Условия активизации речевого развития детей раннего возраста
материал по логопедии (младшая группа) по теме

Светлана Сабирзяновна Закирова

 

Первые годы жизни это период стремительного психического и физического развития, который является основой становления ребенка как личности. Эти процессы тесно связаны с развитием речи. Формирование речи на протяжении первых лет жизни ребенка – не просто накопление словаря, это сложный нервно-психический процесс. Любое отклонение в развитии на данном этапе может сказаться на дальнейшем становлении всех процессов. Поэтому детям раннего возраста, с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии и обеспечения максимальной реализации их возрастного потенциала, необходима специальная помощь.

Вопросами речевого развития детей раннего возраста занимались Выготский Л. С., Гвоздев А. Н., Грибова О. Е., Громова О. Е., Кольцова М. М., Цейтлин С. Н., Леонтьев А. А. и другие.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Процесс овладения речью – один из самых сложных. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года овладевает сложной системой языка.

Речь возникает и первоначально развивается как средство общения со взрослыми. В дальнейшем она становится средством мышления и средством овладения своим поведением.

В целом, период раннего детства считается ключевым в освоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от жизненной обстановки, социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей ребенка и собственно активности ребенка.

Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция.

Важную роль в развитии речи ребенка играет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережливое отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций. Без этого невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.

Вне зависимости от того, осознает взрослый или нет,  диалоге с ребенком он постоянно «обучает» его. Такой аспект коммуникации Громова О. Е. называет «лингводидактический» (лат.Lingua – язык, греч. Didaktitos – поучительный) (21; 45). Лингводидактический характер общения, с нормально развивающимся ребенком, носит скрытый характер, т.к. взрослые не осознают обучающей функции их общения.

Воспитательные воздействия должны проводится постоянно, и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.

Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания.

Развитие речи заключается не только в обогащении словаря и усложнении грамматических конструкций, но и развитии значения самих слов. Выготский Л. С. доказал,  что значение детского слова не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходит громадный сдвиг. В каждом возрастном периоде речевого развития играет большую роль не столько в данном конкретном периоде, сколько является основой в последующем речевом развитии ребенка.

Первый год жизни – подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребенка: формируется речевой слух и голосовые реакции.

На 2 году жизни развивается понимание речи, подражание и собственно активная речь (на основе усвоения словаря).

На 3 году жизни совершенствуется понимание речи, активная речь: словарь, грамматические формы.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова. Они состоят преимущественно из губных и зубных согласных, которые соединяются с гласными в слоги, обычно многократно повторяемые (ма-ма). Это слова потребности.

К концу 2 года жизни ребенок начинает оречевлять свои действия, что ведет к накоплению словаря. Словарный запас по разным источникам разный: 1 г. 6 м. – 39 – 100 слов, 2 г. – 310 – 400 слов. Объем словаря зависит от социальной речевой среды, психических и индивидуальных особенностей.

В непривычных условиях или с незнакомыми людьми ребенок молчит. Ощущая, что понять его может только мама. Однако родители не должны показывать, что понимают лепетные слова. После полутора лет необходимо, чтобы ребенок произносил слова целиком, точно выражая желания. Угадывание желаний тормозит развитие речи. При правильной работе к 1 г. 9 м. ребенок почти перестает пользоваться облегченными слова.

Необходимо учитывать, что мальчики начинают говорить позже чем девочки. У девочек фразовая речь может появиться в 1 г. 6 м., а у мальчиков только к 2 годам.

На втором году жизни велика потребность ребенка в общении со взрослыми. И развитие речи зависит от того, как часто говорят с ребенком и на каком эмоциональном фоне. Теперь ребенок понимает обращенную речь и сам обращается к взрослым. Повседневные целенаправленные разговоры способствуют тому, что во втором полугодии второго года жизни изменяется характер общения – оно становится обоюдным. Ребенок начинает задавать вопросы: «ляля бай?». Так создаются предпосылки для развития диалогической речи.

К концу второго года жизни ребенок начинает говорить. Речь не совершенна, но уже закладывается основа для дальнейшего речевого развития.

Третий год жизни – это завершение раннего детства, начинается период младшего дошкольного возраста.

Ребенок хочет много знать. Ему становится тесно в рамках своего старого словаря. Начинает задавать вопросы, ответы на которые содержат много информации. Если не развивать речь, ребенок быстро переходит к простым словам вместо развернутых ответов. Лепетные слова, слова звукоподражания остаются в прошлом.

Легкое усвоение незнакомых слов и целых фраз ведет к быстрому росту словаря. В результате развития подражания ребенок начинает повторять некоторые стихи. К концу 3 года жизни словарный запас достигает 1200 – 1300 слов.

