Рекомендации для родителей дошкольников «УЧИМ ДЕТЕЙ МЫСЛИТЬ" 2020 г.
занимательные факты (подготовительная группа)

Девяткова Елена Валентиновна

Оскар Бренифье доктор философии, автор нескольких десятков книг для детей и родителей, официальный эксперт ЮНЕСКО, произвел революцию в детском воспитании и образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей дошкольников

                           УЧИМ ДЕТЕЙ МЫСЛИТЬ

        Оскар Бренифье доктор философии, автор нескольких десятков книг для детей и родителей, официальный эксперт ЮНЕСКО, произвел революцию в детском воспитании и образовании.

          C:\Users\User\Desktop\circle-53.png                      C:\Users\User\Desktop\depositphotos_11070679-stock-photo-the-boy-thinks.jpg                   .

Ребенок не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них, уловить смысл происходящего. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется  МЫШЛЕНИЕМ.

МЫШЛЕНИЕ – опосредованное и обобщенное познание окружающего мира, которое мы взрослые должны развивать у ребенка с малых лет.

Как же научить детей не просто давать готовые знания и ответы на любые  даже самые сложные и философские вопросы, а с малых лет развивать в них способность самих думать, анализировать, размышлять и находить ответы на все свои вопросы самостоятельно.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1: УПРАЖНЯЙТЕСЬ В ТЕРПЕНИИ

Нетерпение родителей – вот  главное препятствие к тому, чтобы дети думали. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился мыслить, вам нужно сначала поработать над собой, и самое важное упражнение для вас – упражнение в терпении. Одна мама рассказала  о своей проблеме. Ее ребенок ест медленно. Где тут проблема? Она ответила, что ей нужно убирать, делать другие дела, а ребенок ее задерживает. Но ведь это ваша проблема, не нужно путать ее с проблемой ребенка. Почему бы не дать ему есть медленно? Для мамы это было странно. Ведь в таком случае она не сможет контролировать ситуацию, а в отношениях с ребенком она хочет определять ритм действий»

Когда вы задаете ребенку вопрос, он может ответить на него не сразу, сказать «не знаю». Если вы нетерпеливы, вы будете говорить за ребенка (особенно если вы считаете, что все знаете).

Пример. На одной выставке ко мне подошла девочка. Я спросил ее, как ее зовут. Ее мама, которая стояла рядом, ответила за нее: «Маша». Я спросил маму, почему она отвечает за ребенка. На что мама сказала мне: «Она стесняется». Эта мама была нетерпелива и она считала, что она все знает (она знает, как зовут ее дочь и что та стесняется). Все, зачем ждать 30 секунд, просто чтобы посмотреть, что будет – что скажет или сделает ее дочь? Но говорить с мамой об этом было невозможно. Она элементарно не может создать пространство, где ребенок будет самостоятельно мыслить.

           

                        РЕКОМЕНДАЦИЯ 2: БУДЬТЕ ГИБКИМИ

Надо быть гибкими. Когда  разговариваете с ребенком и хотите, чтобы он подумал над вопросом,  надо все время придумывать наводящие вопросы, возвращаться назад, спрашивать одни и те же вещи по-другому. Если  не будете гибкими, не   придете к желаемому результату.

       РЕКОМЕНДАЦИЯ 3: НЕ ПРИНИЖАЙТЕ МЫШЛЕНИЕ  РЕБЕНКА

Когда вы подходите к мышлению ребенка с жалостью, ничего не получится. Если вы дадите ему возможность самому, он чему-то научится. Во время бесед мы обсуждаем с детьми сложные вопросы. Некоторым наблюдателям (взрослым) наша дискуссия кажется давлением на ребенка, им жалко детей, которые испытывают во время беседы со мной дискомфорт или замыкаются. Очевидно, что с такими детьми родители дома не говорили на те темы, которые подняты. Но после 3-4 раза для ребенка это уже не будет сложным.

Пример. Ребенок учится ездить на велосипеде. Первый урок ужасен. Не бойтесь, что ему сложно. Попробуйте снова. После 5-6 урока вы не сможете снять его с велосипеда. Вам надо пройти это вмеcте с ним. Если вы примите то, что вы не можете удовлетворить ребенка, то он научится. Почему родителям не нравится говорить с детьми? Это болезненно. Сперва ребенок что-то открывает, что для него важно, со стороны это может выглядеть как маленькая драма, но драма – это способ обучения.

