Родительское собрание: «Равноправное сотрудничество взрослого и ребенка»
методическая разработка

Татьяна Николаевна Туркова

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское  собрание:  

«Равноправное  сотрудничество  взрослого  и  ребенка»

Цель:  Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,  всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Выступление  психолога

 Психолого-педагогические особенности процесса развития сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе ДОУ
Особенностью дошкольного периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Содержание сотрудничества взрослых с детьми включает следующие потребности: 1) потребности в доброжелательном внимании; 2) потребности в уважительном отношении взрослого; 3) потребности во взаимопонимании и сопереживании.
Ощущение благополучия и безопасности жизни ребенка в дошкольный период во многом зависит от окружающей среды.

Наблюдения показывают, что эмоциональный комфорт ребенка, его успешность в различных видах деятельности напрямую связаны потребностью ощущать любовь и принятие со стороны окружающих людей, причем, речь идет не только в его взаимоотношениях с близкими взрослыми, но и о взаимоотношениях со сверстниками.

В совместной с взрослым деятельности впервые складывается генетически исходная форма и структура психологических способностей. Это уникальное для каждого ребенка отношение с взрослыми и сверстниками, с окружающей действительностью определяет качественное своеобразие процесса личностного роста дошкольников. Социальная ситуация развития характеризуется, с одной стороны, объективным положением ребенка в системе отношений, а с другой – субъективным отражением этих отношений в его переживаниях.
Взрослый, оказавшийся в социальном пространстве взаимодействия с ребенком (будь то родитель, учитель, врач и т.д.), оказывается личностно значимым лицом уже в силу своей позиции, поскольку он может обеспечить удовлетворение сущностных потребностей ребенка. Личностно значимый сверстник необходим ребенку для совместного решения специфических задач, которые он не хочет или не может осуществить с взрослыми. Набор таких задач и ситуаций довольно широк.
При взаимодействии во взрослым, например, у детей четвертого года жизни множество вопросов направлено на поддержание общения со взрослым. Ответ на них иногда очевиден. Но часто в их вопросах начинает проявляться желание получить новую информацию, интерес к познанию и, соответственно, личностный рост ребенка. Вопросы и сообщения детей четырех с половиной–пяти лет нацелены на выявление и демонстрирование взрослому понимания связей между предметами и явлениями. Неудовлетворенность потребности ребенка в общении с взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними. Она проявляется по-разному: одни замыкаются в себе, становятся тревожными, готовыми расплакаться по самому незначительному поводу; другие – проявляют негативизм, агрессию.
Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения – внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире. Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры, в которой детей интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе. Старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, а и к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития, как овладение формами и нормами общественных отношений. Дошкольник начинает осваивать следующий уровень пирамиды потребностей по А. Маслоу – уважения и самоуважения.
Потребность детей в уважении может стать основой для серьезных нарушений поведения и деятельности ребенка: он начинает упрямиться, делается плаксивым, уклоняется от контактов. Но это вовсе не обязательно и вполне устранимо. 3.М. Богуславская опробовала в своих взаимоотношениях с детьми разнообразные приемы и доказала, что мягкая шутка взрослого, бережное отношение к ребенку, допустившему промах, а главное - постоянная демонстрация своей уверенности в его способностях, талантах и доброй воле быстро успокаивают ребенка, развязывают его инициативу и восстанавливают его стремление к сотрудничеству с взрослым.
Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. И хотя он огорчается, если действовал неверно, он охотно соглашается внести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь, общности взглядов и оценок с взрослым. Совпадение своей позиции с позицией старших служит для ребенка доказательством ее правильности.
Стремление к общности взглядов со старшими дает детям опору при обдумывании нравственных понятий, при становлении моральных суждений, ведь по самому своему происхождению правила поведения в обществе, взаимоотношения с товарищами социальны, и лишь овладевшие социальным опытом старшие могут помочь ребенку определить правильный путь. Жалуясь, дошкольники часто не желают наказания другому ребенку - они только ждут, как рассудит их взрослый. В общении с взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, зорко наблюдает за всеми оттенками поведения старших при их столкновениях между собой. Контакты с взрослыми и со старшими по возрасту детьми открывают ребенку перспективу его будущей жизни на ближайшие годы: он узнает, что скоро будет учиться в школе.
В дошкольном возрасте представление ребенка о себе складывается в соотнесении с образами и взрослых, и сверстников. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с жадным любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с огромным интересом он обсуждает со старшими свои дела и дела товарищей. Поэтому результаты индивидуальной практики четко фиксируются в памяти дошкольника и довольно ясно осознаются.