Звукопроизношение становится более совершенным, но все же сохраняются некоторые дефекты смягчения звуков; замены ([р] - [j], [л]; [ш], [ж] - [с], [з]; [к] - [х]; [ы] - [и]; [с] [з] - [т], [д], [т,], [с,],[ч], [ц]), могут выпадать звуки, слоги. Нет затруднений в произнесении гласных, [в], [ф], [г], [х], [м].

В 2 г. – 2 г. 2 м. наблюдается физиологический аграмматизм – неправильное употребление грамматических категорий, обусловленных возрастной особенностью ребенка.

Слоговая структура к 3 годам должна сформироваться. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам (2; 7):

1 г. 3 м. – 1 г. 8 м. – ребенок воспроизводит один слог, услышанного слова (ударный) или два одинаковых: га – га;

1 г. 8 м. – 1 г. 10 м. – воспроизводит 2-сложные слова, в 3-сложных словах часто опускает один из слогов -  мако – молоко;

1 г. 10 м. – 2 г. 1 м. – в 3-сложных словах иногда еще опускает предударный слог, может сокращать количество слогов в 4-сложных словах;

2 г. 1 м. – 2 г. 3 м. – в многосложных словах чаще опускает предударный слог, иногда приставки: ципился – зацепился;

2 г. 3 м. – 3 г. – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В 2 г. – 2 г. 5 м. речь ребенка представляет собой простое рядоположение главных предложений, придаточные предложения. Главное предложение не связано или связано слабой связью («и», «и вот»). В 2 г. 5 м. появляются придаточные предложения, устанавливается отношение подчинения и соподчинения между разными придаточными предложениями. В речи выделяются отдельные относительно самостоятельные части, которые связаны между собой различными отношениями (времени, пространства).

В 2 г. 5 м. – 3 г. происходит интенсивное овладение грамматическим строем языка. Слова употребляются в нескольких грамматических формах. В речи употребляются почти все части речи, хотя не всегда правильно.

В условиях грамматического строя в раннем детстве А. Н. Гвоздев выделяет 2 периода: 1 период от 1 г. 3 м. до 1 г. 10 м.; 2 период от 1 г. 10 м. до 3 лет. Периоды развития речи даны в приложении № 1.

На третьем году жизни речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Охотно отвечает на вопросы собеседника. Развивается диалогическая речь. Начинает осваивать связную речь. Высказывания ребенка становятся из 3-4 предложений.

Среди многих важных задач воспитания развитие речи – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда частных задач:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • обогащение, закрепление и активизация словаря;
  • совершенствование грамматически правильной речи;
  • формирование разговорной речи, развитие связной речи;
  • воспитание интереса к художественному слову.

На 2-3 годах жизни единственной формой обучения является игровая. Все занятия носят игровой характер. Однако они имеют определенные цели, задачи и средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Для развития речи детей раннего возраста используются разные методы и приемы: наблюдение реальных событий, объектов; инсценирование при помощи игрушек; рассматривание картинок.

Чтобы занятия, проводимые с детьми, давали положительный результат, педагог должен владеть необходимыми знаниями и практическими умениями.

Путем специальных воздействий на детей во многом удается предотвратить или затормозить появления у них разных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.

Оказание поддержки детям третьего года жизни должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности со взрослыми, постепенно становясь активными участниками речевого общения.

С этой целью в первую очередь необходимо организовать доступную по форме и средствам совместную деятельность ребенка со взрослым.

Дети раннего возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. В общении с детьми воспитатель, родитель, логопед должны обратить внимание на следующее:

  • правильно произносить все звуки;
  • хорошая дикция;
  • придерживаться орфоэпических норм;
  • интонационная окраска и выразительность с учетом содержания высказывания;
  • слегка замедленный темп в общении с детьми, умеренная громкость голоса;
  • использование слов и грамматических конструкций с учетом возраста детей;
  • не допускать грубых выражений.

В книге Макарова А. И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» (М.: Просвещение, 1988) описана работа над собственной речью педагога (требования, упражнения для развития правильного дыхания, артикуляционного аппарата и т.д.).

Первые учителя для ребенка это родители. Поэтому родители совместно с врачом должны внимательно следить за ходом становления и развития ребенка, принимать необходимые меры в случае отклонения от норм.

По мере роста ребенка круг общения расширяется, возрастает значение влияния внешней среды, расширяется круг психотравмирующих ситуаций в отношениях со взрослыми и сверстниками.

Так в период адаптации ребенка в детском саду иногда сопровождается задержкой и даже регрессом достигнутого ранее развития. Первые дни может снизиться речевая активность. Профилактикой нервно-психических нарушений речи является направление ребенка в детский сад в возрасте, в котором легче адаптируется к новым условиям жизни (после 1,5л.).профилактической мерой является приближение домашнего режима к условиям детского сада.

