Консультация для родителей "Ребенок в социуме"
материал (подготовительная группа)

Творкунас Галина Владимировна

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так как воспринимаем его мы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 38591_gotovnost_k_shkole.docx30.06 КБ
Файл Ребенок и социальный мир12.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ НА САМОМ ДЕЛЕ? 

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить, ответив на следующие вопросы. 

1. ЕСТЬ ли у ребенка желание учиться? 
►Как это узнать? 

Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. 

Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». 
Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». 
Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». 
Четвертый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». 
Пятый: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». 
А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки». 

А потом спросите своего малыша: а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба. 

2. МОЖЕТ ли ребенок подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам и контролировать свои действия? 
►Как это узнать? 

Есть такая игра: «ДА и НЕТ не говорить, ЧЕРНОЕ и БЕЛОЕ не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов ДА и НЕТ, не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти. 

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок. 

3. РАЗВИТА ли у ребенка речь? 

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений). 

►Как это узнать? 

Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. 

По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец). 

4. ДОСТАТОЧНО ли хорошо у ребенка развит фонематический слух? 

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить. 

►Как это узнать? 

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): 

Гора, гора, гора, гора, 
гора, нора, гора, гора. 
Голос, голос, голос, голос, 
голос, колос, голос, голос. 

Коса, коса, коса, коса, роса, 
коса, коса, коса, коза. 

Если ребенок слышит и называет лишние слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия. 

Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). 

Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. 

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. 

5. Умеет ли он МЫСЛИТЬ логически? 
Попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз – зрение, ухо – ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось. 

Если у ребенка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если нет – отложите букварь и займитесь развивающими играми. 

6. Как ЗАНИМАТЬСЯ с детьми 
Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым помогают им приобрести навыки учебной деятельности. 

В первые шесть лет своей жизни дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. 

Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и домашние занятия с ними помогают в учебе. 

Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней. 

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОИМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ 

Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов: 
· поддерживайте интересы ребенка; 
· предлагайте ребенку новый материал для речевого развития; 
· поощряйте ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки; 
· одобряйте применение знаний в деятельности. 

И САМОЕ ГЛАВНОЕ: 
Не паникуйте и не давите, не заставляйте насильно если не получается или ребенок не хочет. Всему свое время. Дайте вашему ребенку созреть спокойно, результат будет лучше и быстрее, чем если вы будете стараться сломать ребенка и выстроить под систему, когда ваш ребенок пока еще не готов.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«РЕБЕНОК И СОЦИУМ»

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать — необходимо.

Вот некоторые из важнейших особенностей восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимания не обратишь. Ребенок заметит, что «муравей тащит веточку задом наперед», что «электричка пищит, а паровоз гудит», что «маму кто-то обидел, она не присела рядом со мной, когда пришла с работы». Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда оно имеет к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх) интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир — очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Конечно, наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения.

Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляются «Почему, зачем?», а уж потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?» Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети, к примеру, 90-х годов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг); с другой — к сожалению, тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ - "РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОЦИУМЕ"

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие ребёнка в социуме»      Развитие ребёнка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биоло...

Консультация на тему «Значение сотрудничества и взаимодействия с социумом в развитии креативных способностей»

Основной задачей образования является подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека - гражданина России.Сегодня очень важно взаимодействовать с социальными партнерами.Важ...

Семья в социуме, социум в семье.

“От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения  царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим,  добрым человеком”....

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту, социуме, природе детей дошкольного возраста»

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту, социуме, природе детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «РЕБЕНОК И СОЦИУМ»

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия...

Консультация для родителей "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме,природе"

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с р...