Консультация для родителей «РОДНОЙ ЯЗЫК – МОЕ БОГАТСТВО»
консультация

Сосновских Дарья Владимировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-prezentatsiya_rodnoy_yazyk.pptx308.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РОДНОЙ ЯЗЫК – МОЕ БОГАТСТВО» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Жизнь в современном мире предъявляет к человеку все новые и более серьезные требования. Речь современного человека - его визитная карточка. От того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех обществе. Очень важно с ранних лет формировать у ребенка грамотную красивую речь. В этом неоценимую помощь родителям оказывает народный фольклор. Накопленные веками малые формы народного поэтического творчества таят в себе огромные речевые, смысловые, звуковые богатства. Знакомство ребенка с фольклором начинается с колыбели, с русских народных песенок. «Баю, баюшки , баю, не ложися на краю…», «Люли-люли- люленьки , прилетели гуленьки...». Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

Слайд 2

И в наши дни бытуют многочисленные варианты общеизвестных колыбельных песенок. Они являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура и массаж, но все, что нужно, делали под разные потешки . Только ребёнок проснулся, его поглаживают, приговаривают: « Потягушки – потянушки , поперёк толстушки… ». Будучи людьми мудрыми и практичными, они точно знали, что нужно заложить в человека буквально с младенчества, а потому привносили в потешки для детей познавательные элементы. При помощи потешек знакомство с окружающим миром происходило в игровой форме, в первую очередь, с теми его объектами, которые совсем маленький ребенок мог видеть вокруг себя, в доме и во дворе. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми: «Идет коза рогатая...», «Сорока-ворона кашку варила...», «Ладушки…», «Пальчик – пальчик, где ты был…». Язык народных игр лаконичен, многообразен, богат звуковыми сопоставлениями. Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу: такие пальчиковые игры подготавливает ребёнка к овладению правильным звукопроизношением. Считалки остаются излюбленной словесной игрой детей старшего возраста. По своей распространенности и по количеству произведений они не знают себе равных.

Слайд 3

Возьмём стихотворение Ф.Н. Миллера, ставшее одной из самых популярных считалок: «Раз, два, три, четыре, пять - Вышел зайчик погулять...». И в старых, и в новых записях имеется большое количество вариантов этой считалки. Соревнование в сказывании считалок доставляет наслаждение, развивает органы артикуляции, вырабатывает чувство ритма. Скороговорки изначально были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились и прочие полезные свойства этой шуточной забавы. В. И. Даль дает такое определение скороговорки: это «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения, например: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком». В ней сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет ее произнесение и делает ее незаменимым упражнением для развития речи. В русских народных сказках заключено богатое содержание, они насыщены языковыми средствами выразительности - сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами. Выражения «красна девица», «ясный сокол», «встань передо мной, как лист перед травой» и др. способствуют развитию образности речи, ее обогащению. Загадки знакомят ребенка «с радостью мышления». Кто из нас ребенком не мучился поиском ответов на вопросы: Почему утки плавают? Без чего хлеба не испечешь? Зачем в стакане вода? Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно, зато помогало взглянуть на вещи по-другому, раз мы помним „хитрые” стишки до сих пор. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. А весь процесс школьного обучения строится на литературном языке. Поэтому так важно в дошкольном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык. В течение многих веков малые фольклорные жанры мудро поучают ребенка. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, потешка , сказка, пословица входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Все они и в современном мире чудесным образом влияют на развитие речи детей.

Слайд 4

Загадки знакомят ребенка «с радостью мышления». Кто из нас ребенком не мучился поиском ответов на вопросы: Почему утки плавают? Без чего хлеба не испечешь? Зачем в стакане вода? Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно, зато помогало взглянуть на вещи по-другому, раз мы помним „хитрые” стишки до сих пор. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее . Многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. А весь процесс школьного обучения строится на литературном языке. Поэтому так важно в дошкольном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык. В течение многих веков малые фольклорные жанры мудро поучают ребенка. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, потешка , сказка, пословица входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Все они и в современном мире чудесным образом влияют на развитие речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Родной язык"

Любой язык – это орудие, но не только орудие – он и зеркало. Зеркало жизни и труда народа, зеркало его общественного развития, его индивидуальности. И в то же время отражение связей этого ...

Проект "Родной язык- мое богатство"

Предлагаемый проект представляет собой систему   работы с детьми средней группы в области речевого развития, патриотического воспитания....

Консультация «Говорим на родном языке»

Консультация «Говорим на родном языке»...

Консультация для родителей «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии личности ребенка в современном мире»

МБДОУ №16 «Нэфсэт»     Консультация для родителей«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии личности ребенка в современном мире»...

Консультация для родителей "Родной язык, богатство русского языка, его влияние на ребенка »

laquo;Отечественным языком обладает уже в некоторой степени даже семилетнее дитя; он стал его духовной собственностью, как бы всосанною вместе с молоком матери, дитя даже не может существов...

Сценарий литературно- музыкального интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка на тему: «Родной язык - моё богатство» (для детей старшей, подготовительной группы)

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность, стремление к новым знани...

Консультации для родителей «Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка»

Консультация для родителей «Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка»...