Статья для родителей "Формирование у детей навыков самообслуживания в семье"
статья (младшая группа)

Гончарова Елена Николаевна

Формируя у детей навыки самообслуживания, важно в первую очередь научить их не только самостоятельно есть и умываться, но делать это правильно, аккуратно, самим достигать нужного результата. Основным приемом формирования навыков самообслуживания является показ и подробное объяснение действий и их последовательности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaniya_navykov_samoobsluzhivaniya.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 77

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Статья для родителей

«Формирование у детей

навыков самообслуживания в семье»

Составила:

воспитатель

Гончарова Елена Николаевна,

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2017

Необходимые трудовые навыки в самообслуживание и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Важно в дошкольном возрасте помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развитию навыков самообслуживания, трудовых умений.

 Приемы формирования у детей навыков самообслуживания должны быть едиными в семье и деском саду. Невозможность выполнять дома действия и правила, усвоенные в детском саду, разрушает уже имеющие у него навыки, вызывает недовольство, раздражительность.

Если в процессе одевания, умывания, еды взрослые хотят чему-то научить детей, показ и объяснение должны быть четкими. Если ребенок не может выполнить показанное, ему помогают. Для закрепления навыков следует время от времени обращать внимание на последовательность действий: сначала нужно убрать с тарелки остатки пищи, а уже потом относить в раковину; вначале вытирают лицо, чтобы вода не капала на одежду, а потом руки; салфетку, скатерть сначала стряхивают, складывают и только потом убирают на место. При этом самих детей привлекают к решению того, как и в какой последовательности рациональнее выполнять задуманное, задают вопросы, просят аргументировать свою точку зрения.

Если у ребенка не развили навыки самообслуживания вовремя, позже становится для него обременительными, неинтересными. Это равнодушие переносится и на другие виды труда. Если ребенок не привык следить за порядком в своем уголке, то, став учеником, он будет неряшливо содержать свои книги, пособия, рабочее место. Умение обслуживать себя повторяется повторение, поэтому родители должны следить за тем, чтобы необходимые действия дети выполняли систематически.

Условия, способствующие проявлению детьми самостоятельности в умывании и мытье рук

Очень важно создать условия, которые способствовали проявлению самостоятельности у детей. Чтобы ребенок сам, без напоминания мыл руки в новых для него ситуациях, ему нужно подсказать, когда это следует делать (после туалета, прогулки, контактов с животными и т.д.). Целесообразно, для удобства, сделать устойчивую подставку к раковине. Детское полотенце не ложно соприкасаться с полотенцами других членов семьи, удобный размер 65х45 см. У ребенка должны быть индивидуальные предметы гигиены. Они  должны быть привлекательны внешне: красивая, яркая окраска, необычная форма.

Условия, способствующие проявлению детьми самостоятельности ребенка в еде

Размеры стола и стула, которыми ребенок пользуется во время еды, должны соответствовать его росту. Если ребенок обедает за общим столом, ему делают подставки (одну кладут на сиденье, другую – под ноги). Старший дошкольник может пользоваться посудой обычного размера, но если у него будут индивидуальные детские тарелка и чашка и свой столовый прибор (нож, ложка, вилка). Чтобы дети могли принимать участие в сервировке стола, ее предметы располагают в доступном для них месте. К кухонной раковине ставят подставку, используемую обычно при умывании, чтобы ребенок мог принять участие в мытье посуды, и ему не нужно было бы тянуться, а вода не затекала бы в рукава. Для ребенка важен пример взрослых, требуя от него неукоснительного выполнения правил поведения за столом, присутствующие должны соблюдать их сами.

Условия, способствующие проявлению детьми самостоятельности в одевании

Для развития навыка одевания ребенку необходимо: вешалка по росту, чтобы он мог взять и повесить верхнюю одежду; место для хранения белья и предметов туалета; полка в нижней части шкафа, чтобы ребенок мог сам взять носовой платок, колготки, носки. Хорошо иметь удобные по размеру плечики для детской одежды. Пользование ими удобно и эстетически целесообразно – платье, рубашка не мнутся, не деформируются. Ребенок должен привыкнуть перед сном аккуратно складывать одежду в определенное место, например, на стул. Постоянным должно быть место хранения пижамы, ночной рубашки. Отдельно хранят обувь ребенка. Самостоятельность ребенка зависит от того, каковы предметы одежды. Так пуговицы должны быть достаточно крупными, а петли соответствовать им. Неудобны платья, кофточки с длинными застежками на спине, шнуровкой, пояса о сложными застежками. Рукава должны заворачиваться без затруднений. Резинки на юбочках, трусах, колготках, штанишках, не должны быть слишком тугими, чтобы ребенок мог самостоятельно легко надевать и снимать вещи. Размер ворота должен соответствовать голове малыша. Обувь легко надевалась и снималась. Ребенок 5 – 7 лет должен следить за своей одеждой и обувью, сам устранять неполадки. Чтобы сформировать у него привычку постоянно заботиться о своих вещах, хорошо определить место, где можно разложить намокшую на прогулке одежду, почистить ее щеткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей навыков самообслуживания.

Как ребёнка научить самостоятельности,положительного отношения к труду....

Сообщение «Использование игр при обучении детей навыкам самообслуживания»

Сообщение «Использование игр при обучении детей навыкам самообслуживания»                           ...

Формирование навыков самообслуживания в семье

Формирование навыков самообслуживания в семье...

"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания" консультация для родителей

Рекомндации педагога родителям: Как приучить  незрячих детей пить и есть....

"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания"

Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда – основная задача родителей. Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет....

Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ».

Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ»....

Консультация "Методы организации процесса обучения детей навыкам самообслуживания в семье и ДОУ".

Консультация "Методы организации процесса обучения детей навыкам самообслуживания в семье и ДОУ"....