Роль семьи в подготовке дошкольника ко второй ступени образования.
статья

Колосова Наталья Викторовна

Современному ребенку, живущему в  информатизированном пространстве, требуются для нормального развития дополнительные силы, чтобы избежать психосоматических и эмоциональных расстройств и нарушений. Для благополучного социального взаимодействия взрослого и ребенка необходимо интегрирование духовного, эмоционального и психомоторного опыта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в подготовке дошкольника ко второй ступени образования

        Современному ребенку, живущему в  информатизированном пространстве, требуются для нормального развития дополнительные силы, чтобы избежать психосоматических и эмоциональных расстройств и нарушений. Для благополучного социального взаимодействия взрослого и ребенка необходимо интегрирование духовного, эмоционального и психомоторного опыта. До недавнего времени считалось, что успешные родители владеют  педагогической культурой. Определение воспитательной компетентности родителей понимается шире, как неразрывное единство педагогической, эмоциональной, игровой культуры взрослого в общении с ребенком. При этом эмоциональную культуру рассматривают как способность родителя быть в контакте, управлять собственной эмоционально-чувственной сферой, а также проявлять внимание и чуткость к области телесных ощущений в самочувствии и поведении ребенка.         Поэтому в проявлении компетентного родительства одинаково важно то, какую социальную норму внушает взрослый ребенку и в каком стиле ее сообщает; какую эмоцию вкладывает в это сообщение; каким языком говорит об этой эмоции и говорит ли; какой жанр своего родительского поведения транслирует ребенку (разговорный, игровой, телесный); насколько он безопасен для развития ребенка.

          Из этого следует, что актуальная задача профессионалов по поддержке компетентности родителей будущих первоклассников состоит в терпеливом предоставлении родителям возможности вместе со специалистом эмоционально прожить как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательных мер. Так же важно практически показывать, как можно выйти за пределы своих стереотипов на новые действия, переживания и мысли, рождающие искреннее и живое общение с ребенком в семье.

Практические методы общения

с родителями будущих первоклассников

     Важная роль в повышении воспитательной компетентности родителей отводится использованию активных методов общения. Так, в передовой практике все активнее используются ролевое проигрывание проблем воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в разной деятельности (познавательной, художественной, театрализованной, игровой, спортивной), моделирование способов родительского поведения, обмен опытом воспитания. Они применяются, чтобы предоставить родителям возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными исследователями собственного поведения, получать опыт нового видения привычных способов воздействия на ребенка.

     Вовлечение родителей в игровой диалог с воспитателем, учителем и ребенком способствует извлечению многих матерей и отцов от жесткого оценочного обращения с ребенком. Опыт общения родителей друг с другом, с детьми и специалистами как игровыми партнерами помогает лучше чувствовать своего ребенка, принять его индивидуальности, признать его право на свой темп развития, лучше осознавать собственное самочувствие, свои опасения по поводу предстоящей школьной жизни сына или дочери. В противовес сугубо вербальной информации, традиционно составляющей основную тематику встреч, важным компонентом игрового моделирования становится практическое действие с игровым заданием, игровым предметом или образом, выполнением тематического рисунка. Использование разных ситуаций дает родителям возможность видеть типичные проблемы отношений со школой, моделировать воображаемые контакты с учителем и ребенком в роли первоклассника, при этом осознавая свои «школьные» страхи и опасения.

     Нередко воспитатели и другие специалисты, работая с детьми подготовительной к школе группы, возлагают на членов семьи всякого рода «домашние задания». В этом случае педагог берет на себя ответственность за то, чтобы такие задания не превратились для ребенка в источник эмоционального стресса из-за родительской некомпетентности. Есть мнение, что перепоручение детским садом и начальной школой своих непосредственных дидактических ролей родителям работает на снижение качества внутрисемейного общения, на повышение напряженности в отношениях. В результате, не так уж много выигрывая в успеваемости, семья существенно снижает свои качества защитно-восстановительной психологической среды, так необходимой и для детей, и для взрослых.

     Специалистам важно руководствоваться тем, что приоритетная ценность и социальная функция семьи для ребенка, поступающего в школу, - быть источником безопасности, надежности, выступать эмоциональным тылом, обеспечивать безусловное принятие.

     Ключевые сообщения ребенку от его близких людей можно сформулировать так: «Мы твоя семья навечно, независимо от твоих школьных отметок», «Ты не один, мы с тобой. Мы тебя любим», «Мы поддержим тебя в любых неудачах», «Мы готовы относиться внимательно к тому, что тебе может даваться трудно на новом жизненном этапе», «У тебя все получится, мы верим в тебя». Вот почему характерной чертой воспитательной компетентности родителя будущего первоклассника специалисты отмечают осознаваемую автономность его чувств от достижений ребенка в школе. Родителю важно осознавать, что целесообразнее заинтересовываться не столько школьными отметками, сколько познанием ребенка. На наш взгляд, это является ключевым положением в общении с родителями детей 5 – 7 лет вне зависимости от формулировок тем встреч.

     В числе приоритетных задач выделим следующие:

  • способствовать осознанию родителями собственного опыта, взглядов и стереотипов в воспитании, которые помогают и(или) препятствуют благоприятному проживанию предшкольного периода жизни;
  • повышать эмоциональную чувствительность взрослых к значимым переживаниям ребенка;
  • помогать родителям овладевать игровыми способами познавательного общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.

Примерная тематика встреч с родителями

  1. Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли школьника.
  2. О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника.
  3. О пользе игры для социального взросления ребенка.
  4. Как поддерживать чувство собственного достоинства и самоуважения у ребенка.
  5. Разговорная речь взрослого как средство общения с ребенком.
  6. Игры в семье на познавательные темы.
  7. Как с помощью игры помогать ребенку выражать «запретные» чувства.
  8. О ценности переживаний и событий детской жизни.
  9. Как обогащать чувственный опыт ребенка.
  10.  Игры в квартире, во дворе, на даче для телесного здоровья.
  11.  Домашняя подготовка к школе в играх «на ходу».
  12.  Каков ваш ребенок в дружбе со сверстниками.
  13.  Родительские заботы о воспитании ребенка в контакте с природой.
  14.  Воспитательный потенциал книги и приобретение книг для детской домашней библиотеки.
  15.  Свободное время семьи для художественного творчества или готовим руку к письму.
  16.  Как воспитывать у ребенка критичное выборочное отношение к телевизионным передачам.
  17.  Семейные национальные традиции как источник поддержки душевных и эмоциональных сил ребенка на пороге школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в подготовке детей к школе

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш...

Роль семьи в подготовке детей к школе

Рекомендации для родителей в подготовке детей к школе....

Роль семьи в подготовке детей к школе

Проект(консультация для родителей и воспитанников)...

Роль семьи в подготовке дошкольника ко второй ступени образования

Современному ребенку, живущему в  информатизированном пространстве, требуются для нормального развития дополнительные силы, чтобы избежать психосоматических и эмоциональных расстройств и нарушени...

Роль семьи в подготовке детей к школе

Формирование у ребёнка качеств,необходимых будующему школьнику...