Консультация для родителей
консультация

Иксанова Лариса Миндияровна

Консультация для родителей «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет»

Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно – гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – самообслуживания. Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми навыками вводить новые, более сложные составляющие навыки. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения.

Так же воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие.

Важно помнить, что навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Следующее условие – единство требований со стороны взрослых. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Таким образом, к числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

- рационально организованная обстановка,

- четкий режим дня,

- руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Так как формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя, поэтому важно обеспечивать полную согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

- личный пример взрослых

- непосредственно образовательная деятельность

- показ

- объяснение

- пояснение

- поощрение

- беседы

- упражнения в действиях

- дидактические игры

- потешки

- стихотворения

- пословицы, поговорки

- игровые приемы

- викторины, развлечения

- прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки и т. д.)

КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

- Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

- Не крошить хлеб;

- Пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодарить;

- Пользоваться только своим прибором.

МЫТЬЕ РУК И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

- Мыть лицо, руки

- Закатать рукава;

- Смочить руки;

- Взять мыло, намыливать до появления пены;

- Смыть мыло под струей воды;

- Насухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку;

СНИМАНИЕ И НАДЕВАНИЕ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

- Расстегнуть пуговицы;

- Снять платье (брюки, шорты, юбку);

- Аккуратно повесить;

- Снять майку или футболку и аккуратно её повесить на брюки, шорты, юбку;

- Снять обувь;

- Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

- Надеть в обратной последовательности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСЧЕСКИ:

- Знать свою расческу и место, где она лежит.

- Знает назначение расчески и формируется навык ее использования.

- Спокойно, относиться к процедуре причесывания.

- Ребенок проявляет самостоятельность, исходя из его желания (Я сам).

- Переносит навык использования расчески в игровую ситуацию.

- Использование только своей расчески.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОСОВОГО ПЛАТКА:

- Знает назначение носового платка.

- Самостоятельно берет платок и использует по необходимости.

- Постепенно формируется умение разворачивать платок и складывать его.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

- организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.);

- разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

- индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

- организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

- безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

- Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно, есть ложкой.

- Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

- Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...