Произносим звук Р с помощью … варенья
консультация (старшая группа)

Чаще всего родителей в речи ребенка пугает отсутствие звука «р» - самого труднопроизносимого и сложного в постановке. Но раньше, чем ребенку исполнится 5 – 6 лет, бить тревогу не стоит. Потому что в норме этот звук как раз и появляется в речи детей к указанному возрасту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proiznosim_zvuk_r_s_pomoshchyu.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Произносим звук Р с помощью … варенья

Чаще всего родителей в речи ребенка пугает отсутствие звука «р» - самого труднопроизносимого и сложного в постановке. Но раньше, чем ребенку исполнится 5 – 6 лет, бить тревогу не стоит. Потому что в норме этот звук как раз и появляется в речи детей к указанному возрасту. Данную проблему не всегда удается решить дома самостоятельно. Поэтому обращение к логопеду значительно облегчит задачу. В первую очередь специалист определяет причину, по которой звук не произносится, а потом разрабатывает индивидуальную схему работы над звуком.

Причины неправильного произношения звука Р

  • Расстройства речи, связанные с поражением коры головного мозга. В этом случае потребуется комплексный подход нескольких специалистов.
  • Недоразвитие фонематического слуха.
  • Ребенок заменяет звук «р» другими звуками.
  • Малыш подражает тем, кто не выговаривает звук.
  • Звук не автоматизирован.
  • Короткая подъязычная уздечка.

Очень важное условие успешной постановки звука – систематичность.

Работать с ребёнком следует каждый день по 10 – 15 минут. И это не только занятия с логопедом. Родители могут дома использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка и воздушной струи.

Упражнения для верхнего подъёма языка

«Вкусное варенье» - рот приоткрыть. Широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 3 – 5 раз.

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого нёба, производя движения вперёд-назад. Нижняя челюсть не должна двигаться. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

Упражнения для подъязычной связки

«Лошадка» - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

«Грибок» - улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот. Повторить 2-3 раза.

Упражнения на укрепление кончика языка

«Конфета» - губы сомкнуты. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.

«Индюки болтают» - рот открыть. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд-назад, не отрывая языка. Произносить: «бл-бл-бл…». Нижняя челюсть неподвижна.

Важно:

  • Упражнения делать перед зеркалом, пока ребенок не начнет выполнять их уверенно. Можете делать их вместе, подражая друг другу.
  • Проводить гимнастику необходимо ежедневно, но следить, чтобы малыш не уставал.
  • Идти от простых упражнений к более сложным, выполняя их сначала медленно, под счёт. Количество повторений увеличивайте постепенно.
  • Чтобы ребёнок правильно облизал верхнюю губу, попробуйте намазать её вареньем или тем, что любит ваш малыш.
  • Можно попытаться самостоятельно вызвать звук «р». Надо поднять язык за верхние зубы,  и, не закрывая рта быстро произносить: «д-д-д-д-д-д…». Одновременно делать колебательные движения пальцем под языком поперёк языка. Через некоторое время должен получиться звук, похожий на «р».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звук у.

Презентация предназначена для закрепления знаний по теме "Звук у"...

Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звук о.

Данная презентация поможет родителям закрепить с детьми знания по теме "Звук О"...

Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки М, мь

Закрепляем учебный материал дома с детьми...

Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки н, нь

Презентация  для закрепления материала по теме звуки н,нь....

Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки к, кь

Презентация для закрепления материала "Звуки к, кь"...

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...