Подготовка к школе детей с гиперкинетическими расстройствами.
статья (подготовительная группа) на тему

Cапронова Татьяна Ивановна

В СТАТЬЕ  КОРОТКО ОПИСЫВАЕТСЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРООБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ. ПРЕДСТАВЛЕНО ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ  ПОВЕДЕНИЯ ТАКИХ ДЕТЕЙ ,РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ  В СТРАНЕ И МИРЕ. ДЛЯ НАС ВАЖНО ОБСУЖДЕНИЕ НАШЕГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗНЫХ СРЕДСТВ, ТЕХНИК, УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОЗМОЖНОЙ КОРРЕКЦИИ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО ГРУППЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgot_k_shkole_giperaktivnyh.docx113.3 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к школе детей с гиперкинетическими расстройствами.

 педагог-психолог Сапронова Т.И.

Введение

Частью клиентов,  обратившихся за помощью в наш центр, являются

родители детей, «неудобных» для образовательных организаций, либо вызывающих большие затруднения в воспитании родителями. Чаще при обращении дети еще не имеют медицинского диагноза, либо установленный диагноз с различным названием: СДВГ, гиперкинетическое расстройство, нару-шение активности внимания,  гиперкинетическое расстройство поведения и т.д.

  В   российской психологической и медицинской литературе  использу-ется аббревиатура СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) как особый медицинский диагноз.

Всемирной организацией здравоохранения в 1994 г. разработана Международная классификация болезней (МКБ-10) и диагностические критерии ряда состояний. Раздел F9 содержит рубрики:

  • гиперкинетического расстройства (F90)
  •  нарушения активности внимания (F90.0)
  •  гиперкинетического расстройства поведения (F90.l).

/F90/ Гиперкинетические расстройства

Эта группа расстройств характеризуется: ранним началом; сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач; тем, что эти поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях и обнаруживают постоянство во времени.Считают, что конституциональные нарушения играют решающую роль в генезе этих расстройств, но знание специфической этиологии пока отсутствует. В последние годы для этих синдромов предлагался диагностический термин «расстройство дефицита внимания». Здесь он не использован потому, что предполагает знание о психологических процессах. которого все еще нет в распоряжении, он предполагает включение сюда тревожных, поглощенных раздумьями или «мечтательных» апатичных детей, проблемы которых, вероятно, другого рода. Однако ясно, что с точки зрения поведения, проблемы невнимания составляют главный признак гиперкинетических синдромов.

Гиперкинетические синдромы всегда возникают рано в процессе развития (обычно в первые 5 лет жизни). Их главными характеристиками являются недостаточная настойчивость в деятельности, требующей когнитивных усилий и тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду с плохо организованной, слабо регулируемой и чрезмерной активностью. Эти недостатки обычно сохраняются во время школьных лет и даже во взрослой жизни, но у многих больных наблюдается постепенное улучшение в плане активности и внимания.

С этими расстройствами могут сочетаться некоторые другие нарушения. Гиперкинетические дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания из-за необдуманного, а не откровенно вызывающего, нарушения правил. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, с отсутствием нормальной осторожности и сдержанности; другие дети их не любят и они могут становиться изолированными. Обычными являются когнитивные нарушения и непропорционально часты специфические задержки в моторном и речевом развитии.

Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и заниженное чувство собственного достоинства. Гиперкинетические расстройства встречаются у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек. Частыми являются сопутствующие трудности в чтении (и/или другие школьные проблемы).

Кардинальными признаками, необходимыми для диагноза, являются нарушенное внимание и гиперактивность, они должны выявляться более чем в одной ситуации (например, дома, в классе, в больнице). Нарушенное внимание проявляется преждевременным прерыванием заданий, когда занятие остается неоконченным. Дети часто меняют одну деятельность на другую, по-видимому, теряя интерес к одной задаче вследствие того, что они отвлекаются на другую (хотя лабораторные данные обычно не выявляют необычную степень сенсорной или перцептивной отвлекаемости). Эти дефекты настойчивости и внимания следует диагностировать, только если они чрезмерны для возраста ребенка и коэффициента его умственного развития.

Гиперактивность предполагает чрезмерную нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия. Это может, в зависимости от ситуации, включать в себя бегание и прыгание вокруг; или вскакивание с места, когда полагается сидеть; или чрезмерную болтливость и шумливость; или ерзание и извивание. Активность является чрезмерно высокой в контексте ожидаемого в этой ситуации поведения и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в структурированных, организованных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля поведения.