                    РЕКОМЕНДАЦИЯ 4: НЕ УСЛОЖНЯЙТЕ, БЕСЕДУЙТЕ!

Усложнение – типичная проблема мышления. Из-за того, что родители усложняют некоторые вещи, они предпочитают не говорить с ребенком об некоторых  вещах. Очень часто в семьях не говорят с ребенком о лжи или говорят о ней только тогда, когда хотят отругать. Это потому, что родители окрашивают ложь в ужасные краски.

 Беседуйте с детьми на разные темы: «Жадность – щедрость», «Добро – зло», «Лень – трудолюбие», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Что такое дружба», «Поступки хорошие и не очень» и др. Рассматривайте  с детьми познавательные энциклопедии, телепередачи, занимайтесь математикой, решением задач, ребусов, головоломок, кроссвордов, всего того, что заставляет думать, мыслить. Беседуйте после прочтения произведения, анализируйте сказку, рассказ, задавайте вопросы: «Чему учит сказка, рассказ, мультфильм?», «Какие герои понравились, чем понравились, почему не понравились?» Предоставть ребенку возможность дать самостоятельный ответ: порассуждать, анализировать, высказать свои мысли или подойти к правильному решению вопроса. Так же задавайте дополнительные наводящие вопросы и подводите его к правильному ответу. Пусть  звучат вопросы со стороны взрослого: «как?», «зачем?», «почему?», «где?», «для чего?», «какой?», «как ты считаешь?», «из-за чего?» Эти вопросы заставляют мыслить ребенка!

      РЕКОМЕНДАЦИЯ5: ПОМНИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК НЕ ИГРУШКА
        У родителей есть тенденция забывать о мышлении и просто следовать чувствам.

Пример. На одной книжной выставке, пока я говорил с девочкой, ее мама стояла сзади и играла с ее волосами. Когда мы с девочкой пытались что-то обсудить, мама целовала ее, обнимала. «Как она может думать? – спросил я у матери. – Она не может сконцентрироваться. Вы очень хорошая мама, но ребенок не игрушка».

Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия.

Мыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным. Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале», при решении бытовых или ситуационных задач.

Упражнения в помощь родителям для развития  

                        мышления детей:

  1. Чем похожи? Чем отличаются?
  2. Кто назовёт больше признаков? Развивает умение выделять существенные признаки.
  3. «Формулирование определений». Развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления.
  4. «Поиск аналогов». Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства.
  5. «Поиск противоположных предметов». Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.
  6. «Поиск предметов по заданным признакам».

        Познавательные вопросы в помощь родителям для

                              развития мышлния детей:

Зачем нужен лес?

Почему у жирафа длинная шея?

Почему заяц зимой белый, а летом серый?

Почему панцирь у черепахи твердый?

Почему лягушка зеленая и пятнистая?

Почему у зайца уши длинные?

Как ты понимаешь выражение «муравей-труженник»?

Зачем коту усы? (орган обоняния)

Почему в одних сказках заяц белый, а в других серый? (события происходят в разное время года)

Зачем животным хвост?

Зачем поют птицы?

Почему на улицах бывает грязно?

Зачем кенгуру большой хвост?

Почему у елки верхушка острая?

Что станет с лесом, который покинули птицы?

Что можно использовать из окружающих растений для заварки чая, приготовления салатов, супов?

              Советы родителям по развитию мышления у детей

  1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
  2. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
  3. Найденное в процессе мышления становится знанием.
  4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
  5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «С какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
  6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
  7. Никогда нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить!   

                 Мышление свободно и самостоятельно!

Рекомендации подготовила:  Е.В. Девяткова,  воспитатель первой категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации взаимодействии детей в группе детей 5-6 лет.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения....

Рекомендации для родителей и детей. «Не оставляйте детей дома одних».

Презентация  Рекомендации для родителей и детей.«Не оставляйте детей дома одних»....

Памятка для родителей «Жизнь и здоровье детей в ваших руках» Рекомендации по безопасному поведению детей в летнее время года

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей.

quot;Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей."В этой статье собран материал, который может быть полезен, как родителям, имеющим детей с...

Летние игры ваших детей. Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей с ОВЗ.

Статья содержит рекомендации учителя-дефектолога для родителей на лето: как играть и заниматься с ребенком, развивать его моторику, а также подвижные и познавательные игры, игры на развитие речи....