программа социально-личностного направления Лучики развития
рабочая программа (младшая группа)

Ворончук Маргарита Анатольевна

Программа расчитана на работу с родителями и детьми по формированию детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_luchiki_razvitiya_-_kopiya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР - детский сад № 60»

Утверждена

Педагогическим советом ДОУ

протокол № 1 

от «25» августа 2017 г.

Заведующий МБДОУ «ЦРР - детский сад № 60»

г. Северск

______________С.В.Прокопьева

«26»августа 2017 г.

ПРОГРАММА

социально-личностного направления

«Лучики развития»

(срок реализации - 1 год, для детей с 1 до 3 лет)

Составитель:

Мазавина Вера Николаевна

педагог-психолог

Ворончук Маргарита Анатольевна

Учитель-логопед

ЗАТО Северск – 2017 год

Содержание

  1. Содержание                                                                                2
  2. Пояснительная записка                                                                                             3
  3. Цели и задачи программы                                                                                       4
  4. Содержание программы                                                                                                       5
  5. Прогнозируемые результаты                                                                                       5
  6. Самоанализ                                                                                                    5
  7. Литература                                                                                                                   6
  8. Приложение                                                                                                        7

                                                                        

Пояснительная записка

«Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но, прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги»

А.С. Макаренко

Актуальность

Ранний возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие основные качества, как доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, познавательная активность, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Эти качества и способности не возникают автоматически, в результате физиологического созревания. Их становление требует воздействий со стороны взрослых, общения и совместной деятельности с ребенком. Дефицит воспитания и развития в этом возрасте оборачивается невосполнимыми потерями в будущем.

В соответствии с современными тенденциями развития образования изложенными в законе РФ «Об образовании» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» Действительно, ребёнок свой первый жизненный опыт приобретает в семье. И от семьи зависит дальнейшее развитие ребёнка. Но  далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные приемы взаимодействия с ребёнком. В некоторых семьях сохраняется представление о раннем возрасте как о периоде физического развития. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, гигиеническим уходе (кормление, прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему большого количества игрушек. В других же семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить 2-летнего малыша читать и писать, пользоваться компьютером. В обоих случаях не учитываются возрастные особенности детей, что может привести к нарушениям психического здоровья и развития малышей (задержке в речевом и умственном развитии, отсутствию воображения, дефициту внимания, импульсивности и агрессивности, эмоциональной глухоте и т. д.).

Для полноценного развития ребенка раннего возраста необходимо наличие у родителей знаний о возрастных особенностях ребёнка, приёмах эффективного взаимодействия с ним. Таким образом, не только дети, но и родители нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической поддержке со стороны профессионалов, обладающих необходимой квалификацией.

В документе  ФГОС ДО, как одно из требований для успешной реализации образовательной программы,  выдвинуто условие: «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс».

Одной из форм такого взаимодействия на наш взгляд может стать детско-родительская группа. Поэтому в нашем ДОУ в 2015 году начала работу детско-родительская группа «Лучики развития». В результате опроса родителей было выявлены интересующие родителей темы занятий и консультаций. Мероприятия, проводимые в «Лучиках развития» решают проблемы адаптации детей, их физического и нервно--психического развития, но главной целью становится повышение родительской компетентности в воспитании детей, вовлечение семей в образовательный процесс. Таким образом, организация детско-родительской группы является одной из форм привлечения родителей к сотрудничеству.

Адресат программы:

Программа «Лучики развития» рассчитана на детей раннего возраста (1-3 лет), посещающих детский сад и их родителей. Группа комплектуется на основе анкетирования родителей, индивидуальных консультаций с родителями желающими посещать занятия, а также с родителями детей, испытывающих трудности в адаптации, часто болеющих, имеющих неустойчивый эмоциональный фон.

Новизной программы стали особенности организации образовательного процесса – занятия проводятся совместно с детьми и родителями. В зависимости от темы на занятия приглашаются специалисты ДОУ. Каждый специалист обучает родителей и педагогов группы взаимодействию с ребенком в определенном виде деятельности, а также консультирует по возникающим вопросам.

В реализации программы «Лучики развития», наряду с традиционными,  используются инновационные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, телесно-ориентированные. В зависимости от темы занятия применяются дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, музыкотерапия, рефлексотерапия, релаксация, игры с песком и водой, рисование на песочных столах, самомассаж, логоритмика, лечебная и оздоровительная физкультура, игры со спортивным инвентарем и тренажерами, интерактивные дидактические игры.

