КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ - "РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОЦИУМЕ"
консультация на тему

Бикбулатова Римма Миннулловна

Консультация для воспитателей ДОУ

 «Развитие ребёнка в социуме»

      Развитие ребёнка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.

      В процессе развития ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОЦИУМЕ46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

 «Развитие ребёнка в социуме»

      Развитие ребёнка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.

      В процессе развития ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

     Для каждого возрастного периода развития ребёнка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид вменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего. Совсем маленький ребёнок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребёнок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребёнка со взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребёнка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребёнок осваивает новый вид деятельности – предметный. Постепенно интерес ребёнка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, – так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.

     При поступлении в школу ребёнок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают педагоги и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребёнка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др. Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер, ведущий деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.

     Для нормального развития ребёнка с самого его рождения общение имеет большое значение. Только в процессе общения ребёнок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребёнка и в познании и освоении им окружающего мира.

     По ведущим видам общения и деятельности детей психологи выделяют такой возрастной ряд: непосредственно-эмоцианальное общение (младенческий возраст), предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст), ролевая игра (дошкольный возраст), интимно-личностное общение (подростковый возраст) учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).

     С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребёнка.

     Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребёнка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребёнка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формирование ребёнка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

     Социальное и биологическое в человеке – они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, а природосообразные и внутрииндивидные различия так многообразны, что исследователи в основе развития ребёнка выделяют два важнейших фактора – наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.

     Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребёнок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

     Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребёнка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатка. Проявление и развитие способностей ребёнка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

     Говоря о роли наследственности и формировании в развитии ребёнка, нельзя игнорировать тот факт, что осуществляет ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребёнка.

     В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияет на развитие ребенка внешние факторы – загрязнения атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

     Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, не похожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребёнка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя сохранившиеся виды чувствительности – осязание. Вместе с тем, как отмечает А.А. Суворов – человек, слепой и глухой, но научившийся говорить, защитивший докторскую диссертацию, посвятивший свою жизнь таким людям, «слепоглухота не создает ни одной, пусть даже самой микроскопической проблемы, она лишь обостряет их, больше она ничего не делает».

     Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали, в конце концов, в человеческое общество. Так что же делает человека человеком?

     В общем виде ответ на этот вопрос всем уже известен. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

     Проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «… не только то или иное состояние, но процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий». В связи с этим механизмы, содержание, условия социализации личности, претерпевая существенные изменения, вызывают столь же интенсивные изменения в формируемой личности.

     Таким образом, социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладывается все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные и коррекционные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Использованная литература

  1. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития /  В. М. Астапов. – Изд. 2. – М.: СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
  2. Альджев, Д.В. Социальная педагогика: шпаргалки/Д.В. Альджев - М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 30 с.
  3. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики/Н.Ф.Басов - М.: Академия, 2007. -                253 с.
  4. Белоусова, О.В. Социальный педагог в школе: учебное-методическое пособие /О.В. Белоусова - М.: Перспектива, 2008. - 53 с.
  5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова – М.: Академия,                2008. – 439 с.
  6. Галагузов, А.Н. Социально-педагогические задачи/А.Н. Галагузов – М.: Владос, 2008. - 191 с.
  7. Липский, И.А. Социальная педагогика. Диссертационные исследования (1971-2007 гг.): научно-информационное пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней / И.А. Липский - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2008 -  158 с.
  8. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика.  Защита семьи и детства/Т.В Лодкина - М.: Академия,  2008. - 208 с.
  9. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В Мардахаев - М.: Гардарики, 2008. - 269 с.
  10. Память сердца / под ред. Л.И.Жук. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 127 с.
  11. Поддубная, Т.Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства /  Т.Н. Поддубная - М.: Феникс, 2008. -  282 с.
  12. Социальная педагогика /Под ред. И.Д. Зверевой. - Киев: Центр учебной литературы, 2008. - 336 с.
  13. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» - 1).
  14. Циринг, Д.А. Концепция личностной беспомощности с позиции субъектно-деятельностного подхода / Д.А. Циринг // Психология человека в современном мире. Том 4. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Л.Г. Дикая, Ю.И. Александров. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 84 – 91.
  15. Шептенко, П.А. Введение в специальность "Социальный педагог" /П.А Шетенко - М.: Флинта, МПСИ, 2008. - 160 с.
  16. Шпаргалка по специальной педагогике.- М.: "Окей-книга", 2008. - 48 с.
  17. Штинова, Г.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов/ Г.Н. Штинова – М.: Владос, 2008. –  448 с.
  18. http://www.nii-etno.ru/pages/11-2009/21-problemy-socializacii-v-sovremennom-obshhestve.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Всестороннее развитие ребенка в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО".

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждог...

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»...

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»...

Консультация для родителей на тему: «РЕБЕНОК И СОЦИУМ»

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности»

Здоровье является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество ок...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности»

Известно, что многие проблемы взрослого человека уходят корнями именно в детские годы. Более того, по утверждению некоторых ученых, трагедия детства заключается в том, что его возможные катастрофы веч...