   Выступление   социального  педагога 

Развитие сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе ДОУ
Человеку необходимо знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь; точно также человеку необходимо осознание того, что его дела и поступки признаются и оцениваются как значимые окружающими людьми.
Р.С. Немов отмечает, что уже у ребенка дошкольного возраста возникает «стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие личностные качества».
Именно в общении ребенка с взрослыми и сверстниками происходит осознание своего «Я», при благоприятных условиях воспитания, когда они доброжелательно относятся к ребенку удовлетворяя его потребность в одобрении, положительной оценке, признании. Негативный опыт общения, взаимодействия приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. «Высокий темп психического и личностного развития ребенка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь», – отмечают психологи. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают важность этого возрастного периода в развитии личности ребенка, расценивая его как подготовительный к будущей, «настоящей» жизни, которая, по их мнению, начинается с момента поступления в школу».  Отсюда более чем значимы те социальные оценки (одобрение/неодобрение, поддержка/порицание и т.д.) действий, поступков и явлений, которые получают дети дошкольного возраста в общении с взрослыми и сверстниками.
Как показывают наблюдения, самооценка ребенка, как правило, завышена. Для маленького ребенка завышенная оценка своих личностных качеств естественна, закономерна и является своеобразным механизмом «личностной защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества («жадный») или сравнивает его поведение, деятельность с неким идеалом, например, медлительного ребенка с более подвижным, быстрым сверстником. Очень важно понимать, что ребенку трех-пяти лет необходима похвала, положительная оценка взрослого. Выказывая похвалу – одобрение, полезно выразить свои положительные чувства («Мне приятно, что тебе нравится заниматься с конструктором», «Я рада, что ты пришел…»). При обсуждении поведения ребенка целесообразно оценивать не личность ребенка в целом («хороший», «добрый», «ленивый» и т.д.), а его конкретные действия и поступки. Сравнивать достижения и поступки ребенка рекомендуется лишь с его же собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей.
К пяти годам ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционально го состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения: «Если я сделаю плохо другому, то будет грустно и не приятно ему и мне; если я поступлю хорошо - нам обоим будет радостно». У дошкольника складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «девочки играют в куклы, а мальчики - в машины» и др.).
Этические мерки, которые формируются у ребенка в результате усвоения норм и правил поведения, отражают его отношение к универсальным человеческим ценностям, которые ребенок применяет не только к собственной личности.
Ребенок становится все более самостоятельным, независимым от взрослых. Обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки. В отличие от детей раннего и младшего дошкольного возраста, которые в силу ограниченности знаний о себе принимают на веру оценку взрослого и оценивают себя как бы сквозь призму взрослого, у старшего дошкольника появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств.

Процессу личностного роста способствуют и оценка со стороны других людей, и развитие самооценки. На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные высказывания о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Дошкольник способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Меня любит: играет со мной, дает игрушки, угощает»). В старшем дошкольном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния себя и других детей и взрослых. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена.
Для развития у ребенка уверенности в себе, становления чувства собственного достоинства, умения отстаивать свою позицию в совместной деятельности необходимо, чтобы взрослые всем своим поведением показывали, что они понимают ребенка и готовы порадоваться его успехам, посочувствовать в случае неудачи и т. д. Любовь взрослых и доброжелательное отношение сверстников помогает поддерживать в ребенке самоуважение, является предпосылкой для самовыражения и личностного роста, способствует развитию в ребенке стремления к выражению своей истинно человеческой сущности: проявлению доброты, великодушия, порядочности, благородства, совестливости, честности, чуткости, отзывчивости, трудолюбия, смелости, самостоятельности, гражданственности, патриотизма. Становление чувства собственного достоинства требует поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов дошкольного учреждения, работающих с детьми, и родителей.
К семи годам базисные характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование и т. п.) и стойкая мотивация достижений. Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других; испытывает при этом чувство удовлетворения.
Современные концепции дошкольного образования ориентируют педагогов на создание в детском саду, гибкое использование элементов предметно-развивающей среды и форм педагогического взаимодействия в игре.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Игра – универсальный способ обучения в дошкольном возрасте в первую очередь потому, что она обладает таким важнейшим свойством, как синкретизм (целостность). В игре, как правило, моделируется некий целостный мир, отвечающий целостности восприятия ребенка. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры – общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
В формах элементарного труда (уборка помещения, дежурство по столовой, уход за растениями и т. п.) между ребенком и взрослым, между детьми-ровесниками устанавливаются отношения реальной взаимопомощи, координация действий, распределение обязанностей. Ребенок начинает осознавать, как его действия влияют на другого человека, и стремится к достижению заданного результата. Все это составляет основу кооперации, необходимой для будущей трудовой деятельности.
Учение не сразу выделяется как самостоятельный вид деятельности, Хотя обучение в ранних возрастах вплетено во все виды активной жизни ребенка.
Детская инициативность, разумная и нравственно направленная, нуждается в доброжелательном отношении взрослых, которые должны поддерживать и развивать эту ценную черту личности.
Самостоятельность – качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности. «Самостоятельный ребенок – это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку, и педагогически грамотное к ней отношение взрослого, не как неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития». В продуктивных видах деятельности – изобразительной, конструировании и др. – ребенок сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку. Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность их помощи ребенку. Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее отсутствие часто являются показателем чрезмерности этой помощи, и служит препятствием для осознания своих возможностей в саморегуляции и развитии инициативности. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека взрослого формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.
Именно поэтому А.В. Запорожец настаивал на том, что ребенок должен приобщаться к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит формирование его личности. В любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения.

