольный театр"

Консультация для родителей по теме "Зачем ребёнку кукольный театр"...

Консультация для родителей "Зачем ребёнку кукольный театр?"

Консультация о значении кукольного театра в развитии творческих способностей дошкольников....

Консультация для родителей "Зачем ребёнку кукольный театр"

Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности....