Родительское собрание "Учим детей мыслить"
методическая разработка

Бурлакова Виктория Андреевна

Познакомить родителей о перспективах развивать логическое мышление. Дать представление о разнообразии логических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_uchim_detey_myslit.docx186.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Родительское собрание

в подготовительной группе:

«Учим детей мыслить»

Подготовила и провела:

В. А. Бурлакова –

воспитатель

Болхов, 2018 г.

Задачи:

1.        Сформировать представление родителей о мышлении как искании и открытии нового;

2.        Уяснить возможные стратегии развития мышления старших дошкольников

3.        Отработать доступные в практике семейного воспитания приемы развития мышления детей.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время, чтобы прийти на собрание.

  Сегодня  мы  поговорим  о  развитии  мышления.  Все  мы  хотим,  чтобы  наши  дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – короче говоря,  умными. Умён тот, кто умеет мыслить! Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам от рождения?  Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и в мыслительной деятельности. Но  если  не  брать  патологических  случаев,  то  умным  легче  вырасти  тому  ребёнку,  которому  помогли  научиться  мыслить,  чем  тому,  который  организовал  своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только наши  занятия.

Мы все хотим своему ребёнку только лучшего, поэтому в первую очередь, должны понять, почему мышление – это важно. Представьте себе, что ваш ребёнок вырос уже и в силу обстоятельств попал в неординарную ситуацию, например профессиональную. К ней нет  готового  решения,  и  человек  имеет  несколько  вариантов  выбора.  Нужно  найти  тот, который  с наименьшими  потерями  ведёт  к  результату. Так  чего  же  в  этой  деятельности больше  -  воспоминаний  о  результатах  «правильного»  обучения  или  анализа  ситуации? (безусловно, второе)

Конечно, легче в описанных ситуациях тем, кто на протяжении учения и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, набивал шишки и ошибался. Итак, уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

Хочу подчеркнуть, что умение мыслить универсально. Если ребёнок овладел им, он будет успешным во всех предметах. Переходя  к  следующей  части,  делаем  вывод:  хорошо  развитое  мышление  не  имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. И  если  вы  хотите,  чтобы  ваш  ребёнок  был  успешным,  вам  нужно  включиться  в процесс развития его мышления.

Мы  понимаем  мышление  как  искание  и  открытие  нового,  как  решение  проблем. Мышление вообще – очень редкий процесс. Но вы можете возразить мне, утверждая, что мы  почти  никогда  не  можем  застать  себя  не  думающими.  Верно,  но  «думанье»  и мышление – вещи разные. В бытовое слово «думать» входят многие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. Это как «мысли мои скакуны». Каждый, вероятно бывал в ситуации, когда задумавшись, уходил мыслью так  далеко,  что  удивлялся  и  пытался  раскрутить  ход  мыслей  обратно.  Мышление  же всегда имеет цель. Вопросы  «почему?»,  «как?»,  «зачем?»  носят  явно  исследовательский  характер.  А вопросы «что?», «где?», «когда?» такого характера не имеют.

Как научить детей мыслить?

Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка и у взрослого, неграмотного и ученого.

Итак, мыслить детей,  мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем.  И целью нашей встречи является оценить значимость процесса развития мышления ребенка и овладеть несложными приемами развития мышления в условиях семейного воспитания.

Допустим, ребёнок обращается к взрослому с вопросом, и тут взрослый выбирает разные стратегии в отношении мышления ребёнка: -«подрастёшь – узнаешь» -«разжевать и положить в рот» или,  «а сам как думаешь?»

1 стратегия означает прерывание размышлений («подрастёшь – узнаешь»)         2 стратегия -воспитание интеллектуального иждивенчества («разжевать и положить в рот»).

3 стратегия - поддержка познавательного интереса («а сам как думаешь»?) Что выбираем? Третье! Правильно,  взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.

Развивать мышление – значит учить чему? (размышление родителей) Развивать мышление – значит учить:  - выделять главное - сравнивать - ставить и разрешать проблемы - обобщать и систематизировать - доказывать и опровергать.

 Вывод:  мыслить  детей мы  учим через  создание  проблемных  ситуаций и  решение проблем,  при  этом  проблемный  материал  должен  быть  разнообразным.  Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале» Например: ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?  Мышление  –  процесс  сложный.  Мыслить  нельзя  заставить.  Вспомните нетерпеливых родителей, которые твердят: «Думай, думай!» Родители, поставив проблему, не будут торопиться получить ответ, не будут сами подсказывать  решение,  а  наберутся  терпения  и  мудрости  и  дадут  мышлению«разогнаться».        

Для развития мышления ребёнка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами, мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы, головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому, полезно собрать в отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т.д.

Очень важно при этом, чтобы дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми, играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является положительный фон при организации игр, совместной деятельности, поискового общения, так как именно он способствует возникновению познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.

А сейчас, я хочу познакомить вас с играми и игровыми упражнениями, которые мы используем в нашей работе с детьми. Я предлагаю вам не только послушать эти игры, но  и поиграть в них.

 Словесные игры – это игры, которые направлены на развитие логического мышления.

 «Найди закономерность и подбери пару к слову»

Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)
Огурец - овощ . Ромашка -...
Учитель -школа . Врач -...
Стол -скатерть . Пол -...
Утро -завтрак .Вечер -...
Человек -руки . Кошка -...
Рыба -вода . Птица -...
Красный -стоять . Зеленый - ...

Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух. Предлагаю вам подумать и дать правильный ответ.

  • Сколько конфет лежит в пустой вазе?
  • Коля шел в лес. Ему навстречу попались 3 охотника. У каждого их них было по ружью. В каждом ружье по два патрона. Сколько человек шло в лес?
  • Ваня забрёл в комнату, в которой есть свечка, газовая плита и керосиновая лампочка. Что зажечь Васе в первую очередь? (Спичку)

Словесная игра «Родственники»

-Елка-родственница ежа, потому что…

Клубок родственник ежа, потому что…

Медведь родственник ежа, потому что…

Игра «Хорошо – плохо»

Найти в предмете положительные и отрицательные качества. Например, быть взрослым хорошо, потому что…., быть взрослым плохо, потому что…

Игра «Да – нет».

Ведущий загадывает предмет, а игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только да или нет. Например, это живое, летает, тяжелое, красного цвета и т. д. пока не отгадают задуманное.

Очень полезно для развития мышления учить детей загадывать и отгадывать загадки. Загадки  могут быть описательного характера, иметь не одну отгадку, а несколько. Например:

Зимой и летом одним цветом. (ель, сосна, пихта) и другие.

Загадки  для ума:

Что тяжелее 1 кг. ваты или 1 кг. железа?

Сколько конфет лежит в пустой вазе?

Игра «Продолжи фразу».

Если песок мокрый, то…

Автобус остановился  потому,  что…

Мальчик моет руки потому, что…

А теперь давайте посмотрим, как на эти же вопросы отвечали дети.

Видео.

Графические игры. Эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы.

К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое. Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление.

Также к графическим играм можно отнести соединение точек по номерам, продолжение узора, различные виды раскрасок и прописей – все эти задания помогают развитию не только логики, но и концентрации внимания.

Такие дидактические  игры как «Танграм» и «Колумбово яйцо», научат детей думать логически,  выделять геометрические фигуры и создавать заданную фигуру.  Это игра способствует развитию  у детей комбинаторных способностей, воображения, образного мышления, внимания и умения действовать по инструкции. Кроме того, они станут еще и пальчиковым тренажером. Ребенок должен использовать обязательно все фигуры. И второе условие - детали не должны перекрывать друг друга.

- Хочу предложить и вам поиграть в нее.

Родители выкладывают фигурки по схемам.

Дети с удовольствием играют в игру «Шкатулка со сказками».

Видео.

Так же в своей работе мы используем настольные логические игры и головоломки.

Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.

Так, логическая игра «Цветовой код» отлично тренирует пространственное мышление, развивает аналитические способности, навыки комбинирования, стремление к достижению результатов.

В процессе игры старшие дошкольники должны сложить из пластин-витражей требуемое изображение (разгадать цветовой код) путем накладывания витражей друг на друга.

Для разгадывания цветового кода понадобится от двух до пяти витражей, в зависимости от уровня сложности (чем выше нумерация исходного кода, тем сложнее задание).

Выбор из нескончаемого множества различных комбинаций цветового кода сможет долгое время поддерживать интерес к игре.(родители играют)

Игра - головоломка «Веселая логика»,которая развивает способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования.

Она состоит из 20 карточек, каждая из которых разделена на 2 элемента. На первом элементе даны составные части объекта, на втором объект составлен из этих частей (деталей).(родители играют)

Игра «Третий  лишний» развивает  умение детей классифицировать предметы по одному признаку; а так же развивает  у детей наглядно-образное, словесно-логическое мышления и способствует обогащению словаря.

