Дети и деньги
консультация (старшая, подготовительная группа)

Лохмотова Наталья Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiyadeti_i_dengi.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40»

Консультация для родителей

«Деньги и дети»

                                                              Подготовила:

                                                   воспитатель

Лохмотова Н.В.

 

2017

Если мы, взрослые люди, задумаемся над тем, какие заботы чаще всего нас занимают, то поймем, что наш сегодняшний день практически на 100 % составляют материальные проблемы. Необходимость кормить, одевать, учить, лечить членов семьи — все это беспокоит нас и требует больших затрат. Надо понимать, что волнующие нас проблемы не могут оставаться незамеченными для наших детей. Постепенно у них формируется свое собственное отношение к деньгам. Если не обращать внимания на этот процесс, не стараться влиять на него, то однажды мы можем не узнать своих повзрослевших детей, столкнувшись с их системой ценностей, сформировавшейся незаметно для нас. Ведь никому не хочется увидеть в своем двадцатилетнем отпрыске капризного эгоиста или хвастливого транжиру, или беспомощного нахлебника.

Как же быть? Как правильно сформировать у детей отношение к деньгам? Как, с одной стороны, не избаловать ребенка, а с другой стороны, не ущемить его в материальных запросах? Как научить планировать расходы?

Каждый из нас способен адекватно оценить свое материальное положение и определить, может ли он повысить уровень благосостояния своей семьи. Мы, взрослые, понимаем свои возможности, социальную и экономическую ситуацию в обществе.

А что же наши дети? Сначала поговорим о дошкольниках. Дети 3—5 лет смотрят только на вас, уважаемые родители, и воспринимают только то, как вы транслируете свои мысли и отношение к жизни. Именно поэтому исключительно от вашего поведения зависит, какую жизненную установку вы дадите своему чаду.

Например, ваше материальное положение нестабильно, уровень доходов невысок. Вы бесконечно жалуетесь на нехватку денег, на низкую заработную плату. Вы постоянно пребываете в плохом настроении, переживаете, волнуетесь о завтрашнем дне.

Глядя на все это, слушая каждый вечер ваши сетования, ребенок делает свои выводы, о сути которых вы даже не подозреваете. Он смотрит на вас и думает: «Папа и мама очень сильно переживают из-за отсутствия денег. Значит, деньги — единственное средство  достижения счастья». Вот что своим поведением вы закладываете в детском сознании.

Кроме того, ваши постоянные разговоры о тяжелом финансовом положении могут развить в ребенке такие черты характера, как жадность, алчность, зависть, подтолкнуть к воровству.

Нельзя забывать и о повышенном уровне тревожности у детей, которые слышат от родителей: «Денег нет. Не дожить до зарплаты!», «Есть нечего, с голоду помрем». В такой семейной обстановке у ребенка подсознательно формируются комплексы, которые будут мешать ему на протяжении всей жизни.

Как грамотно вести себя, чтобы исключить травмирующие психику ребенка факторы? Для малыша важно, чтобы родители были счастливы, всегда находились в хорошем настроении, уделяли ему много времени и внимания. Тогда он будет чувствовать себя счастливым и защищенным. Да, сейчас у вас нет денег, чтобы отвезти своего малыша в Диснейленд, но вы можете отправиться на прогулку в красивый городской парк, играть, веселиться и общаться.

И поверьте, что это доставит ребенку огромную радость!

Советуем не забывать народную мудрость: «Денег много не бывает». Часто получается, что вы прикладываете массу усилий, чтобы увеличить свой доход, теряя при этом здоровье и моральные силы. Но чем больше вы зарабатываете, тем больше и расточительнее расходуете. И вам опять не хватает денег. Так вы сами себя загоняете в угол. Если вы источаете негатив из-за материальных трудностей, хмурите брови, пребываете в депрессии, то и ребенок будет на это тяжело реагировать.

Обратная ситуация нередко возникает в семьях, где у родителей с достатком нет проблем. К сожалению, материальное благополучие не является гарантией правильного воспитания детей.

Обеспеченным родителям тоже нужно очень хорошо продумать принципы общения с ребенком.