Состав подгрупп - постоянный.

Срок реализации программы: 1 год.

Цель программы «Лучики развития»: вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс, повышение родительской компетентности.

Задачи.

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста при посещении детского сада;
  • Создание эмоционально положительного отношения к ДОУ;
  • Формирование у родителей представлений о психологических особенностях, закономерностях развития детей раннего возраста;
  • Оказание квалифицированной помощи родителям при организации совместного взаимодействия на содержательном уровне по разным направлениям деятельности.
  • Оказание помощи родителям в решении проблем адаптации к ДОУ;
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс;
  • Развитие навыков сотрудничества семьи и дошкольного учреждения;
  • Повышение ППК педагогов, участвующих в реализации программы.

Участники реализации программы «Лучики развития»:

Педагог-психолог, воспитатели групп раннего возраста, специалисты ДОУ: учитель-логопед, инструктор по физ. воспитанию, музыкальный руководитель, инструктор по плаванию, врач ДОУ, родители.

Содержание программы

Программа включает 9 занятий, продолжительность каждого от 30 минут до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Первые два мероприятия проводятся только с родителями и воспитателями группы и направлены на знакомство и сближение членов группы, ознакомление с правами детей и защиту детей от насилия. Все следующие занятия проводятся совместно с родителями, детьми, воспитателями. На занятия приглашаются специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструкторы по физическому воспитанию и плаванию, врач ДОУ) в зависимости от темы мероприятия.  Все члены группы являются активными участниками мероприятий. Родители участвуют во всех играх и упражнениях вместе с детьми, побуждают детей к деятельности, помогают малышам при затруднениях.

Занятия проводятся в помещении группы раннего возраста, центре развивающего обучения, музыкальном, спортивном залах, песочной студии.

Прогнозируемые результаты:

  • Снижение адаптационного стресса у детей раннего возраста при посещении детского сада;
  • Эмоционально положительное отношение детей и родителей к ДОУ;
  • Повышение родительской компетентности: знание возрастных особенностей, закономерностей развития, способов взаимодействия с ребёнком в различных видах деятельности;
  • Отсутствие случаев тяжелой адаптации;
  • Повышение активности родителей в жизни группы и ДОУ;
  • Повышение ППК педагогов в использовании активных форм работы с семьями воспитанников.

Критерии отслеживания результатов реализации программы

  • Оценка адаптации детей.
  • Развитие коммуникативных навыков и речи воспитанников.
  • Опрос родителей (анкетирование).
  • Анализ роста ППК педагогов.
  • Анализ качества оказанной образовательной услуги.

Самоанализ

Реализация программы позволила:

  • сформировать доверительные, доброжелательные отношения среди родителей, между родителями и педагогами,  
  • вовлечь родителей в образовательный процесс,
  • повысить их заинтересованность в знаниях возрастных психологических особенностей детей и  педагогических приёмах взаимодействия с малышом раннего возраста.

Для оценки посещения детьми совместных мероприятий педагогом-психологом проводились наблюдения за детьми в разных режимных моментах в группе, беседы с воспитателями и родителями об изменениях в развитии детей, их адаптации к ДОУ. Анализ результатов наблюдений показал положительную динамику развития восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой и общей моторики. После этих мероприятий повысилась речевая активность малышей, дети спокойнее идут на контакт со взрослыми, строят доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, активнее играют.

В рамках реализации проекта педагогами активно использовались материльно-технические возможности музыкального, физкультурного залов, группового помещения, песочной студии, сенсорной комнаты, интерактивной доски, что способствовало повышению познавательного интереса и активности детей, позволяло снизить напряжение и снять телесные зажимы.

Реализация программы способствовала не только развитию малышей. В результате совместной деятельности педагоги совершенствовали опыт работы в группе, навыки самоорганизации и ведения дискуссии. Анализ роста профессионально-педагогической компетентности педагогов показал рост компетентности по всем трём компонентам: профессионально-личностному, профессионально-творческому и профессионально-деятельностному в среднем на 0,6 баллов.

Изучение результатов анкетирования родителей показало, что родители считают такие мероприятия полезными как для ребёнка, так и для родителей. Вовлечение родителей в образовательное пространство, обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, развитие коммуникабельности детей и родителей способствуют повышению родительской компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

      1. Жердева Е.В. "Дети раннего возраста в детском саду"

       "Феникс" Ростов-на-Дону 2007г.

2. Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением"                                                  №3 2003

       3. Захаров А.И. "Что снится нашим детям "Дельта"

       Санкт-Петербург 1997г.

       4. Захаров А.И. "Как предупредить отклонения в поведении ребенка"                   Москва "Просвещение" 1993г.

5. Купецкова Е.Ф.  Оптимизация деятельности педагогов групп детей     раннего возраста.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Тренинг общения с ребенком (период раннего детства)" "Речь" Санкт-Петербург, Творческий Центр "Сфера" Москва 2001г.

7. Прищепа С.С. Технология гармонизации детско-родительских отношений. Управление дошкольным образовательным учреждением 2008.№ 4.-С.14-20.

8. Роньжина А.С. "Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению" "Книголюб", Москва 2004

9. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» «Владос», Москва 1995г.

10. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» Творческий Центр «Сфера», Москва 2002г.

11.. Соколова Т.П. Сотрудничество с родителями. Справочник старшего воспитателя . 2008. № 1, С 23-30.

12. Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н. и др. "Воспитание детей раннего возраста" "Просвещение", "Учебная литература".

Москва 1996г

13. Хрящевой Н.Ю. "Психогимнастика в тренинге", «Речь"

Санкт-Петербург 2004г.

14. Боброва Т.А. «Работа по адаптации и развитию детей  возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ»,  «Детство-пресс», Санкт-Петербург 2013 г.

15. Зеленцова-Пешкова Н.В. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста», «Детство-пресс», Санкт-Петербург 2015 г.

16. Бабинова Н.В., Мельцина И.В. «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста», «Детство-пресс», Санкт-Петербург 2015 г.

Приложение

Тематический план мероприятий группы «Лучики развития»

Месяц

Тема занятия

Дата проведения

Сентябрь

«Знакомство» Цель, задачи группы. Анкетирование. Изучение образовательного заказа. (Обсуждение с родителями, педагогами, реализующими программу)

4 неделя сентября

Октябрь

«Поговорим о здоровье. Защитим детей от насилия» Беседы с врачом, педагогом-психологом, родителями (законными представителями)

4 неделя

Ноябрь

«Игралочка» практическое занятие воспитателя с родителями и детьми

4 неделя

Декабрь

«От движения к мышлению» практическое занятие инструктора по физическому воспитанию с родителями и детьми

4 неделя

Январь  

«Развиваем речь, играя» практическое занятие учителя-логопеда, педагога-психолога с родителями и детьми

4 неделя

Февраль

«Кинезиологические упражнения как средство развития ребёнка» практическое занятие педагога-психолога с родителями и детьми

4 неделя

Март

«Волшебный песок» практическое занятие педагога-психолога, учителя-логопеда с родителями и детьми в песочной студии

4 неделя

Апрель

«Водичка, водичка…» практическое занятие инструктора по плаванию с родителями и детьми

4 неделя

Май

«Вот и стали мы на год взрослей» развлечение

4 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – программа Социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир»

Паспорт программы дополнительного образования социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир» №Реквизиты паспортаСодержание программы1.Год разработки программы2013 год2.АвторПолегаева ...

План – программа Социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир»

Паспорт программы дополнительного образования социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир» №Реквизиты паспортаСодержание программы1.Год разработки программы2013 год2.АвторПолегаева ...

Рабочая программа социально-личностной направленности «Уроки добра» для детей подготовительной группы

Одним из важных направлений работы при подготовке ребенка к школе является развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и по...

Рабочая программа социально-личностной направленности «Уроки добра» для детей подготовительной группы

       Подготовка ребенка к школе длительный и многоплановый  процесс. Одним из важных направлений работы при подготовке ребенка к школе является развитие эмоционально-...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности «Безопасный социальный мир» для детей дошкольного возраста, находящихся в социально опасном положении на 2020-2021 учебный год

Программа создана с целью поддержки ребенка в преодолении трудных жизненных ситуациях. Главная направленность программы: повышение адаптивных возможностей ребенка, предотвращение возможного эмоциональ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности занятий в сенсорной комнате (кабинет психологической разгрузки) «Радужное ожерелье»

Рабочая программа разработана на основе парциальной программы «Радужное настроение», практических рекомендаций группы специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты: программ...

Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»

Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду» ...