Детская речь в раннем возрасте ранима, чувствительна к негативным внешним воздействиям. Поэтому профилактика включать в себя:

  • охрану нервно-психического и физического развития детей;
  • обеспечение спокойной атмосферы жизнедеятельности детей и предупреждение травмирующих ситуаций;
  • раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, психики, которые сказываются на развитии речи;
  • исправление возможных трудностей в речевом развитии.

Для организации рациональных методов профилактического воздействия имеет значение знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом. Изучение динамики развития ребенка от рождения, выявление неблагоприятных тенденций развития является одним из главных направлений в профилактике.

Вся работа проводится в тесной связи с родителями.

Существуют разные формы организации работы с родителями: ознакомительные беседы, индивидуальная работа, информация, расположенная в доступных местах для родителей.

Особое место в речевом развитии  имеет понимание речи, которое идет путем установления связи между словами, произношением взрослыми и предметами, окружающими ребенка. Важно, чтоб родители понимали, что угадывание желаний ребенка мешает развитию речи, в этом случае необходимость в голосовых реакциях  не появляется. Не следует в раннем возрасте перегружать ребенка усвоением труднопроизносимых слов, заучиванием стихов, не соответствующих возрасту. При общении следует задавать простые вопросы и ждать ответа, уметь выслушать ребенка и ответить ему.

Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т.д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности.

В пособии для воспитателей детского сада «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» под редакцией С. Л. Новоселовой (М., 1977), особое внимание уделяется играм и занятиям с предметами – орудиями.

Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. В процессе специальной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных сенсорных функций ребенка, что в значительной степени способствует в дальнейшем нормализации его речевого развития.

Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем мире. Важно развить слуховое восприятие, так как под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи. Для развития слухового восприятия проводятся игры на узнавание неречевых звуков, игры на различение высоты, силы, тембра голоса. В книге Фомичевой М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» описывается методика воспитания правильного произношения, где включена работа по развитию слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса. Даны примерные занятия.

Стребелева Е. А. в сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета и свойства в слове, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами. Автор дает ход работы по развитию сенсорной сферы и говорит о том, что главное в этой работе – сформировать у детей интерес к окружающим предметам и элементарную ориентировку на внешние свойства и качества предметов.

В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в раннем детстве имеет наглядно-действенный характер. Развитие мышления у детей тесно связано с восприятием, оно возникает в практической деятельности и направлено на ее обслуживание.

Стребелева А.Е. говорит, что главное – подвести детей к тому, чтобы у детей появилась ориентировка на использование вспомогательных средств или орудий в той ситуации, когда предмет недоступен.

Формирование познавательного интереса к окружающей действительности идет путем ознакомления детей с окружающим миром. Многие сведения об окружающем мире дети приобретают практически, в быту, в игре. Но без помощи они формируются неправильно. Поэтому в раннем детстве и последующие годы развития, необходимо руководить процессом восприятия мира ребенком. Круг направлений в самом общем виде намечен в «Программе воспитания в детском саду». Сведения преподносятся детям планомерно, в известной последовательности, с постепенным их расширением, углублением. Восприятие окружающего мира оказывает большое влияние на расширение словарного запаса, а правильная работа логопеда способствует активизации новых слов.

Развитие речи направлено на формирование основных ее функций: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. Этапы работы формирования основных функций речи описывают Стребелева Е. А. и Грибова О. Е. Главной целью в развитии речи детей раннего возраста оба автора ставят формирование у детей потребности к речевому высказыванию.

Работа строится с учетом следующих принципов:

  • Предполагающего обучения с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону ближайшего развития.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
  • Единства требований к воспитанию ребенка воспитателя и родителей.
  • Деятельного подхода к развитию личности ребенка реализуется в рамках ведущих  и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
  • Доступность, повторяемость.

Требования:

  • Налаживание эмоционального контакта.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Регулярное и системное проведение занятий по определенному расписанию.
  • Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
  • Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
  • Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
  • Опора на положительный результат.
  • Использование усвоенного способа действия в новых условиях.

 

   В своей работе по развитию речи детей раннего возраста используем следующие формы деятельности:

  • Наблюдение и элементарный труд в природе; (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими клумбами, и т.д.).
  • Разговор с самим собой; (когда малыш находится не далеко от нас мы говорим о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорим медленно и отчетливо короткими и простыми предложениями, доступными для восприятия малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко»).
  • Параллельный разговор (мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова выражающие его опыт).
  • Провокация, или искусственное понимание ребенка. (Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет.Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого).
  • Игры – забавы и игры – хороводы; (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать  звук речи, устанавливать ее ритм).
  • Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; (это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть , что им было рассказано и прочитано).
  • Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений; (дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра).
  • Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика; (проводим ежедневно в утренние часы. Это занятие способствует развитию у детей мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Начали от простых упражнений с постепенным усложнением с текстовым стихотворным  сопровождением).
  • Упражнения и дидактические игры; (нанизывать крупные бусинки, шарики; застегивать крючки , молнии , пуговицы ;заводить механические игрушки ; игры сводой с песком , с различными крупами ;игры с мозаикой ,кубиками , вкладышами ; рисование , восковыми  мелками ,карандашами , разминать пальцами пластилин .
  • Бытовые и игровые ситуации; (сюжетно ролевые игры: дом, больница, магазин, автобус; развлечение «В гости к зайчику»).
  • Музыкальные игры; (значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить.Малыш с удовольствием не только двигается под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними).
  • Общение со старшими детьми; (Дети 10 и 12 групп показали малышам замечательные театрализованные сказки. Общались, проводили совместные игры, беседы. Подарили чудесные игрушки малышам, сделанные своими руками).