Кроме того, Американской психиатрической ассоциацией также разработаны критерии постановки диагноза СДВГ. Согласно принципам классификации DSM-IV, опубликованным в 1994 г., выделяются три основные формы синдрома:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ/ВГ),
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью с преимущественным нарушением внимания (СДВГ/В)
  • синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДВГ/Г).(7)с.29

Распространенность  СДВГ

Наивно было бы отрицать, что существует немало детей с проблемами в поведении. Но что это за проблемы? Могут и должны ли они расцениваться как симптомы болезни? И почему в разных краях дети подвержены СДВГ в очень разной степени?

Да, дети бывают невнимательны, неусидчивы, недисциплинированны, драчливы. Но невозможно не заметить, что распространенность этих явлений тесно связана с особенностями той или иной культуры, манеры воспитания.

Так, например, в США зарегестрированны миллионы людей с этим диагнозом, а судебных исков, связанных с риталином (психостимулятором, используемым для лечения СДВГ и являющимся по мнению разных ученых умственным допингом, панацеей, наркотиком) насчитываются сотни. Вот, например, в Израиле, где культивируется традиционное для еврейского народа либеральное отношение почти к любому детскому поведению, специалисты готовы назвать гиперактивными более 40% учащихся. Зато в Китае, где испокон веку с детской дисциплиной дело было гораздо жестче, случаи детской гиперактивности единичны.

Статистика (Заваденко Н.Н.) говорит о том, что в России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. (7)

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит взрослого, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга(7)

Если незрел первый этаж – стволовые структуры – можно либо улучшить общий обмен и, соответственно, энергетический потенциал, либо улучшать эффективность работы мозга.

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.

Гиперкинетические расстройства, возникающие в детском возрасте, при отсутствии профилактических мер нередко приводят не только к школьной дезадаптации - неуспеваемости, второгодничеству, нарушениям поведения, но и к тяжелым формам социальной дезадаптации, далеко выходящим за пределы детского и даже пубертатного возраста.

Факторы возникновения СДВГ

 Чтобы понять, почему так много и часто говорят об этом сейчас, следует обозначить факторы, провоцирующие его возникновение. Среди этих причин выделяют следующие группы:

  1. биологические: наследственность, действие микроорганизмов и вирусов, хронические заболевания, биологическая репродуктивная незрелость матери, резус-конфликты.
  2. физические: действие радиации, тепла, холода.
  3. химические: острые и хронические бытовые (наркотики, алкоголь, курение) и производственные интоксикации.
  4. механические: травмы, особенно в первые три года жизни
  5. неблагоприятные факторы в течение беременности и родов (пре- и постнатальные).

  5.1.Пренатальные факторы:

  • гестационные факторы (такие как воздействие на плод инфекционных агентов, резус-конфликт и др.),
  • поздняя первая беременность,
  • материнская тревожность во время беременности.
  • хроническая внутриутробная гипоксия плода,
  • внутриутробная гипотрофия,
  • обвитие пуповиной,
  • токсикозы второй половины беременности,
  • угрозы прерывания беременности,
  • переношенность,
  • родовая травма. Всё это в первую очередь приводит к микроструктурным повреждениям ЦНС.

5.2.Перинатальные факторы ( родовые):

  • стимуляция родов,
  •  применение инструментов,
  • кесарево сечение,
  • длительный безводный период,

5.3.Постнатальные факторы:

  •  различные повреждения головного мозга вследствие травм, хронических заболеваний, алиментарных дефицитов (витаминов, минералов), токсических факторов. низкая/высокая масса тела при рождении и недоношенность,
  • гидроцефалия,

          Кроме того, накладываются психосоциальные факторы, которые закрепляют клинические проявления заболевания

К последним относятся:

  • неподготовленность родителей к семейной жизни,
  • недоедание беременной и ребенка в первые годы жизни,
  • напряженность и частые конфликты в семье,
  • предубежденность и нетерпимость в отношении к детям,
  •  стесненные условия проживания,
  •  асоциальный образ жизни родителей,
  • использование физических методов наказания по отношению к ребенку, и как следствие искажения типа воспитания,
  •  эмоциональные сложности во внутрисемейных отношениях,
  • воспитание и проживание во внесемейных условиях,
  • гиперкинетические нарушения поведения в окружении ребёнка, провоцирующие его имитационное поведение.

