Консультация для родителей "Добрая сказка"
консультация

Ткачева Валентина Александровна

В данной консультации рассказывается родителям почему сказка для ребенка это важно, а также рассказывается как првильно их читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka.doc586 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 «Флажок»
г. Саров Нижегородской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

             

Воспитатель:

Ткачева Валентина Александровна


«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»

В.А. Сухомлинский

        Описание: сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. 

        Сказка не дает прямых указаний, но в ее содержании всегда заложен поучительный смысл, который дети постепенно воспринимают и реализуют в собственной жизни.

        Назначение: материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, педагогов, воспитателей.

        Цель: рекомендации родителям детей дошкольного возраста по сочинению сказок, с целью заложения нравственных качеств.

        Задачи: предоставить родителям рекомендации по составлению персонализированных сказок.

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Почему сказка?

Специалисты определяют для сказок особое место в социализации и развитии ребенка. Важная информация в них, как правило, представлена через невероятные изображения ситуаций и преувеличенные качества героев. Почему такой вариант получения информации наиболее эффективен? Приобретенные знания из волшебных историй обладают большим потенциалом в будущем?

Попробуем ответить на эти вопросы: 

1Сказки наглядно объясняют детям способ решения проблемы.

Встречаясь в сказке с добром и злом, простодушием и хитростью, лестью и честностью, персонаж вместе с ребенком проходит всю историю от начала и до конца, как правило, найдя верное решение и выход из сложной ситуации. На примере сказок ребенок учится решать проблемы разными способами, ориентироваться в жизни, не бояться трудностей, всегда идти вперед и помнить, что безвыходных ситуаций не бывает.

2Сказки помогают вырастить эмоционально устойчивых людей.

Проблемы, происходящие со сказочными героями, разрешаются в большинстве случаев триумфом главного персонажа. В безопасной обстановке детской комнаты, ребенок обнаруживает, что плохие и неправильные вещи могут случиться с каждым, даже с очень хорошими и послушными мальчиками и девочками. Ребенок начинает понимать, что никто не застрахован от проблем. Воспитывая детей на сказках, мы формируем потенциал эмоциональной силы в сердцах малышей. Тренируем душевные мышцы, способные послужить верой и правдой в трудные времена. Мы же не хотим, чтобы дети, столкнувшись в первый раз в своей жизни с несправедливостью, растерялись и не знали, как справиться с этой бедой?

3Сказки учат действовать, общаться и помогать окружающимГлавный герой, столкнувшись с проблемой, никогда не сидит на месте. Он незамедлительно пытается ее решить, и борется до тех пор, пока не победит. Золушка в своем стремлении попасть на бал виртуозно справляется со всеми заданиями, которыми ее нагружает мачеха.

Царевич, потеряв свою Царевну-лягушку, пускается на ее поиски. По пути оказывается, что многие готовы ему помочь советом и делом. Если бы Царевич был безразличен к проблемам окружающих или стеснялся общаться с ними, он никогда бы не справился со своей задачей и не нашел бы свое счастье.

Такие простые и знакомые примеры крепко врезаются в память малыша, впервые путешествующего вместе с волшебными героями сказок.

4Сказки стирают границы.

Многие народы имеют схожие сюжеты сказок. Безусловно, в них добавлены свои культурные мотивы, но в целом они напоминают друг друга. Во многих сказках мира встречается злая старуха, которая колдовскими чарами мешает любящим оказаться вместе, или, где третий сын не такой, как его старшие братья. Общность сюжетов сказок, придуманных в разных уголках планеты, может показаться удивительной. Но ничего необычного в этом нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: разобраться в хорошем и плохом, одержать победу над злом и надеяться на лучшее.

5Сказки учат основам литературы.

В сказке всегда есть завязка, кульминация и развязка. Следуя этому принципу, ребенок учится выстраивать свои истории, пересказывать, предвидеть развитие сюжета.

6Сказки развивают воображение и закаляют характер.

В сказках ребенок сталкивается со страшными историями не лицом к лицу, а проецируя ситуацию. Не так сложно представить, что серый волк съел бабушку, нежели тебя самого. Переживая через сказку опасную ситуацию, ребенок освобождается от напряжения, учится контролировать неприятные эмоции.

Мир сказок – это удивительный мир фантазии и волшебства, мир, который помогает ему войти в мир взрослых. Сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она объединяет родителей и детей, дает возможность приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира.

Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы, способны оказывать влияние на формирование личностных качеств, воспитывать положительные качества у ребёнка, справляться с рядом имеющихся проблем. Дети учатся понимать поступки других, отличать добро от зла, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.

Часто наши наставления «надо чистить зубы», «пойдем скорее, а то опоздаем в детский сад», «все дети днём спят, и ты ложись» наталкивают ребенка на мощный протест. Тогда нам на помощь может прийти сказка или интересная история. 

Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются сказки: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и другие.

Дети часто не рассказывают о том, что их беспокоит, потому, что стыдятся этого, боятся непредсказуемой реакции взрослых, а иногда и сами не понимают в чём дело или не могут подобрать слов для описания своих чувств и эмоций. 

Для ребенка рассказ или сказка намного интереснее, чем поучительная лекция. Одна знакомая девочка лет пяти, когда ей начинали говорить о том, как она себя плохо ведёт, она закрывала уши, не переставая говорить – я вас всё равно ничего не слышу. А рассказы или сказки о непослушной девочке слушала с огромным удовольствием.

Такие интересные рассказы позволяют малышу почувствовать, что он не один в своих переживаниях, страхах, тревогах и др. Это успокаивает и избавляет от комплекса неполноценности, дает уверенность и помогает бороться с трудностями.

Сказку можно не только читать или рассказывать, но и показывать с помощью игрушек или кукол, разыгрывать в ролях.
Самый простой и эффективный способ для родителей - придумывать сказку вместе с ребенком.

Сочинять сказки можно, когда выдается свободная минутка или в специально выделенное для этого время. Желательно больших перерывов не делать, возвращаться к сказке хотя бы раз в 2-3 дня, можно и чаще. Для занятий достаточно 30-40 минут. Переделать готовую сказку в психотерапевтическую не составит большого труда. Потребуется лишь немного времени и фантазии.


Рекомендации родителям, как сочинить сказку?


1. Сформулировать проблемы, которые вы хотите решить с помощью сказки.

2. Мысль, которую вы хотите донести до ребенка.

3. Главный герой, в чём схожесть с вашим ребенком.

4. Ситуация, её описание в которой главный герой оказался.

5. Выход и решения ситуации.

6. Выводы, которые сделал главный герой.

7. Мораль сказки.


Для начала необходимо определиться с целью сказки, какую проблему мы собираемся решить с её помощью. Ребенок боится темноты? Он со слезами ходит в детский сад? Плачет, когда надо чистить зубы? 

Лучше всего сочинять сказки про различных животных. Выбранный зверюшка из сказки может обладать такими качествами, которые есть у вашего ребенка. Именно тут можно напомнить о его сильных сторонах, хороших качествах, талантах, способностях.

Сформулируйте решения, которые вы собираетесь предложить своему ребенку, придумайте персонаж, который похож на ребёнка. Пусть главный герой данной сказки окажется в похожей с ним ситуации, столкнется с трудностями, что и у ребенка. Другие герои сказки не должны быть слишком страшными и злыми, потому что ребенку будет трудно понять, как справиться с ними.

Вот тогда он станет отождествлять себя с этим персонажем и сравнивать свои поступки и его.

Для того чтобы придуманная сказка напоминала реальную жизнь, сказочное пространство необходимо заполнить знакомыми для ребенка предметами (свитером в горошек, как у брата, любимой чашкой и другое).

Для мальчиков, которые увлекаются техникой, героем сказок может быть машинка, трактор или самолёт, для девочек – кукла или любимая мягкая игрушка.

Можно так же предложить малышу за главного героя придуманной сказки решить, как поступить в той или иной ситуации. Ответы ребенка могут говорить о его страхах, агрессии или неуверенности в себе. 

Например, если он посоветует при встрече со сказочным чудовищем спрятаться или убежать. Главным героем сказки может стать и любимая игрушка вашего малыша. Очень важно, чтобы главный герой сказки имел схожие переживания, страхи, тревоги, опасения, конфликты, тогда ребёнку будет легче сопоставить себя с персонажем. Необходимо почувствовать, что если этот герой в чем-то преуспевает или добивается, то и он сможет добиться того же.

Текст сказки для детей постарше, умеющих читать и писать набирают на компьютере, иллюстрируют картинками из Интернета или семейными фотографиями, и распечатывают.