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. В начале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя. Один ребенок на коленях другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, пританцовывают – ждут своей очереди.

Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и прибаутки(«Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей: «….  Маслом поливала, детям давала: Кате два, Жене два, Полине два, т.д.». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания». Когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Для развития словаря используем прием поручений. После того, как выполнил конкретное поручение, спрашиваю: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребенок начинает, устанавливает связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающими. Важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолеть трудности, почувствовать объективные условия выполнения задания.

В этом случае конечный результат не только осознается, но и лучше запоминается и отражается в речи. Один из приемов активизации речи ребенка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями: «Будем поливать растения, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Для достижения хороших результатов по развитию речи детей постарайтесь создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша, была спокойна, доверяла его нам.

 

 

 

 

Приложение

Задание 1:

Цель: изучение словарного запаса (существительные).

Оборудование: картинки с изображением хорошо знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, мишка, тарелка, машинка и т.д.

Проведение обследования: перед ребенком раскладываются картинки

а) для обследования пассивного словаря ребенка просят: «Покажи, где кукла?».

б) для обследования активного словаря ребенку говорят: «Скажи, что ты видишь на этих картинках?».

Задание 2: Покажи картинку.

Цель: изучение словарного запаса (глаголы).

Оборудование: картинки, на которых изображено действие: девочка одевается, мальчик умывается, девочка кушает и т.д.

Проведение обследования: перед ребенком раскладываются картинки:

а) пассивный словарь проверяется вопросом «Покажи, где девочка одевается?».

б) активный словарь: «Скажи, что делает мальчик?»

Задание 3: Существительные в единственном и множественном числе.

Цель: выявить понимание и употребление единственного и множественного чисел существительного.

Оборудование: картинки с изображением знакомых предметов в единственном и множественном числе.

Проведение обследования:

а) понимание форм единственного и множественного чисел существительных идет методом показа картинок: чашка – чашки. Ребенку задается вопрос: «Где нарисован гриб (грибы)?».

б) употребление существительных в разных числах «Что ты видишь на картинке?».

Задание 4:

Цель: выявить употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога.

Оборудование: предметные картинки.

Проведение обследования: показывается картинка ребенку: «Назови, что ты видишь на картинке». – «Вижу куклу (мяч)».

Задание 5:

Цель: выявить употребление существительного в родительном падеже единственного числа без предлога.

Оборудование: картинки.

Проведение обследования: показывается картинка и указывается на элемент. «Это хвост кого? – Лисы».

 «Это хвост кого? – Зайца».

Задание 6:

Цель: выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции разной сложности, а также понимание простых предлогов (на, в, под).

Оборудование: коробка, мяч, кукла, мишка, кубики.

Проведение обследования: ребенку предлагается выполнить действие: хлопки в ладоши; поднять руки; поставить машинку в коробку; спрятать мяч под стол, дать взрослому красный кубик.

После каждого действия просят ребенка проговорить, что он сделал.

«Скажи, куда спрятал мяч?», «Что ты мне дал?» и т.д.

Для более точного обследования велось наблюдение за детьми на занятиях, которые проводил воспитатель и в процессе свободной игры детей друг с другом. Были изучены медицинские документы.

По результатам обследования дети были разделены на две группы по 5 человек:

Первая – дети с задержкой речевого развития (экспериментальная группа);

Вторая – их сверстники с речевым развитием в пределах возрастных норм (контрольная группа).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов ...

презентация: "Активизация речевого развития детей раннего возраста через нетрадиционные сенсорные материалы"

Развитие речи в процессе игр с нетрадиционными сеснорными материалыми. Приведены примеры игр....

"Педагогические условия познавательно- речевого развития детей раннего возраста в ДОО»

Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов.   Поэтому главной задачей  педагогов ДОО является  – это...

Консультация для родителей "Активизация речевого развития детей раннего возраста в играх с сенсорным материалом"

Консультация для родителей о том, как развивать речь через игры с сенсорном и дедактическим материалом....

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста

Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью – сложный, многосторонний психически...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....