Главные вкладки

    Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»
    материал (младшая группа)

    Березина Ольга Николаевна

    Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста в ходе просмотра презентации игровой деятельности детей с применением методов арт-терапии, знакомства родителей с картотекой игр, вручении памяток "Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rodit_sobranie_1_ml_gr_art-terapiya.docx31.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Детский сад №2 «Колосок»

    Конспект родительского собрания

     в первой младшей группе


    «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»

     

    выполнила воспитатель

     Березина О.Н.

    2015 г.

    Цель:

    акцентировать внимание родителей на необходимости развития всесторонне гармоничной личности ребенка, путем применения методов арт – терапии в развитии и воспитания детей.

    Задачи:

    1. совершенствовать и обогащать опыт родителей по теме собрания,

    2. развивать представления родителей о нетрадиционных способах творческой деятельности детей,

    3. вызывать интерес и желание у родителей заниматься творчеством, играть, проводить время вместе с детьми,

    4. познакомить родителей с техниками арт – терапии, ее преимуществами в процессе развития и воспитания ребенка, через просмотр презентации,

    5. укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива детского сада.

    Участники: родители и воспитатели группы.

    Место проведения: помещение группы.

    План проведения:

    1. Подготовительный этап.

    2. Основная часть:

    Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста.

    Демонстрация родителям зоны творческой, экспериментальной деятельности детей в группе.

    Просмотр презентации игровой деятельности детей с применением методов арт-терапии.

    Обратная связь с родителями.

      (с применением методов арт – терапии) из серии "Взгляни на мир".

    Обсуждение домашнего задания для родителей.

    Вручение памяток по темам родительского собрания: "Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста".

    Обсуждение домашнего задания для родителей – в конце нашего родительского собрания мы просим Вас сделать вместе с детьми следующее: небольшой совместный продукт вашего творчества. Это может быть и маленькое панно (выложенное крупами), лепка из теста, построенный замок из песка, испеченный пирог, все зависит от вашего воображения и творчества. Просим Вас сфотографировать вашу совместную работу и принести нам для выставки.

    3. Подведение итогов собрания.

     

    Ход мероприятия:

    I. Подготовительный этап:

    - Анкетирование родителей по теме: "Я и мой ребенок. Аспекты взаимодействия с ребенком?" (Приложение1)

    - Оформление памяток для родителей на тему: «Пробуждайте в детях прекрасное» (Приложение 2).

    - Оформление презентации по теме: "Использование методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста".

    - Выставка групповой поделки

     

    II. Основная часть:

    Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады Вас видеть! Очень благодарны вам за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.

    Не так давно ваши дети пришли к нам в детский сад, они попали в новую среду, к которой маленькому человеку нужно адаптироваться, а значит, и начать первый, очень важный в жизни - этап социализации. Процесс социализации - очень важный, основополагающий  компонент воспитания и обучения в нашем детском саду, т.к. от развития данного компонента зависит полноценное, гармоничное личности в дальнейшем.

    Каждый ребенок - это личность, индивидуальность, которая имеет свои неповторимые особенности, заложенные природой. А наша с вами совместная задача – не затоптать способности детей, а раскрыть их, взрастить, помочь им реализоваться, естественным путем, направить развитие личности ребенка в гармоничное русло.

    В раннем возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда ребенок попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (детский сад), когда его пока окружают еще «незнакомые люди».

    Методы арт – терапии безусловно помогают нам в работе с детьми, особенно в адаптационный период. И сегодня мы постараемся с вами поделиться опытом работы с использованием данного метода. Так как он прост, уникален, но в то же время содержателен и несет в себе глубокий смысл. Он помогает нам развить душу ребенка, то самое ценное и хрупкое, что никак нельзя упустить из объекта внимания в процессе воспитания и развития ребенка.

    Арт-терапия (от английского “art – therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.

    Как вы думаете в чем преимущества методов арт – терапии в работе с детьми?

    - Во-первых, они просты и эффективны.

    - Сам процесс увлекает, захватывает ребенка.

    - Методы арт – терапии снимают негативные психические реакции – неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проживается процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции.

    - Не осознавая, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в пространстве, а также тренирует интеллектуальные навыки.

    - Ребенок, конечно, приобретает бесценный опыт взаимодействия пока еще в микросоциуме.

