Причины школьной дезадаптации у детей с гиперкинетическим расстройством.
статья по коррекционной педагогике

Тинт Наталия Викторовна

гиперкинетический синдром у детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл организация работы 38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Причины школьной дезадаптации у детей с гиперкинетическим расстройством. 

Тинт Н.В. (логопед первой категории) 
Обидейко Ю.В (
врач психиатр, семейный  психотерапевт
Романов А.М. (
кандидат психологических наук, психолог высшей категории)  

   

Гиперкинетическое расстройство (ГКР) – это заболевание, входящее в международную классификации болезней X пересмотра, синонимами могут служить термины СДВГ, ММД.  Данная патология является достаточно распространённой причиной дезадаптации ребенка в условиях младшей школы, приводящее к конфликтам, ссорам, обидам, непониманию, как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Всё это негативно сказывается на успехах и  дальнейшей успеваемости школьника. Поскольку умный по тестам ребенок оказывается неуспешен в школе в связи с недостаточной  концентрацией внимания  на уроке и плохим поведением. Ситуацию также отягощает  низкая осведомлённость педагогов об этом расстройстве. Хотелось бы осветить данную проблему с позиций современной медицины, психологии и логопедии.  

Гиперкинетическим расстройством (ГКР) называется нозологическая категория, описывающая расстройство поведения в детском возрасте, начинающееся обычно в первые пять лет жизни. Среди клинических проявлений ГКР наблюдаются: нарушенное внимание и гиперактивность, отмечающиеся как в школе, так и дома; частая смена одного вида деятельности на другой; двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, импульсивность поведения, неспособность учиться на опыте и на сделанных ошибках, сложности с  концентрацией внимания, легкая переключаемость с одного задания на другое без доведения, начатого до конца, болтливость, рассеянность, недостаток чувства опасности и т.д.   Отставание биологического созревания центральной нервной системы у детей с ГКР и, как следствие, неразвитость высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки. [11; 19]   

Многие авторы [1; 4; 8; 15; 18;] подчеркивают большую значимость и актуальность исследований данного синдрома, поскольку ГКР — одно из часто  встречающихся нервно-психических расстройств детского и подросткового возраста. Известно, что, среди детей дошкольного возраста, по данным отечественных авторов, процент встречаемости составляет от 12 до 21% [6; 14]. Отмечается ежегодное увеличение количества таких детей [1]. ГКР чаще встречается у мальчиков (3:1).  

При ГКР наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития интеллекта и той успеваемостью, которую демонстрирует ребенок. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными и творческими способностями. Среди детей с ГКР встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психического развития у данной категории также не являются редкостью. Существенный момент состоит в том, что интеллект детей сохранен, но черты, характеризующие ГКР – такие как беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность, повышенная возбудимость, значительно мешают приобретению учебных навыков (чтение, счет, письмо). Это вторично приводит к отставанию от школьной программы и неспособности к усвоению материала вместе с остальными детьми [14].   

Исследования Л.А. Ясюковой показывают специфику интеллектуальной деятельности ребенка с ГКР, состоящей из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5 - 15 минут по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью, далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.   

Память у детей с ГКР может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материале [20].   

В случае если регулирующая функция речи нарушена, речь взрослого мало корригирует деятельность ребенка. Это приводит к затруднениям в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок, забывает конечную задачу, легко переключается на побочные или несуществующие раздражители, не может остановить побочные ассоциации [9].   

Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля [12]. Ребенок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются [10; 21].   

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов [3;16].    

Присутствие взрослого не является для детей с ГКР сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствии [2001].  Ребенок с ГКР не способен освоить свою роль и не может понять, как он должен себя вести. Зачастую они демонстрируют фамильярное поведение, не учитывают конкретные обстоятельства, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации [3; 20].  Поведение таких детей отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным действиям («Я так хочу») оказывается более сильным мотивом, чем любые правила. Знание правил не выступает значимым мотивом собственных действий. Правило остается знаемым, но субъективно не значащим [13].   

Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха, подверженность депрессивному состоянию, эмоциональную лабильность [5].    

С логопедической точки зрения, хотелось бы  отметить, что речевое развитие детей с ГКР часто не соответствует возрасту, симптомы  ГКР начинают проявляться с раннего дошкольного возраста, они совпадают с пиками психоречевого развития, когда в 1-2 г – закладываются навыки речи, а в 3-4 года – у ребёнка значительно увеличивается словарный запас.   У детей нередко  отмечаются различные нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, общее недоразвитие речи, темповая задержка речи,  заикание и т.д.  