Сочиняя сказки на новый лад для своего ребенка, можно быстрее и проще найти с ним общий язык, помочь ему в избавлении от имеющихся комплексов.


Примеры:

Например:

Жил-был весёлый слоник. Он был добрый, дружелюбный, ласковый. Но в его жизни была одна неприятность – он очень боялся темноты.

Если вы не знаете, что именно беспокоит ребенка, можно узнать, что, по его мнению, беспокоит главного героя сказки. 


Например:

В одной кроличьей семье рос маленький крольчонок, который боялся… Чего он боялся?- спрашиваете вы. Ребенок отвечает. Вы за ребенком повторяете его ответ: «Да, он боялся лису, волка, оставаться один дома, а что ещё?».(Ответ ребенка).

Любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша.


Другой вариант: 

«Рос бобрёнок, который не очень любил чистить зубы. Почему ему не нравилось чистить зубы?»

Соответственно, говоря за бобрёнка или крольчонка, ваш ребенок говорит о себе. Малыш идентифицирует себя с главным героем. Вы сможете лучше понять причины его такого поведения. 

После того, как с основной беспокоящей проблемой главного героя определились, необходимо в сказке найти пути выхода. Их может быть большое количество, всё зависит от вашей фантазии. 


Например:

Медвежонок, который очень медленно собирался в детский сад, не успел на интересный чемпионат, в котором всем игрокам давали его любимое лакомство.

Мышонок, который жадничал и не хотел делиться машинками и игрушками в результате остался один и никто не захотел с ним играть.

По ходу сказки стоит деликатно коснуться проблем в воспитании вашего ребенка, будь то жадность, страх, лень или боязливость. Кроме того, главный персонаж может встретить в сказке помощника, который поможет преодолеть отрицательные качества, подскажет выход из сложившейся ситуации. Уже по ходу сказки можно спросить самого ребенка: «И как ему помог мудрый филин? Что он посоветовал трусливому крольчонку?» Очень важно, отвечая на этот вопрос, ваш малыш будет самостоятельно находить правильное решение, учиться справляться с трудными ситуациями.

Если ребенок не сможет придумать, как помочь главному герою, вы можете предложить ему использовать какие – либо волшебные сказочные предметы или самостоятельно ввести их в сказку. 


Например: 

Мудрый филин не знал и не понимал, как помочь крольчонку, он рассказал ему, где спрятан фонарик, прогоняющий темноту, или волшебная палочка, исполняющая все желания.

Например:

Бобрёнок в сказке может встретить маленького бельчонка, который подарит красивую, волшебную зубную щетку, чтобы зубки стали сильными и крепкими, что ими можно было бы разгрызать самый крепкий и твердый орешек.

Чтобы ребенку было легче сделать вывод из сказки, его должен будет озвучить главный герой или любой персонаж: «Мышонок решил, что теперь он не будет жадничать и будет делиться своими игрушками и машинками».

Придумывайте и сочиняйте разные финалы для сказок в зависимости от проблемной ситуации – как положительные, так и грустные, но не забывайте обсудить с ребёнком, что необходимо сделать, чтобы помочь основному персонажу исправить ситуацию.

Если вдруг после такой сказки ребенок попробовал предложенное в ней решение, а оно не дало результатов, не огорчайтесь. Спросите у малыша, что не получилось так, как было задумано. После, расскажите ребенку про одного малыша, у которого тоже сначала не все хорошо получалось. Он не оставлял попыток, и в конце концов нашел выход из трудной ситуации. Его родители очень им гордились.

Очень важно, чтобы родители внимательно слушали малыша, воздерживались от таких комментариев, как "давай сначала", "не совсем так", убеждали ребенка.

Дайте ребенку возможность свободно выражать свои мысли, не перебивайте, с интересом его слушайте и помните, что он рассказывает в первую очередь о себе и о том, что его волнует. Поэтому будьте внимательным слушателем и верным другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сказка как фольклорный элемент"

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-р...

Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.

Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Консультация для педагогов" Сказки на кончиках пальцев"

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать при проведении хороводов после чтения сказок....

Консультация для родителей." Сказки, которые мы читаем детям" Семейный куб: «В гостях у сказки»

Консультация для родителей."Сказки, которые мы читаем детям".Семейный куб: «В гостях у сказки»...

Консультация для воспитателей: СКАЗКА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. « Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»

Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе л...