    В этих составляющих и состоят задачи арт-терапии в воспитании и обучении детей.

    Так какие же техники и методы включает в себя арт - терапия? Может быть, кто-то из вас с ними знаком?

    Используемые техники арт – терапии в работе с детьми (просмотр презентации).

    - Марание – неструктурированное изображение. Отпечатки различными предметами на бумаге.  (Игры: «Дружные цвета», «Солнечный день», «Следы невиданных зверей», «Путешествия кубика» и др.)

    - Ритмичное движение рук, случайные мазки, размазывание и разбрызгивание краски. (Игры: «Лопнул пузырь», «Новогодний салют», «Падает снег».)

    - Штриховка, каракули – это графика. С помощью карандашей и мелков. Ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены. (Упражнение «Помоги ежику найти яблочко».)

    - Рисование пальцами, с применением пальчиковых красок. (Упражнение «Рисуем котику усы», «Нарисуем машине колеса», упражнение – игра «Добавь лошадке пятнышки» и т.д.)

    Применяемые методы арт – терапии возможно сочетать с играми с водой, песком.

    Игры с песком

    1. Пересыпание песка по стаканчикам, формочкам, где изучаем особенности, свойства, качества песка.
    2. Как песок становится мокрым. Игры «Вдруг полил дождик», «Посади цветок», «Поухаживай в огороде».
    3. Игры с песком «Следы зверей», «Печем пирожки», «Готовим куклам обед».

    Игры с водой

    1. Игра «Тонет – не тонет». В тазике с водой поместить игрушки различные по весу, качествам, материалам. Отметить, почему некоторые игрушки тонут, а другие всплывают?
    2. Игра «Пузыри». Как вода заполняет бутылку, что такое пузыри и как они получаются при заполнении бутылки водой.
    3. Окрашивание воды (закрепление свойств воды, цветов), как вода превращается в лед.

    Каждое игровое действие отдельного ребенка перерастает в групповую игру, включает опыт, эксперимент, закрепляется в поведении ребенка, его речи, мышлении, мотивации, в психике ребенка в полной мере создается гармоничное поле для развития всех способностей ребенка. В этом и есть основной смысл применения методов арт – терапии в развитии наших детей.

    - Также в работе с детьми мы можем рисовать с помощью сыпучих продуктов (лист намазать клеем и сыпать – манку, цветной песок, мелкие крупы, кокосовую стружку и т.д.; материалы могут быть разнообразными). Применяя это метод, мы можем создать с детьми различные аппликации и поделки к праздникам, но как мы замечали ранее, здесь важен не сам продукт, а процесс его создания, те эмоции, чувства и радость, впечатления детей,  которые возникают в процессе творения.

    Перечисленные выше техники арт – терапии мы используем во время непосредственно занятий с детьми, и на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду, располагая потребностями и желаниями детей.

    В нашей группе в свободном доступе для детей лежат листы бумаги, раскраски, карандаши, краски – гуашь, кисточки, пластилин и все необходимое для лепки. Также есть необходимое оборудование для игр с водой и песком, опытной и экспериментальной деятельности. К ним ребенок также имеет безопасный и свободный доступ. Таким образом, ребенок в любое удобное для него время может использовать эти средства по назначению и своему желанию.

    Подчеркнем, что важный момент в арт-терапии - положительные переживания объединяют детей. При проведении занятий, особенно во время занятий с песком проговаривайте свои ощущения и спрашивайте об ощущениях детей. Таким образом,  ребенок получает первый опыт рефлексии, что поможет ему быстрее научиться понимать себя и других. Мы развиваем его эмоциональную сферу воспитанников за счет новых ощущений и за счет проговаривания этих ощущений. Т.е. уже в этом возрасте начинается работа по обогащению эмоционального словаря и закладывание базы позитивного эмоционального отношения к окружающему миру. Что в свою очередь является одним из важнейших условий успешной социализации.

    Принципы, которым служит арт – терапия следующие:

    1. Дать свободу (движения, выбора цвета);
    2. Мы должны спровоцировать спонтанную активность, а не пытаться научить определенным движениям;
    3. Перенести деятельность в другую плоскость. Важно создать условия для безграничности проявления фантазии и воображения ребенка.