   В настоящее время очень актуальной проблемой является построение работы с детьми с сочетанной патологией – страдающими ГКР и речевыми расстройствами.  Процесс коррекции будет включать в себя  раннюю диагностику патологии, оценку степени нарушений высших психических и речевых функций, определение отклонений в эмоциональной сфере, что носит комплексный характер и  объединяет различные  подходы между собой. Выбор методов носит полностью индивидуальный характер и направлен на развитие компенсаторных возможностей ребенка.  

Таким образом, психологические особенности детей с ГКР могут негативно сказываться на их школьной адаптации, приводить к отставанию в учебе, негативному к ним отношению со стороны учителей и одноклассников, провоцировать конфликты в семье. При обучение таких детей логопедам и педагогам важно учитывать их психологические особенности. В этом случае как никогда важен междисциплинарный подход - с таким ребенком должны  работать не только логопед и педагог, но и психолог. Важно участие родителей, желание разобраться и помочь своему ребенку. При необходимости возможно вмешательство врача для медикаментозной коррекции внимания и поведения.  

Нами разрабатываются комплексные методики воздействия, которые позволили бы организовать логопедическое сопровождение детей, страдающих речевыми расстройствами и ГКР, результатом которых будет являться максимально возможный уровень успешности ребенка.

 

 

 

 

Продолжение следует. 

  

Список литература:   

  1. Алексеева А.М. Психологические аспекты проблем ГК: основные направления психокоррекционной работы// ГК и родственные формы когнитивных нарушений, эмоциональных дисфункций и поведенческих расстройств/ Матер. конфер. «Мнухинские чтения». – СПб., 2006. –  С. 5-7.    
  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 96 с    
  1. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000. – 112 с.    
  1. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С. и др. Современные подходы к диагностике и лечению ММД у детей. Методические рекомендации. – М., 2005. – 40 с.   
  1. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997. – 62 с.   

   

  1. Лазебник Т.А. и др. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей. Методическое пособие. – СПб: СПб МАПО, 2002. – 48 с.    
  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б.  Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.   
  1. Максимова А.И. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с.    
  1. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи// Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. ред. В.М. Астапов, Ю.В. Минадзе. –  СПб.: Питер, 2002. – С.236-250.    
  1. Платонова А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция ГК у школьников 6-8 лет. Атореф. дисс…. канд. мед. наук. – М., 1996. – 24 с.     
  1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.    
  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.   
  1. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. Учебное пособие. – М.,  2000. – 310 с.    
  1. Фесенко Е.В, Фесенко Ю.А. ГК: диагностика и лечение. –  СПб:  Наука и техника, 2010. –   384 с.   
  1. Фесенко Ю.А. Исследование резидуально-неврологических синдромов у детей (новые подходы к диагностике и лечению заикания, гиперактивности, тиков и энуреза): Атореф. дисс…. докт. мед. наук. – СПб,  2005. – 44 с.   
  1. Халецкая О.В., Минимальная мозговая дисфункция: многоуровневая диагностика и комплексная нейрореабилитация: Атореф. дисс…. докт. мед. наук. – СПб,  1999. – 42 с.    
  1. Чутко Л.С. Детская поведенческая неврология. Руководство для врачей. – СПб: Наука, 2009. – 286 с.   
  1. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д.  Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. – СПб: СПбМАПО, 2004. – 112 с.   
  1. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. – 128 с.    
  1. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2000. – 100 с.    
  1. Biederman J., Faraon S. et al.  High riel for attention deficit hyperactivity disorder among children of parents with childhood onset of the disorder: a pilot study// Am. J. Psychiat., 1996. – Vol.152 (3). – P.431-435.   

   

   

   

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста»

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного  возраста....

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста.

Источник:  Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №9 2008...

Подготовка к школе детей с гиперкинетическими расстройствами.

В СТАТЬЕ  КОРОТКО ОПИСЫВАЕТСЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРООБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ. ПРЕДСТАВЛЕНО ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ  ПОВЕДЕНИЯ ТАКИХ ДЕТЕЙ ,РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ  В СТРАНЕ И МИ...

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАСНИКОВ...

Преемственность. «Причины школьной дезадаптации и пути их решения».

Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершен­ность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые ро...

Часть 2. Рекомендации по воспитанию детей с гиперкинетическим расстройством

Гиперкинетические расстройства -  это нозологическая категория, входящая в рубрику эмоциональных расстройств и расстройств поведения согласно МКБ-10, начинающая обычно в первые 5 лет жизни. Среди...