Статья для родителей на тему: "Средства активизации речевого развития детей".
статья (старшая группа)

Беседа проводится в форме «круглого стола» с подгруппой родителей старшего дошкольного возраста. Родителям предлагается не только поучаствовать в диалогической беседе, но и поиграть в некоторые игры с воспитателем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любовь Евгеньевна Барминская, воспитатель

Беседа с родителями по теме: «Средства активизации речевого развития детей»

Беседа проводится в форме «круглого стола» с подгруппой родителей старшего дошкольного возраста. Родителям предлагается не только поучаствовать в диалогической беседе, но и поиграть в некоторые игры с воспитателем.

  • Вопрос к родителям: «Как вы думаете, что такое речь?» Выслушав ответы, воспитатель уточняет, что: «Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)».

Давайте разберемся, как формируется речь у ребенка, начиная с рождения. Ведь нам всем хочется, что бы именно наш малыш обладал грамотной связной речью.

Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов:

- период подготовки к  словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка);

- период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни);

- период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет);

- период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).

  • Вопрос к родителям: Давайте вспомним, как наши малыши в первом периоде «готовились» к словесной речи. Выслушав ответы родителей, воспитатель уточняет:

   Голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных: хныканье, и - к концу первого месяца - отрывистые звуки, как  зачатки гуления, лепета, первых слов.  Любое звуковое поведение ребенка - это шаг в развитии речи. Концу года ребенок понимает 10 – 20 слов взрослого и начинает произносить первые самостоятельные слова.

  • Вопрос к родителям: «Как вы помогали своим детям на первом периоде речевого развития?» Выслушав ответы родителей, воспитатель уточняет:

Мы эмоционально общались с детьми доброжелательным тоном, проговаривали действия по уходу за малышом, помогали жестами, пели колыбельные, рассказывали сказки на ночь, были в добром тесном речевом общении с сыном или дочкой.

На данном периоде важны следующие средства по развитию речи у детей:

  • Доброжелательное речевое общение;
  • Пение колыбельных;
  • Рассказывание сказок;
  • Показ разных «понятных» игрушек и действия с ними, сопровождаемые речью взрослого;
  • Игры с пальчиками и ладошками, например: «Ладушки», «Сорока - ворона», «Этот пальчик мамочка…» и т.д.
  • Перебор ручками небольших предметов, нанизанных на веревочку, как развитие мелкой моторики.
  • Показ ярких крупных предметных картинок с изображением зверей и игрушек с речевым сопровождением взрослого;
  • Прогулки «на ручках», знакомство с окружающим миром с речевым сопровождением взрослого: «Голубь клюет», «Кошка бежит», «Смотри, машина поехала» и т.д.
  • Звуковая имитация криков зверей: «Как кричит петушок?», «Как мычит корова?» и.т.д.
  • Рассматривание куклы, ее частей, действия с ней, с речевым сопровождение;
  • Ласковый массаж частей тела малыша и проговаривание: «Это ручки, это ножки, это животик» и т.д.
  • Постоянные обращения к ребенку со словесными просьбами: «Покажи где…», «Дай маме…», «Найди…» и т.д.
  • Вопрос к родителям: «Вот наш малыш слышит нас, понимает обращенную речь, выполняет простые словесные просьбы и, наконец, заговорил сначала отдельными словами, а затем предложениями. Что же дальше?»

Выслушав ответы родителей. Воспитатель уточняет: Отношения ребенка с окружающим миром развиваются стремительно. Каждый день он знакомится с новыми предметами, осваивает новые действия. Чем дальше, тем нужнее становится речь: с помощью слов можно попросить о чем-то конкретном, можно рассказать о своих впечатлениях, можно просто пообщаться. Необходимо, чтобы речь совершенствовалась с каждым днем. Давайте определим средства активизации речи детей, которые никогда не поздно начать применять. Любой родитель желает, чтобы его ребенок не только красиво и связно говорил, но грамотно писал. Наши дети – будущие школьники.