    Совместный рисунок с родителями пальчиковыми красками «Дарим мир детям».

    Уважаемые Родители в совместном досуге важно помнить, что не важен продукт, который вы хотите получить (будь – то поделка, рисунок), важен сам процесс. Тогда это и будет арт – терапией.

     

    III. Подведение итогов родительского собрания.

    Таким образом, методы арт – терапии не так сложны, но несут в себе очень глубокий практический смысл и ценность. Арт – терапия помогает легче прожить адаптационный период ребенку, снижает негативные реакции, воспитывает интеллект и опыт социального взаимодействия, а еще в нем самый важный плюс – это еще одна возможность провести радостные минуты вместе с нашими детьми, заметить, почувствовать, понять и помочь преодолеть трудности наших детей. Ведь наши дети – это наше богатство, наше будущее!

    Принятие решения родительского собрания.

    Вручение памяток по применению арт – терапевтических средств и методик в воспитании и развитии детей раннего возраста.

    Желаем вам удачи и надеемся на тесное сотрудничество!

     

    Список использованных источников:

    1. http://womanadvice.ru/art-terapiya-dlya-detey
    2. Е. А. Янушко. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-64с.
    3. Е. Янушко. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика – Синтез, 209.-56с.

    Приложение № 1

    Анкета для родителей

    Вот и стали ваши дети воспитанниками нашего детского сада. Новые условия, микросоциум, в который попал ваш ребенок представляют для него массу затруднений. И в ваше отсутствие нам необходимо помочь малышу как можно легче адаптироваться и пойти с легким, радостным настроением по линии гармоничного развития. А для этого нам необходимо узнать и понять вашего малыша, особенности вашего поведения дома и общения с ребенком.

    Поэтому просим Вас ответить на следующие  вопросы.

    1. Ф.И.О., лица, отвечающего на анкету

    (по желанию)____________________________________________

    1. Ф.И.О. ребенка

    (по желанию)____________________________________________

    1. Считаете ли Вы необходимым в этом возрасте заниматься творчеством (лепкой, играми с песком, водой) с детьми (подчеркните)?

    а) да;        б) нет

    1. Находясь дома с ребенком, чем Вы занимаетесь?

    а) лепкой

    б) рисуем

    в) читаем книги

    г) чаще ребенок занимает себя сам

    д) свой вариант________________________________________

    1. В какие игры чаще Вы играете дома, на улице?

    Ваш ответ_____________________________________________

    1. Знаете ли Вы, что такое «арт – терапия»?

    а) да;

    б) слышал (а), но наши познания недостаточно точны;

    в) нет, впервые об этом слышу;

    г) затрудняюсь ответить.

    7.Имеются ли дома у Вас (нужное подчеркните)?

    - специальные пособия,

    - игры,

    - литература по данной теме?

    8. Обладаете ли Вы некоторыми техниками арт – терапии (подчеркните)?

    а) да; б) нет.

    9. Играете ли Вы вместе с детьми?

    а) да; б) стараюсь, но не хватает времени; в) нет;

    г) затрудняюсь ответить.

    10) Часто ли Вы дарите своему малышу новые впечатления? (походы в музеи, театры, поездки за город, просмотр фильмов о природе, животном мире)?

    а) да; б) стараюсь, но не хватает времени; в) нет;

    г) затрудняюсь ответить.

    11.Прогуливаясь с малышом по улице, разговариваете ли Вы с ним (подчеркните)?

    а) часто;  б) по своему настроению; в) нет;

    г) затрудняюсь ответить.

    12. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности средства рисования, лепки (нужное подчеркните)?

    а) да; б) иногда; в) нет.

    13. Поддерживаете ли вы исследовательскую деятельность с предметами окружающего мира (подчеркните)?

    а) да; б) иногда; в) нет.

    14. Есть ли у малыша возможность «играть на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)?

    а) да; б) иногда; в) нет; г) затрудняюсь ответить.

    15. Считаете ли Вы важным развивать мелкую моторику малыша?

    а) да; б) иногда; в) нет; г) затрудняюсь ответить.

    16. Какие развивающие игры есть в вашем доме (перечислите).__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    17. Как вы думаете, какими способностями, умениями обладает Ваш малыш (напишите)?_______________________________________________________________________________________________

    18.         Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)?

