Преемственность. «Причины школьной дезадаптации и пути их решения».
консультация (подготовительная группа)

Кирьянова Наталия Валентиновна

Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершен­ность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармонич­ность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельнос­ти; непонимание профессиональной роли учителя и неумение стро­ить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к про­извольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельнос­ти, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение при­способиться к темпу школьной жизни.

Школьная дезадаптация выступает как результат преоблада­ния одного из стилей приспособления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dezadaptatsiya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

Тема: «Причины школьной дезадаптации и пути их решения».

Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.

Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершенность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармоничность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельности; непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельности, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же - 1-1,5 месяца. У 20-303» шестилетних детей процесс адаптации завершается на протяжении первого года обучения.

Выделяют 3 сферы школьной адаптации: академическую, социальную и личностную

- Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

- Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу.

- Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как представителя новой социальной общности (Я - школьник).

Школьная дезадаптация выступает как результат преобладания одного из стилей приспособления.

В структуре поведения старших дошкольников и первоклассников выделены три дезадаптационных стиля:

  • аккомодационный (отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды),
  • ассимиляционный (отражает стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям),
  • "незрелый" (неспособность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития).

Повышенные показатели каждого из стилей приспособления ведут к дезадаптации во всех трех сферах школьной адаптации.

Наиболее распространенными причинами школьной дезадаптации являются:

  • неправильное отношение к ученику;
  • неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности;
  • неблагоприятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов);
  • неблагоприятная семейная микросреда.

Как преодолеть дезадаптацию:

  • соблюдайте режим дня ребенка
  • занятия должны быть систематическими и примерно в одно и тоже время
  • по времени занимательная деятельность не более 30 минут
  • рисовать, писать, читать, раскрашивать, лепить, вырезать и клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут за столом, 10-15 минут на коврике. Это позволяет сменить позу, снимает мышечное напряжение.
  • не занимайтесь с ребенком если он себя плохо чувствует или активно отказывается заниматься
  • начинать занятие с любимых или простых для выполнения заданий, это дает ребенку уверенность в своих силах
  • в семье должна быть доброжелательная  и благоприятная атмосфера.
  • спокойно, без раздражения, относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте и не стыдите ребенка за неудачи, особенно при других детях.
  • подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно
  • обязательно найдите,  за что похвалить ребенка во время каждого занятия
  • не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:   1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.   2. Ур...

Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы).

Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы)....

Доклад и презентация «Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАСНИКОВ...

«Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой?   Этот вопрос сегодня ставят пе...

Причины школьной дезадаптации у детей с гиперкинетическим расстройством.

гиперкинетический синдром у детей с нарушениями речи...