Чаще всего получается, что в семьях с высоким уровнем благосостояния маленькие дети не знают ни в чем отказа, они буквально завалены игрушками и вещами. Любое их «хочу!» немедленно исполняется. Игрушки при этом теряют свое воспитательное значение. Они быстро перестают быть интересными для ребенка, потому что появляются новые. Вследствие такой внутрисемейной политики дети становятся избалованными и капризными.

Казалось бы, что в этом особенного? Вы просто выполняете девиз: «Все лучшее — детям!». Тем более, что избалованный малыш такой милый... Да, он кажется милым, пока он маленький.

Но будет ли таким же очаровательным избалованный подросток или молодой человек? Будьте уверены, что все закладывается в раннем детстве, и изменить что-либо в характере ребенка впоследствии вам вряд ли удастся.

Есть и такие родители, которые не в меру гордятся своим материальным положением, выставляют свое богатство напоказ, кичатся им. В таких семьях ребенку покупаются роскошные вещи, ему внушается мысль, что он самый лучший, потому что самый богатый. Дети зеркально отразят поведение своих родителей. Они будут хвастаться дорогими игрушками перед ребятами из менее обеспеченных семей, задирать нос. Да, другие дети будут им завидовать, но вряд ли будут хорошо к ним относиться и дружить с ними. В характере ребенка со временем появится высокомерие, пренебрежительное отношение к окружающим. На всю жизнь он вынесет установку: «Деньги — главная цель. Все в жизни можно купить».

Бывает и такое, что родители все свое время тратят на работу, поддерживают и преумножают свои доходы. Все их интересы заключаются в этом процессе. На общение с детьми у них не остается ни времени, ни сил. Обычно в таких семьях маленькими детьми занимаются няни или бабушки и дедушки. Ребенок требует внимания, но мама и папа объясняют, что им некогда, что нужно зарабатывать деньги. Все мы знаем, что сегодня многие работают вообще без выходных и отпусков. А если и выдается свободное время, то сил на игры и времяпровождение с ребенком совершенно нет. Может быть и вы живете именно так? Недостаток общения обычно компенсируется подарками для малыша. Родители как бы откупаются от него: «Вот тебе то, что ты хочешь. Только не мешай, дай отдохнуть». Тогда ребенок воспринимает деньги как зло, которое отнимает у него родительское внимание. Подсознательно формируется обида на маму и папу.

Отсроченным результатом таких детских переживаний будет поведение ребенка, которое вам покажется неблагодарностью.

«Мы для тебя все делаем, у тебя все есть, и никакой благодарности!»

Итак, главная задача в воспитании детей дошкольного возраста — дать им ощущение счастья, радости, любви, дать те ощущения, которые за деньги не купишь.

Маленькие дети не понимают, что такое деньги, сколько их нужно на покупку. Посещая вместе с родителями магазины, они из наблюдений делают вывод, что в обмен на деньги можно получить желаемые товары, но определить количество денег им конечно, не под силу.

Сцена в гипермаркете: малыш просит у папы с мамой купить понравившуюся ему игрушку. Если родители не хотят приобретать ее, то на просьбы ребенка обычно звучит: «Нет денег». Маленький ребенок не понимает, как же их нет, если папа и мама отдают деньги за другие товары.

Мы наблюдали за поведением одного знакомого четырех летнего мальчика, у мамы которого всегда мало денег, и она покупает только необходимые продукты. При этом она постоянно ходит в магазин вместе с ребенком, которому все хочется купить. Ей ничего не остается, как выкладывать из тележки то, что он туда положил. Наконец у кассы Миша берет шоколадку и вновь слышит от мамы отказ. «Тогда я сам куплю! У меня есть деньги!» — заявляет ребенок, выгребая несколько монеток из кармана.

Конечно, дети не представляют себе количество денег, требующееся для покупки товара. Им непонятна категория дорого - дешево. Всему этому детей нужно постепенно учить.

Мою тетушку соседка попросила присмотреть за внуком,

пока она сходит за продуктами в магазин. Они стояли у

витрины с игрушками, и мальчик стал демонстрировать тетушке свои познания, указывая на ценники машинок. «Здесь

2 цифры — это недорогая игрушка. Здесь 3 цифры — это

дорого». Тетушка показала на большую машину. «О, здесь 4 цифры — это очень дорого», — философски объяснил четырехлетний малыш.

