Преемственность. «Причины школьной дезадаптации и пути их решения».
консультация (подготовительная группа)
Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершенность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармоничность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельности; непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельности, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение приспособиться к темпу школьной жизни.
Школьная дезадаптация выступает как результат преобладания одного из стилей приспособления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dezadaptatsiya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация.
Тема: «Причины школьной дезадаптации и пути их решения».
Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.
Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершенность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармоничность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельности; непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельности, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение приспособиться к темпу школьной жизни.
По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же - 1-1,5 месяца. У 20-303» шестилетних детей процесс адаптации завершается на протяжении первого года обучения.
Выделяют 3 сферы школьной адаптации: академическую, социальную и личностную
- Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.
- Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу.
- Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как представителя новой социальной общности (Я - школьник).
Школьная дезадаптация выступает как результат преобладания одного из стилей приспособления.
В структуре поведения старших дошкольников и первоклассников выделены три дезадаптационных стиля:
- аккомодационный (отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды),
- ассимиляционный (отражает стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям),
- "незрелый" (неспособность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития).
Повышенные показатели каждого из стилей приспособления ведут к дезадаптации во всех трех сферах школьной адаптации.
Наиболее распространенными причинами школьной дезадаптации являются:
- неправильное отношение к ученику;
- неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности;
- неблагоприятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов);
- неблагоприятная семейная микросреда.
Как преодолеть дезадаптацию:
- соблюдайте режим дня ребенка
- занятия должны быть систематическими и примерно в одно и тоже время
- по времени занимательная деятельность не более 30 минут
- рисовать, писать, читать, раскрашивать, лепить, вырезать и клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут за столом, 10-15 минут на коврике. Это позволяет сменить позу, снимает мышечное напряжение.
- не занимайтесь с ребенком если он себя плохо чувствует или активно отказывается заниматься
- начинать занятие с любимых или простых для выполнения заданий, это дает ребенку уверенность в своих силах
- в семье должна быть доброжелательная и благоприятная атмосфера.
- спокойно, без раздражения, относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте и не стыдите ребенка за неудачи, особенно при других детях.
- подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно
- обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия
- не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Ур...
Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы).
Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы)....
Доклад и презентация «Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАСНИКОВ...
«Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят пе...
Причины школьной дезадаптации у детей с гиперкинетическим расстройством.
гиперкинетический синдром у детей с нарушениями речи...
алгоритм выявления причин школьной дезадаптации
Причины школьной дезадаптации...