Необходимо чаще использовать в повседневной жизни методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря (рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотры, прогулки) и методы опосредованного ознакомления с окружающим (рассматривание картин, чтение книг, рассматривание игрушек, загадывание загадок и т.д.). При этом большое внимание необходимо уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры, развитию умения сравнивать, противопоставлять, обобщать.

  • Мы продолжим баловать наших детей песнями и сказками. Бывает минутка, когда даже старший дошкольник желает послушать колыбельную с ласковым поглаживанием по голове. А сказки рассказанные родителями – лучший эмоциональный и речевой подарок сыну или дочке.
  • Читая художественную литературу, не забывайте:
  • Уточнить автора;
  • Рассмотреть иллюстрации к произведению;
  • Определить художника – иллюстратора;
  • Задать ребенку вопросы по тексту или попросить пересказать небольшую часть;
  • Сказать свое отношение к героям произведения, их поступкам, внешнему виду.
  • Продолжаем гулять и знакомиться с окружающим миром еще подробнее, чем в раннем детстве. Наблюдайте везде, где бы вы не находились, задавайте вопросы о живых и не живых предметах на улице. Учитесь замечать паучка на паутинке и красивое здание. И все это сопровождайте речью.
  • Учите детей отвечать на ваши вопросы сложными предложениями, использовать слова – связки: потому что, затем, для того чтобы, если и т.д.
  • Если вы заметили к 5 годам, что ребенок не выговаривает некоторые звуки или у него «булка во рту», не паникуйте. А обратитесь за помощью к специалисту.
  • Развивайте речевое дыхание и артикуляционный аппарат. Здесь вам помогут воздушные шарики, мыльные пузыри, султанчики, самомассажи в игровой форме.
  • Не исключайте и игры с пальчиками. Постоянное развитие мелкой моторики способствует дальнейшему развитию речи. К пальчиковым играм добавим пазлы, различные аппликации, нанизывание бус,  плетения, мелкие конструкторы, мозаику, раскрашивание картинок, работу в тетрадях по обводкам и штриховкам, помощь маме на кухне по пересыпанию и переборке крупы и т.д. (Средствам развития мелкой моторики можно посвятить отдельную встречу).
  • Игры с предметами и картинками объединим в дидактические игры для дошкольников. Перечислим лишь некоторые из них:
  • «Разложи по порядку». Ребенок раскладывает картинки с действиями героев в правильном порядке и составляет маленький рассказ.
  • «Лото» (на разные темы). Играть можно вдвоем с мамой. Ведущий – ребенок. Ему просто необходимо проговорить фразу: «Мама, у тебя слон?» и т.д.
  • «Угадай, что нарисовано». Прежде чем показать картинку, ребенок описывает ее, а мама отгадывает, что же там нарисовано.
  • «Сравни предметы». Ребенок сравнивает два предмета на двух картинках.

Воспитатель предлагает родителям картотеку дидактических игр с картинками.

  • Словесные игры с ребенком доступны любому родителю. Например:
  •  «Кто быстрее?». Взрослый  произносит любое слово,  а  ребенок называют слово, которое подходит по смыслу: дерево – сухое, сердитый – папа, стол – круглый, мороженое – холодное и т.д.
  • «Подбор прилагательных» (назвать как можно больше признаков к живому или не живому предмету);
  • «Скажи наоборот»;
  • «Закончи предложение» (Я надела теплую шубу, чтобы…);
  • «Сказка по кругу»: взрослый придумывает первое предложение, ребенок второе, взрослый  - третье, ребенок – следующее и т.д.
  • «Телефонный разговор» - ребенок или педагог что-то говорит по телефону (шепотом) одному из детей (используются простые предложения) и ребенок повторяет «Оля сказала, что сегодня плохая погода». Коллективная игра.
  • Подбери действие к предмету (живому или не живому).
  • Назови детенышей;
  • «Реклама». Гуляя по улице мы видим вывески на магазинах, афиши, рекламы с длинными словами, или сидим в коридоре, ждем вызов врача и скучаем. Не скучайте. Разложите длинное слово по буквам и придумывайте новые слова. Пусть каждая буква в слове будет первой в новом слове.
  • «Игра в стихи и рифмы». Взрослый и ребенок, сидя в обннмку на диване или гуляя в парке, могут сочинять простые рифмы: «Ха –ха – ха мы поймали петуха», «Со –со-со у машины колесо» и т.д.