Для этого ребенка родители придумали такой способ объяснения понятий дорого - недорого, и он не просит купить игрушку, которая много стоит.

Хотя математические действия такого порядка и не под силу дошкольникам, все равно нужно постепенно включать детей в процесс планирования покупок, объясняя им необходимые расходы.

Категорический ответ: «Нет денег!» — не делает для ребенка ситуацию яснее. Эту фразу вообще лучше не использовать, потому что она может восприниматься как обман, вызывать у детей обиду. Необходимо потратить время и разъяснить ребенку, что денег сегодня хватит только на определенные покупки, а в следующий раз будут приобретены и другие вещи.

Как вести себя в том случае, если ребенок все-таки устроил в магазине истерику из-за того, что вы отказались покупать ту вещь, которую он требует? Помните, что слезы и крики — это способ шантажа со стороны детей. Нельзя поддаваться на такую провокацию. Истерики прекратятся только в том случае, если ребенок поймет, что с помощью них он не может добиться от родителей того, что хочет. Поэтому такое детское поведение нужно последовательно игнорировать с самого начала.

Если ребенок мечтает о какой-то игрушке, на которую у вас сейчас нет денег, то можно пообещать ее в качестве подарка, например, от Деда Мороза. Тогда у вас будет время, чтобы спланировать эту покупку.

Выработайте у себя привычку еще до похода в магазин обсуждать с ребенком, что нужно будет купить. Напишите совместно список покупок — это будет полезно и вам, и вашим детям. Так ребенок приобретает первые навыки составления бюджета.

К 5-6 годам ребенок должен понимать, откуда в кошельках папы и мамы берутся деньги. На доступном ему уровне объясните, как вы работаете, и расскажите о том, что за это вы получаете заработную плату — те деньги, на которые живет ваша семья. При этом не надо, конечно, конкретизировать сумму доходов. Разговор ведется в общем, цель беседы только в том, чтобы ребенок понимал, что вы деньги не рисуете, а трудитесь, чтобы их получить.

Маленькие дети очень быстро усваивают, кого из родителей легче «раскрутить» на желаемую покупку.

Я в детстве любила ходить на прогулки и по магазинам с папой. Он всегда покупал мне всякую ерунду, на которую я показывала. А мама делала только полезные и запланированные приобретения. Если бы родители вели себя одинаково, у меня и не появилась бы возможность так себя вести.

Призываю вас, уважаемые родители: ведите согласованную семейную политику. Если ребенок что-то просит вас купить, уважаемый папа, скажите ему: «Давай посоветуемся с мамой и тогда решим». И наоборот. Только совместными действиями вы сможете добиться воспитательного эффекта.

Весь наш разговор о детях и деньгах сводится к мысли о важности семейного обучения ребенка основам финансовой грамотности. Давая детям деньги, вы оказываете им доверие, стимулируете их стать более взрослыми, самостоятельными и ответственными, повышаете их самооценку. Научите детей обращаться с деньгами, планировать расходы, копить и целенаправленно тратить, помогите сделать первые шаги в трудоустройстве. Все это даст вашему сыну или дочери важный практический опыт, поможет им во взрослой жизни избежать глобальных финансовых проблем.

В.В.Мельникова «Дети и деньги». Санкт-Петербург 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по формированию финансовой грамотности для детей 4-5 лет "Дети и деньги"

Проект в средней группе по формированию финансовой грамотности детей "Дети и деньги"....

проект по формированию финансовой грамотности для детей 4-5 лет "Дети и деньги"

Проект в средней группе по формированию финансовой грамотности детей "Дети и деньги"....

Проект по формированию финансовой грамотности детей 4-5 лет «Дети и деньги»

Формирование у детей представлений о разнообразии денежных знаков , понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека.Формировать представления детей о деньгах, как средстве...

Консультация для родителей на тему: «Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами».

Консультация для родителей на тему:«Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами»....

Консультация для родителей детей старшей группы «Детям о деньгах и семейном бюджете»

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и мате...

Мастер-класс для педагогов "Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания финансовой грамотности своих детей средствами квиз-игры «О детях и деньгах»

Цель игры: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?»Задачи игры:1. акту...