Выводы

Под сотрудничеством мы понимаем совместную жизнь ребёнка и взрослого, в процессе которой взрослый передаёт ему человеческий опыт в разных его формах, а ребёнок его усваивает, делает своим, т.е. присваивает. Сотрудничество предполагает активную ориентировку ребёнка на взрослого как на источник социального опыта, нравственных норм поведения, умений и знаний, как на эталон. Особое внимание необходимо обратить на то, что не только взрослый должен хотеть передать всё, что он знает, понимает, всё своё мироощущение, но и ребёнок должен хотеть всё это взять, усвоить. Дети дошкольного возраста ориентированы на взрослого, нужно лишь умело воспользоваться этой направленностью.
Анализ психолого-педагогической литературы привел к выводу, современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широко эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

Выступление  заместителя  директора  по  методической  работе

Методические рекомендации по развитию сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ
Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, для чего необходимо создать следующие условия:
1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.
3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения:
• потребностей и интересов семей;
• категорий семей;
• стилей семейного воспитания;
• ребенка во всех его сферах развития;
• рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.
Обеспечение постоянной готовности ДОУ к участию родителей в образовательном пространстве через проведение конкретных мероприятий.
Мероприятия, направленные на повышение статуса:
– ребенка в глазах педагогов и родителей;
– педагогов в глазах родителей;
– специалистов ДОУ в глазах педагогов и родителей;
– родителей в глазах педагогов и ребенка (для этого необходимо научить каждого педагога и специалиста взаимодействовать с родителями и детьми, помочь осознанию значимости каждого субъекта).
Мероприятия, направленные на построение, функционирование и развитие детско-взрослого сообщества, которое предполагает наличие:
– правил сотрудничества: взрослый – взрослый (культура общения, права, обязанности, ответственность), взрослый – ребенок (как демонстрировать свое уважение к детям и т. д.), ребенок – ребенок (правила разрабатывают сами дети, в младшем дошкольном возрасте по инициативе взрослого);
– заповедей (“Успех одного – радость для всех”;  “Все, что мы делаем, – мы делаем ради ребенка” и т. д.), которые объединяют и стимулируют всех на выполнение общей цели;
– традиций (сентябрьские встречи, поздравления семей с рождением ребенка, день семьи, день рождения группы и т. д.);
– регулярных акций (книжкина неделя, неделя вежливости и т. д.), где учитывается приоритет интегративных форм сотрудничества, предусмотрено участие всех участников образовательного процесса, а главное формируется потребность друг в друге.
Мероприятия, направленные на формирование партнерских отношений на основе обмена не только хорошей и приятной информацией с родителями, но и неприятной. Главное при этом – подача этой информации: гарантировать конфиденциальность, уважение к родителям и ребенку, педагогический такт. Необходимо помнить правило: насколько ДОУ будет открытым и доступным для любой информации, интересующей родителей, в такой мере и семья будет проявлять готовность к открытости и доверительности отношений с педагогами и специалистами ДОУ.
Мероприятия, направленные на уравнивание родителей и ДОУ в правах. Родителям необходимо предоставить право:
– на эмоциональную оценку деятельности педагогов ДОУ;
– участие в роли экспертов по определению качества работы ДОУ в целом. Это риск, а потому необходимо представлять инструментарий с учетом категорий семей. Например, различные виды анкет, вопросников;
– изучение достижений ребенка (родители не всегда объективны в оценках, наша задача – обучить технологии проведения диагностики);
– участие в управлении ДОУ (педсоветы,  принятие решений и т. д.);
– инициативу и успешность (при этом обязательны гласность и доступность. Поощрение за любой вид участия (похвальный лист, благодарность в письменной и устной формах и т. д.)).
Мероприятия, направленные на повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей через:
– освоение технологии взаимодействия с опорой на знание особенностей семьи и ребенка и осознанного понимания того, что ДОУ “служит” семье, а семья “следует” советам специалистов и педагогов ДОУ;
– изучение профессиональных затруднений педагогов в общении с родителями и родителей в общении с педагогами;
– обеспечение действенности, полезности, целесообразности, адекватности запросам родителей наглядной информации
Выход на индивидуальные формы сотрудничества:
- разработка программ совместных действий ДОУ и семьи по обеспечению развития ребенка в различных сферах, например по оздоровлению, по подготовке к школе и т. д. В этих программах обозначены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты и сравнение с фактическими данными. Участие родителей в качестве экспертов, членов жюри конкурсов – обязательно подчеркивая при этом их значимость.
Использование информационных стендов в группах, рекреациях ДОУ.
Таким образом, включение семьи в образовательное пространство ДОУ, обеспечение доступности – это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования, и при этом следует помнить важное правило: родителям необходимо чувствовать, что их ценят, до того, как они соберутся пожертвовать своим драгоценным временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительскоесобрание по теме: "Взаимодействие родителей и детей"

Время проведения: по выбору воспитателя.          Форма проведения: практикум.          Продолжительност...

Итоговое родительскоесобрание в 1 младшей группе

Итоговое родительское собрание в I младшей группе.          «Чему мы научились за год. Успехи нашей группы»....