На экране.

А  сейчас давайте послушаем, как наши дети  умеют находить лишнее изображение.

Видео

Тесное сотрудничество со специалистами.

Учитель – логопед на занятиях с детьми использует различные виды загадок, составляет предложения, объединяя два, три  предмета, не связанных между собой, что развивает воображение детей. Например, заяц, зима, скакалка.

Воспитатель по изодеятельности использует различные техники рисования, и затем дети придумывают названия получившимся рисункам. Совместное рисование из одной точки.

Логические задачи со счетными палочками, это прекрасный способ развлечь и занять ребенка. Для детей это возможность в игровой форме развить свою логику и смекалку. Кроме того логические игры с палочками развивают воображение и конструкторские навыки.

- А сейчас я предлагаю поиграть.

Я читаю стихотворение, а вы с соответствием с текстом выкладываете палочки.

-Мы 6 палочек возьмем, и построим новый дом.

Если 2 переложить, в доме том не смогут жить.

Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать -надо палочку убрать и переложить другую. Так лопатку получу я.

А у вас она готова?

Передвинем палки снова, а вверху одну возьмем и в коробку уберем. Вышел стульчик. Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте! Их четыре!.

Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить -будет стул столом служить!

Если вам не надоело, продолжаем наше дело.

Сделаем дорожный знак или треугольный флаг.

Снова 2 переложили и стрелу мы получили!

Сложно было вам?  Все эти игры и много других мы используем как на занятиях по ФЭМП, развитию речи, обучению грамоте, так и в  течение дня.

Я думаю, что каждый из вас получил сегодня много информации к размышлению.

В завершение хотелось бы сказать, что развитие мышления начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни человека. Наша с вами задача - проявить поддержку и направить его увлечения и способности в нужном направлении. Дети  никогда не откажутся от любых увлекательных игр. Для дошкольника игровые упражнения – это лучший способ познания мира и окружающей реальности. Помните, что дошкольник развивается в игре и подчас именно она делает его обучение привлекательным, легким и эффективным.

– Давайте поставим веселую точку в конце нашей встречи.

Рефлексия: Игра «Возьми приз»

Участники стоят в кругу. На слово «три» все должны хлопнуть в ладоши.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз

Лишь скажу я слово «три»

Приз немедленно бери

«Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек много увидали

И не одну, а целых…пять

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: раз, два…марш!

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А лишь с утра и повтори

Разок, другой, а можешь…семь.

Однажды поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать…

Ну что же приз, друзья не брали,

Когда была возможность взять?»

(Коробка с призом: «Советы родителям по развитию мышления у детей»)

Советы родителям по развитию мышления у детей

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2. Ребенку интереснее мыслить, чем запомнить.

3. Найденное в процессе мышления становится знанием, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» - проблемные, они направлены на развитие мышления.

6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» - контролируют память.

7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Советы родителям по развитию мышления у детей

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2. Ребенку интереснее мыслить, чем запомнить.

3. Найденное в процессе мышления становится знанием, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» - проблемные, они направлены на развитие мышления.

6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» - контролируют память.

7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Советы родителям по развитию мышления у детей

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2. Ребенку интереснее мыслить, чем запомнить.

3. Найденное в процессе мышления становится знанием, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» - проблемные, они направлены на развитие мышления.

6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» - контролируют память.

7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Учим детей мыслить"

Советы родителям по развитию логики у детей 1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. 2. Ребенку интереснее мыслить, чем запомнить. 3. Найденное в процессе мышления становится з...

Презентация "Учим детей мыслить, играя"

Презентация будет полезна старшим воспитателям для консультаций по развивающим играм....

Рекомендации для родителей дошкольников «УЧИМ ДЕТЕЙ МЫСЛИТЬ" 2020 г.

Оскар Бренифье доктор философии, автор нескольких десятков книг для детей и родителей, официальный эксперт ЮНЕСКО, произвел революцию в детском воспитании и образовании....

Памятка для родителей " Учить детей мыслить позитивно"

Воспитание есть усвоение хороших привычек.Платон Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка,Уверенного идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путьКонфуций...

Рекомендации родителям "Как научить детей мыслить?"

В статье "Как научить детей мыслить?" предлагаются  конкретные игры и задания, способствующие познавательному развитию детей....