Мастер-класс для родителей "Детское экспериментирование основа поисково-исследовательской деятельности"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Цель: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами.

Задачи: 1.Познакомить  со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.

2.Обогащение и обмен опытом по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_detey_i_roditeley.docx23.64 КБ
Файл master-klass_dlya_roditeley_2.pptx530.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №27

 «БЕРЕЗКА»

607662, Нижегородская  область, г.Кстово, ул. Свободы, д. 3.

тел. (83145) 2-51-12, 4-48-54

е-mail: kstovoDOU27@yandex.ru

Мастер-класс по экспериментированию

для родителей и детей

подготовительной группы

«Земляничка»

«Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности»

 Подготовила: Макарова Т.А.

Кстово 2018 г.

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

  • Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
  • Обобщение и обмен опытом по данной теме.

Методы и приемы:

  Репродуктивный, практический.

Участники мастер класса: родители и дети подготовительной группы.

Оборудование: соль, лёд, миска с водой, нитка, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимый), жидкость для мытья посуды, 2 апельсина, чайная ложка молотого перца, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.

Ход мастер класса.

Воспитатель: Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.

В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.  

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (соль, лед).

2. О свойствах веществ.

3. О взаимодействии веществ.

Практическая часть

опыт. Возьми льдинку из воды, не замочив рук. Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыплем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.

4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

опыт«Умные зубочистки»

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

опыт.

Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Оборудование:

1. 2 апельсина.

2. Большая миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

опыт

Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Оборудование:

1. Чайная ложка молотого перца.

2. Чайная ложка соли.

3. Бумажное полотенце.

4. Воздушный шарик.

5. Шерстяной свитер.

Опыт: Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Заключение. Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.

Спасибо вам большое. До новых встреч.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности Макарова Т атьяна Александровна МБДОУ д/с №27 «Берёзка» Мастер-класс для родителей

Слайд 2

Цель : продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами. Задачи : познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности. Обогащение и обмен опытом по данной теме.

Слайд 3

Правила при проведении экспериментов Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт). Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта). Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента). Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата). Объясните почему? Доступными для ребёнка словами . Помните ! При проведении эксперимента главное безопасность вас и вашего ребёнка.

Слайд 4

Оборудование и материал Соль Лёд Нитка Миска с водой 8 деревянных зубочисток Пипетка Кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимый) Жидкость для мытья посуды 2 апельсина Чайная ложка молотого перца Бумажное полотенце Воздушный шарик Шерстяной шарф

Слайд 5

Опыт «Возьми льдинку из воды, не замочив рук» Для проведения опыта нам понадобиться: нитка, кубик льда, стакан воды, соль. Опустим лёд в воду. Нитку положим на край стакана, так что бы один конец лежал на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыплем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана. Вывод : соль, попав на лёд, слегка подтаивает небольшой его участок. В течении 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда вместе с нитью.

Слайд 6

Опыт «Умные зубочистки» Для проведения этого опыта нам понадобиться: иска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада, жидкость для мытья посуды. Располагаем зубочистки в лучиками в миске с водой. В центр миски опускаем аккуратно опускаем кусок сахара – зубочистки начнут собираться к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки «разбегутся». Вывод : сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающие зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки «разбегаться».

Слайд 7

Опыт «Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух» Оборудование: 2 апельсина, большая миска с водой. Положить апельсин в миску с водой, он будет плавать, если даже его утопить. Положить очищенный апельсин в миску водой, он утонет. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух, он удерживает его на поверхности воды.

Слайд 8

Опыт «Статическое электричество» Оборудование : чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф. На бумажное полотенце высыпаем соль и перец, смешиваем. Надутый воздушный шарик, потереть о шерстяной шарф и поднести к смеси перца и соли. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Вывод : в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Слайд 9

Памятка для родителей Для успешных занятий экспериментальной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: Желание самого ребёнка. Благоприятная среда. Грамотный доброжелательный помощник-взрослый. Уважаемые родители! Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими-такими, как книги, фильмы, и нтернет и др. Главное слово для родителей «Помочь», но не «Сделать вместо». Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребёнка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку.

Слайд 10

Заключение. Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Уважаемые , родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами. Спасибо вам большое. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...

Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Предоставление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности....

Мастер - класс для педагогов: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка Ахтариева Л.И. Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию п...

мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"

мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"...

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисково...

Мастер – класс для воспитателей «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность....