Материалы для родителей
консультация

ЧИЛБАК-ООЛ ЛАРИСА НОГААН-ООЛОВНА

Памятка родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если Вы заметили у ребенка проявления агрессивности, необходимо прежде всего попытаться проанализировать причины их появления, выявить трудности, которые испытывает ребенок при организации своего общения, а затем корректировать их и формировать недостающие коммуникативные умения, навыки.

С этой целью  внимательно прислушайтесь к советам для родителей:

  • Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности.  Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.

  • Попробуйте отвлечь ребенка  во  время  вспышки  гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет ребенка и центр внимания сместиться с объекта агрессии на новый предмет.

  • Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врагов, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

  • Показывайте личный пример эффективного поведения. Не допускайте при детях вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах, строя планы «мести».

  • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен, что он важен для вас.

Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, необходимо учить детей приемлемым способам выражения гнева, например:

  • Громко спеть любимую песню.
  • Пометать дротики в мишень.
  • Попрыгать на скакалке.
  • Используя стаканчик для криков, высказать отрицательные эмоции.
  • Пускать мыльные пузыри.
  • Устроить «бой» с боксерской грушей.
  • Полить цветы.
  • Быстрыми движениями руки стереть с доски.
  • Поиграть в настольный футбол, баскетбол, хоккей.
  • Отжаться от пола несколько раз.
  • Устроить соревнования «Кто громче кричит», «Кто выше прыгнет».
  • Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  • Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

Родители агрессивных детей

 часто бывают сами агрессивными,

 но не осознают  этого.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 138

«ДЮЙМОВОЧКА»

Педагог-психолог Гончарова М.А.



Предварительный просмотр:

Мужской и женский пол воплощают в себе две противоположные тенденции: 

  • с одной стороны, природе надо закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и сделать потомков как можно более похожими на своих родителей;
  • с другой - прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие правнуков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям.

Таким образом,

  • женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции - ориентирован на выживаемость; 
  •  мужской -  легко теряет старое и приобретает новое - ориентирован на прогресс.

             

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола, поэтому природа их "бережет", а мужского пола ей "не жалко". Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях - и природных, и социальных - мужчины страдают больше. Но если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Потому, что мы не умеем учить мальчиков. 

Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков обычно женщины: дома - мама и бабушка, в детском саду – воспитательница, в начальной школе - учительница, и лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-предметники - мужчины. Вся скрытая подготовительная работа произошла без участия мужчин. А у женщины другой тип мозга и другой тип мышления.

В дошкольном и младшем школьном возрасте

  • у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно;
  • мальчики, как правило, мыслят нестандартно и интересно;
  • принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины;
  • тщательности решения и аккуратности оформления большее значение придают девочки.

В 1-м классе одной из школ провели такой эксперимент: детей спросили, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ мальчиков: построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: а еще можно построить сарай, гараж, забор. Когда тема строительства была исчерпана, голос подал мальчик: "Когда мама солит в ведре грибы, кирпич она кладет для тяжести". Снова лес девчачьих рук - и самые разные примеры, как можно использовать кирпич в виде груза. Тему исчерпали. И снова мальчик: "Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась". Девочки бросились развивать и эту тему. А новый поворот - опять из уст мальчиков: "Можно положить на кирпич доску, и получатся качели", "Кирпичи можно бросать, как снаряды".

              Примерно с двух лет все детишки начинают различать цвета. При этом:

  • мальчики отличают только основные цвета, такие как синий, зеленый, красный, желтый;
  • девочкам свойственно различать оттенки цветов, они способны видеть то, чего не видят пока мальчики.

Маленькая девочка – это уже хранительница очага, которая все видит и все замечает. Девочка с малых лет приспособлена к тому, чтобы отмечать мелочи, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на течение жизни.

Мальчишки – это войны от рождения.
Мальчики не приспособлены к тому, чтобы видеть мелкие части одного большого единого целого. Они
видят лишь совокупность, получают целостную картинку, разбить которую на части, им не дано из-за особенностей функционирования их мозга. Они смотрят вперед и только вперед, не оглядываясь по сторонам, что свойственно женщине. Мужчина считает мелочи несущественными, не заслуживающими внимания.

Девочки

с Венеры

  • Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

  • Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

  • Девочкам требуется больше помощи и ободрения

  • Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой.

  • Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.

Мальчики

с Марса

  • Мальчикам нужно больше внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности.
  • Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.
  • Мальчикам требуется больше мотивации их деятельности и одобрения. 

  • Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.
  • Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку

Мальчики с Марса,

девочки с Венеры

Составитель: педагог-психолог Гончарова М.А.

г.Курган, 2011 год



Предварительный просмотр:

     

Что же поможет Вашему ребенку «всему этому научиться»? Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Можно возразить:   «Но мой ребенок хочет идти в школу! Значит, мотивационная готовность у него есть!». Но желание пойти в школу и желание учиться – это не одно и то же. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его друзья туда пойдут; потому что там не надо спать днем; потому что мама хочет, чтобы он попал  в  гимназию – это очень важно и почетно; потому, что он получит новый красивый рюкзак, пенал и другие подарки – что может быть лучше подарков!!! А могут быть и такие причины: стремление узнавать что-то новое; появление новых  прав (на портфель или тетрадки) и обязанностей (готовить уроки, собирать портфель); интерес к книгам и желание их прочесть. Пусть он еще  полностью  не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать – тогда мы говорим о наличии позиции школьника.

Определить мотивацию Вашего ребенка можно с помощью наблюдения за игрой «в школу». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, родителей, или обыгрывают перемены, приход и уход из школы, приветствия учителя, встречу после школы дома.

                Кроме мотивационной готовности требуется наличие и интеллектуальной готовности  ребенка к школьному обучению. И это не просто наличие определенного запаса знаний о ближайшем окружении (знание своего имени и фамилии, дня рождения, адреса, а также названия родного города, страны, имени и отчества родителей, их профессионального статуса; умение считать хотя бы в пределах десяти; знание букв, а то и навыки чтения), но и развитость определенных качеств познавательной сферы - логическое мышление и запоминание, речь, концентрация и распределение внимания, мелкая моторика руки и зрительно-моторная координация (взаимосвязь глаза и руки). Определяет интеллектуальную готовность ребенка к обучению психолог детского сада или школы. Существуют множество тестовых методик, позволяющих сделать объективные выводы.

 Для определения и развития логического мышления, например,   можете предложить игру такого типа:

- Я назову тебе три слова. Два  из них являются парой, подходят друг к другу по смыслу. Тебе нужно будет придумать пару к третьему слову, чтобы получилось так же, как в первой паре. Карась – рыба, а василек - ? (цветок); больница – врач, а школа - ? (учитель); птица – гнездо, а собака – ? (будка, конура); черное – белое, а утро - ? (вечер).

               Кроме этого, выделяют личностную готовность к школе. Это понятие включает самооценку и отношения со сверстниками. В норме для дошкольников характерна завышенная самооценка (например, он говорит: «Я не смог поднять грузовик, потому что он тяжелый», а не «Я слабый»).  Заниженная самооценка -  «я ничего не умею, я глупый, плохой, злой, жадный» является тревожным сигналом. На пороге школы ребенку необходимо умение общаться, готовность подчиняться правилам детской группы, следовать установленным ролям в игре, в общении со взрослыми (понимание и принятие формального характера общения на уроке с четко установленными ролями – «учитель» - «ученик»).

Чтобы получить представление о самооценке ребенка, можете предложить ему игру «Лесенка»: рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до  самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Чем выше мы поднимаемся по лестнице, тем лучше там находятся люди. Чем ниже мы спускаемся по ступенькам, тем хуже люди там находятся. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. Пусть поставит туда фишку и объяснит, почему (как уже говорилось выше – у младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – и выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия…).

                Также отдельное место в структуре понятия психологической готовности к школе отводится произвольности. Это умение действовать в общем ритме, подчиняться правилам и требованиям учебной деятельности, умение выполнять зрительно представленное задание самостоятельно. 

Предложите ребенку нарисовать четыре кружка, а затем раскрасить три желтым цветом, один – синим. Если ребенок разукрашивает всеми цветами, комментируя, что «так красивее»  -  уровень произвольности пока не высок…

                 Кроме этого, нельзя забывать и о подготовке к письму. У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.  Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

 Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

 Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,

Такую ж, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут, кем вырастут дети.

В. Берестов

ГОТОВ  ЛИ  ВАШ  РЕБЕНОК   К  ШКОЛЕ?

Быть готовым к школе –

 не значит уметь читать,

писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит,  быть готовым

всему этому научиться.

Венгер Л.А.



Предварительный просмотр:

«Похвалилки»

(для старших дошкольников)

Цель:   повышение

самооценки ребенка.

Содержание: Все дети сидят

в кругу.  Каждый получает

сюжетную картинку,

на которой изображено

какое-либо одобряемое

окружающими действие.

Ребенок должен «озвучить»

карточку, начав словами «Однажды я...»

После того, как все желающие выскажутся, педагог   обобщает сказанное: каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, доброжелательно и заботливо относится к   окружающим.

«За что меня любит мама»

Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах сверстников.

Содержание: Все дети сидят в кругу.  Каждый ребенок по очереди говорит всем, что его любят дома.  
После этого целесообразно обсудить с детьми все сказанное. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: необходимо подвести детей к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

«Недотроги»
Цель: Игра способствует повышению самооценки, ребенка, развитию эмпатии.

Содержание: Воспитатель вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами эмоций (или используют готовые). Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма.  
Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на   товарищах (при помощи скотча, контактной ленты или в деталях одежды) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и собирают «добычу».

Примечание: не у всех играющих оказывается много карточек, но после проведения обсуждений и при многократном повторении игры  ситуация меняется.

 

ИГРЫ

на снятие эмоционального и мышечного напряжения, повышение самооценки

«Скульптура» 
Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д., снижению мышечного напряжения.

Содержание: Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

- ребенка, который ничего не боится;

- ребенка, который всем доволен;

- ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.

Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, в роли скульптуры. 

 

«Покатай куклу»

Цель: Игра способствует снятию зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка в себе.

Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Надо научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях). Затем взрослый спрашивает ребенка, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх.  

«Драка»
Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Примечание: Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию ощущений.

Содержание: Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине (или руке)? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка нарисует солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?»

После окончания игры взрослый нежным движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела ребенка.

«Добрый – злой, веселый - грустный»

Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д.)?» Затем дети рисуют или рассматривают картинки с этими персонажами. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.

Признаки тревожности:

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя -
7-14 баллов.
Низкая -
1-6 баллов.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 138

«ДЮЙМОВОЧКА»

Педагог-психолог Гончарова М.А.

2011 год

Взаимодействие

с тревожными детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...