Главные вкладки

    Консультация для родителей "Значение конструирования в развитии дошкольника"
    методическая разработка

    Автором разработана консультация на тему "Значение конструирования в развитии дошкольника"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znachenie_konstruirovaniya_v_razvitii_doshkolnika.docx21.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

    структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

    Значение конструирования в развитии дошкольника.

    Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т.п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

    В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование — прежде всего, важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей ребенка. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

    Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

    Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространственных представлений, и в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Совершенствуются эти представления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеивая мелкие детали (украшения на стенках корзинки, окна у домика и др.) на плоскостной развертке (выкройке); перед тем, как сложить и склеить выкройку в готовую объемную игрушку, конструкции размещаются на определенной плоскости («на улице», «на ферме» и т.д.). Таким образом, формирование пространственных представлений в процессе конструирования происходит на наглядном материале, однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели в новом положении, работа с выкройкой) требуют уже некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т.е. более сложной мыслительной деятельности.

    В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие, и различные признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях — фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах — мотор, кабина, кузов, колеса и т. д. Части различаются по форме, величине и отделке. Зависят эти различия от назначения: здания школы имеют большое количество широких окон, чтобы в классных комнатах было много света; здания жилых домов имеют более узкие окна с балконами; здание магазина - широкие витрины и т.д. Форма и величина частей различная, однако, основные части остаются одними и теми же.

    Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

    В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.

    В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

    В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т.д.), узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны и т. д.

    Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом.

    В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладевают и такими понятиями, как «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный - короткий».

    Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка. Обучение старших дошкольников сооружению построек, изготовлению различных игрушек из бумаги и других материалов для подарка малышам, маме, бабушке, домиков для птиц и животных воспитывает у детей определенную направленность нравственных чувств (заботу о людях, птицах, животных).

    Конструирование на занятиях и в игре имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. На занятиях дети учатся совместно выполнять общую работу (вместе готовят игрушки для елки, для макетов на разные темы, например «Наша улица», вместе строят мост, театр и др.). В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.

    В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

    Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего, гармонического развития ребенка. Конструирование способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициативность, организованность и ответственность при выполнении задания.

    На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

    В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

    Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.), педагог имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

    Создание поделок из природного материала и сбор его в процессе экскурсий в лес, парк способствуют воспитанию у детей особого отношения к природе, умения видеть красоту цвета и форм, целесообразность их сочетаний.

    Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль конструирования в развитии дошкольников.

    Всем педагогам давно известно, какую важную роль играет конструирование в развитие дошкольников. Как заметил З. В. Лиштван, в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими н...

    Консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

    Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...

    Консультация для воспитателей "Познавательно-речевое развитие дошкольников"

    Консультация для воспитателей "Познавательно-речевое развитие дошкольников"...

    Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"...

    Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"... В последние годы заметно возросла потребно...

    Консультация для родителей "Конструирование в жизни дошкольника"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20314206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20314207","attributes":{"alt":"","class"...

    Статья.Конструирование в развитие дошкольника.

    В статье рассмотрено влияние конструктивной деятельности дошкольника на его развитие. Приведен анализ разных видов конструкторов. Даны рекомендации использования видов конструкторов по возрастам для р...