Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей о развитии навыков самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobsluzhoffice_word_3.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста ( консультация)

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, ываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

  Трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития личности дошкольника. 

        Основная цель труда заключается в его воспитательном влиянии на личность ребенка. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

        Труд оказывает влияние и на умственное развитие ребенка, так как требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело

       Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:

-      самообслуживание,

-      хозяйственно – бытовой труд,

-     труд в природе,

-      ручной труд.

      Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

-     поручения,

-     дежурства,

-     коллективная трудовая деятельность.

      Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

       Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от воспитателя знания возрастных особенностей детей и большого терпения.

       Дети в возрасте 4-5 лет совершенствуют навыки, которыми они овладели в младших группах. Так, ребята самостоятельно одеваются и раздеваются, вешают и складывают одежду, моют с мылом руки после прогулки и перед едой, пользуются во время еды столовыми приборами и т.д. При этом необходим контроль со стороны взрослого за правильным выполнением детьми операций по самообслуживанию.

       В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям.

       В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно убрать игрушки, подмести дорожки, сгрести листья на участке. Эти задания более сложны, так как содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее выполнения, выбрать необходимые инструменты т.д.).

       У дошкольников достаточно прочно сформировано понятие «надо». Они понимают и могут рассказать, для чего необходимо мыть руки, чистить зубы, причёсываться, не разливать воду в туалетной комнате и не шалить и т.д. Но ребятам в этом возрасте сложно воспринять труд как деятельность, основанную на воле, дисциплине. А поскольку игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом, педагогу важно установить связь между трудом и игрой.

       Так, взрослый может и должен использовать в работе с детьми приёмы, которые помогут подкрепить усвоенные детьми умения и сформировать из них стойкие привычки. Например, чтение потешек («Водичка, водичка…», «Ай, лады, лады, лады», «Вкусная каша»), стихов («Что такое хорошо..» В. Маяковского, «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, «Кукла и Катя» Г. Ладонецикова, «На прогулку» О. Кригер), игры-ситуации («Сервируем стол», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла заболела»), дидактические игры («Каждой вещи своё место», «Туфельки поссорились», «Послушная ложка», «Куклы обедают», «Научим Мишку застёгивать пуговицы»), подвижные игры («Зайка серый умывается», «Все котятки мыли лапки»), сюжетно-ролевые игры («Сделаем Леночке причёску», «Котик простудился», «Парикмахерская»).

       Нужно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании, но при этом помнить: приём объяснения и показа способа действий на данной этапе занимает важное место. Необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи, а также делать собственные выводы, опираясь на конкретные примеры. Например, если я надену сначала куртку и штаны, потом мне будет неудобно надевать сапоги. Или: если я неаккуратно сложил вещи в шкафчик, во время подготовки к прогулке мне будет трудно найти нужную вещь.

        Стоит отметить, что положительного эффекта можно добиться только систематическим контролем за действиями каждого ребёнка в сочетании с обращением к положительному примеру, а также доброжелательным напоминанием и терпеливым отношением к самостоятельной деятельности детей. Педагогу необходимо научить детей выполнять те или иные действия последовательно (например, во время приёма пищи, переодевания). Нужно учить ребят по возможности одновременно со всеми детьми начинать работу и заканчивать её (на занятиях, при переодевании на сон).

       Поскольку дети к 4-5 годам овладевают основными навыками по самообслуживанию, перед ними ставится задача по оказании помощи другим ребятам (в том случае, сели другой ребёнок не может справиться с работой сам): застегнуть молнию на куртке или сзади на платье, помочь надеть перчатки или варежки, завязать шапочку, застегнуть пуговицы на кофте и т.д.).

       Существуют критерии, которые помогают определить степень сформированности у детей 4-5 лет навыков самообслуживания. Для этого нужно отметить, самостоятельно или с помощью взрослого ребёнок: ходит в туалет, моет с мылом руки, умывается, вытирает руки, пользуется носовым платком, кушает, раздевается-одевается, складывает свои вещи, убирает после игры игрушки, расстилает и заправляет постель и т.п.

      Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач трудового воспитания. Необходимо с раннего возраста формировать у детей навыки самообслуживания (как в семье, так и в детском саду). Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо соблюдать следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе обучения детей основным навыкам самообслуживания, а также закрепления полученных в саду и дома умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Советы родителям " Как сформировать навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста"

Советы родителям " Как привить  навыки самообслуживания детям младшего дошкольного возраста"...

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье описана работа воспитателя по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»...