Воспитатель предлагает родителям картотеку словесных игр для дошкольников.

  • Для активизации речевого общения, очень важен коллектив. Вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, ребенок начинает обладать определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
  • Театрализованные игры дома или «говорилки» с игрушками, раскрепощают ребенка, помогают ясно излагать свои мысли. Речь становится более выразительной. Потому что приходится говорить разными голосами и выражать эмоции разных игрушек.
  • В с/р игры тоже можно играть дома. Мама -  пациент, ребенок- врач. В такой игре. Ребенок переносит в игру накопленный опыт. Становится более значимым для себя, и увереннее выражает свои мысли.
  • Старайтесь заучивать маленькие стихи и небольшие тексты. Для начала, можно обратиться к К. Ушинскому.
  • Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь ребенка дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Называйте, все новое увиденное словом, объясняйте значение этого слова.
  • Чаще в быту обращайтесь к русским пословицам, поговоркам. Приметам природы. Ведь вы их знаете немало: «Семь раз отмерь, один - отрежь», «Семеро одного не ждут» и т.д.
  • Все непонятные слова в тексте произведения, объясняйте, раскрывая его значение. Но сначала спросите ребенка: «Как ты думаешь…?».
  • Не стремитесь научить ребенка читать самостоятельно. Но игра со звуками вам доступна.
  • «Найди звук в слове»;
  • «Определи место звука в слове»;
  • «Услышь звук»;
  • «Спой звук»;
  • «Произнеси отрывисто»;
  • «Сложи слог»;
  • «Найди слог в слове»;
  • «Определи количество слогов» и т.д.

Родителям предлагается познакомиться с картотекой игр по ЗКР.

Личные пожелания:

  • Запишитесь в библиотеку;
  • Посещайте театр и музеи;
  • Приобретайте не дорогие развивающие журналы. В них много речевых заданий.
  • Приобретайте рабочие тетради по развитию речи. Все задания в них разработаны в игровой форме.
  • Занимайтесь с ребенком, когда он в хорошем настроении, не перегружайте игры  временем и жесткими требованиями.
  • Если вы планируете еще одного малыша, начинайте разговаривать с ним в «животик» с того мгновения, как почувствуете, что беременны: говорите, читайте ему книги. Для эффективности, сделайте трубочку из картона. Когда малыш начнет подрастать, вы приятно удивитесь его ранней развитой речи.

Желаю удачи, терпения, грамотного подхода в речевом общении с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия активизации речевого развития детей раннего возраста

Первые годы жизни это период стремительного психического и физического развития, который является основой становления ребенка как личности. Эти процессы тесно связаны с развитием речи. Формирова...

"Активизация речевого развития детей третьего года жизни средствами, созданными в физкультурно-игровой среде"

Данная статья является обобщенным опытом работы и поможет в работе воспитателям раннего возраста Статья (ссылка на текст статьи)...

презентация: "Активизация речевого развития детей раннего возраста через нетрадиционные сенсорные материалы"

Развитие речи в процессе игр с нетрадиционными сеснорными материалыми. Приведены примеры игр....

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "Текстильная пластика"

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "текстильная пластика"...

Консультация для родителей "Активизация речевого развития детей раннего возраста в играх с сенсорным материалом"

Консультация для родителей о том, как развивать речь через игры с сенсорном и дедактическим материалом....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...