    а) правая; б) левая; в) обе; г) затрудняюсь ответить.

    19. Как Вы думаете, какими средствами можно стимулировать речь ребенка (перечислите)?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    20.        Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и предлагаем принять участие в родительском собрании на тему: «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста», которое состоится:

    ____________________________________________________

    21.        Задайте нам вопросы. Мы всегда рады Вам помочь, давайте вместе найдем решение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дорогие родители!

    Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый лучший детский сад, не сможет заменить Вас вашему ребенку. Детский сад  - это то место, куда Вы в любое время можете обратиться, мы призваны помочь Вам, а не заменить Вас детям. Для ваших детей бесценно ваша любовь, забота, уважение и поддержка в любых начинаниях.

    Спасибо Вам за ваше участие и внимание. Надеемся на дальнейшее тесное сотрудничество и взаимопонимание!

    Приложение № 2

    Памятка для родителей

    «Пробуждайте в детях прекрасное!»

    Уважаемые Родители, воспитывая ребенка, не упускайте из виду эмоциональный аспект видения мира ребенком. В этом Вам помогут следующие аспекты.

    1. Проводя время вместе с детьми, замечайте красоту во всем: дома (просматривая кадры фильмов о природе и животном мире, эстетично оформленные иллюстрации в журналах, книгах), на улице (посещая местные достопримечательности, выезжая за город, гуляя вместе по городу), ходите в музеи, на выставки.
    2. Постоянно проявляйте интерес к деятельности ребенка, спросите о том, что он делает, послушайте его мысль, которую он хочет донести. Не перебивайте ребенка.
    3. Постоянно разговаривайте с ребенком, поговорите с ним о жизни цветов, их многообразии, покажите их виды; о животных, их повадках, особенностях - учите ребенка замечать и видеть прекрасное во всем.
    4. Читайте малышу, важное  значение уделяйте прослушиванию музыкальных произведений – пойте и танцуйте вместе с детьми, шейте вместе костюмы, выучите реплики и уже всей семьей можно инсценировать любимую сказку или стишок.
    5. Поддерживайте стремление ребенка рисовать, лепить, в общем творить на свободную, заданную ребенком тему. Пусть у рисунка, поделки не будет названия, и она будет незавершенной; для ребенка важен сам процесс, те эмоции и чувства, опыт, который он получает.
    6. Помогайте ребенку – если ребенок выразил мысль создать определенный рисунок, и некоторые элементы технически не получаются – помогите ему, покажите и объясните, как можно достичь результата.
    7. Не критикуйте ребенка. Уважайте его личность.
    8. Пусть ваша речь будет живая, эмоциональная. Интересуйтесь мнениями и взглядами, ощущениями, мыслями, желаниями  малыша.
    9. Умейте заинтересовать ребенка игрой, применяя музыкальное сопровождение, просите ребенка о помощи, используйте сюрпризные игровые моменты.
    10. Включите воображение и собственную фантазию, окунитесь в мир своего детства – будьте ребенку другом, который сотрудничает с ним на равных. Но одновременно будьте и помощником с определенным багажом знаний и умений, который всегда подскажет и поможет.

    Желаем Вам удачи дорогие родители!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование элементов песочной терапии в развитии детей раннего возраста".

    В презентации предстален опыт работы по технологии песочная терапия. Работала по книге "Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста" Н.В.Зеленцова-Пешкова, издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС"...

    Конспект родительского собрания в младшей группе ОН на тему "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет"

    Конспект родительского собрания в младшей группе ОН на тему "Возрастные особенности  развития детей 3-4 лет"...

    План-конспект родительского собрания по теме: "Какие игрушки необходимы для полноценного всестороннего развития детей раннего возраста".

    Методическая разработка родительского собрания для группы раннего возраста по теме: "Какие игрушки необходимы для полноценного всестороннего развития детей раннего возраста"....

    Изучение влияния методов арт-терапии на развитие детей дошкольного возраста.

    Арт-терапия это метод коррекции и развития посредством творчества....

    Конспект родительского собрания в младшей группе на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей в младшем возрасте»

    Обсуждение с родителями проблемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста (сообщение воспитателя по теме собрания, анализ родительских анкет "Навыки самообслуживания у дете...