    Необходимо отметить, что патологию как пре-, так и постнатального периодов (особенно при наличии отрицательного социально-психологического влияния) следует расценивать скорее как фактор риска гиперкинетических расстройств.

 Опыт подготовки гиперактивных детей к школе

Поскольку группы подготовки к школе не являются базовыми в коррекции поведения гиперактивного ребенка, специалисты по мере возможности и в силу нарушений и особенностей того или иного ребенка , применяют разные приемы  для более успешной подготовки к школе таких детей.

  Важная роль отводится созданию особого подхода к проблемам ребенка со стороны специалистов.

Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, состоит в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить их дефект. Многое зависит от того, насколько окружающие взрослые осознают особенности ребенка и соблюдают рекомендации по оптимизации развития ребенка с СДВГ.

Мы используем  несколько правил организации деятельности и воспитания детей с  СДВГ:

  • Чтобы ребенок воспринимал наказание (не физическое), он должен научиться получать поощрение и похвалу. Поэтому поощрение должно стать более частым и принятым, чем наказание.
  • Сочетание материального и морального поощрения и наказания.
  • Последовательное использование установленных  правил.
  • Всякий акт поведения (чем меньше возраст ребенка, тем элементарнее должны быть эти акты) должен быть завершён обратной связью от взрослого. Недопустимо подводить итоги дня только по окончанию группы и устраивать «разбор полетов». Эмоциональная реакция детей с СДВГ, особенна мальчиков, на всякое значимое событие очень кратковременна. Если необходимо связать поощрение с хорошим поступком, а наказание с плохим — следует делать это в тот момент, когда это произошло, когда ребенок готов воспринять наше отношение.

Непосредственная обратная связь на поведение ребенка должна быть, во-первых, разнонаправленной. Она необходима, чтобы поощрять позитивные образцы поведения и купировать негативные. Недостаточно только наказания, не меньше необходимо поощрение. Иначе ребенок сталкивается только с отрицанием своего поведения, не умея самостоятельно выделить что-то хорошее. Такое отношение формирует негативную и заниженную самооценку, которая выделяет всех гиперактивных детей. Во-вторых, обратная связь должна быть дозированной. То есть варианты наказаний и поощрений могут быть не только разнообразны и всегда значимы для ребенка, но и разной степени выраженности и значимости: градуированы от минимальной до максимальной .

Направления коррекции СДВГ в группах подготовки к школе.

Коррекция СДВГ в группе идет по нескольким направлениям:

1. Изменение окружения, условий  и стиля взаимодействия:

Оптимальное место в группе за столами для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола специалиста  или в среднем ряду.Поскольку детей может быть несколько-они не должны сидеть за одним столом рядом и один за спиной у другого-лучше через стол.

Главное во взаимодействии с гипердинамичным ребенком- проявление достаточной твердости и последовательности в требованиях.

В своей деятельности я избегаю, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку.

  • Повторяю свою просьбу одними и теми же словами много раз.
  • Выслушиваю сама и даю возможность другим детям услышать то, что хочет сказать ребенок;
  • Для подкрепления устных инструкций использую зрительную стимуляцию.
  • Уделяю ребенку достаточно внимания.
  • Чаще показываю ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь.

          Всегда помню, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Когда ребенок утомлен, не настаиваю на срочном выполнении всего задания, даю ему возможность закончить дома.

Даю ребенку возможность расходовать избыточную энергию и направляю ее в полезное русло:  выполнить поручение-принести что-нибудь из шкафчика,  поднять что-нибудь, вытереть доску, раздать тетради , дневники, пособия для занятий и т.д. Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках)  для того, чтобы лучше воспринимать информацию.  

  • Разрешаю гиперактивному ребенку через каждые 10-15 минут вставать и ходить в конце класса или выходить в коридор.
  • Спокойно отношусь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.). Не надо  принуждать его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогаю ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим (он может собрать «нечаянно» упавшие у меня салфетки, карандаши и т.д).

         2. Создание положительной мотивации на успех:

У нас в группе существует система вознаграждений за хорошо выполненное задание  (балльная-5,10, 100, 1000, наклейки), и наказаний за плохое поведение (за нарушение правил игры-пропуск хода, сидение на запасном месте во время подвижных игр; за нарушение правил более 3 раз-уход домой).

  •            Одним из важнейших направлений в работе с гиперактивным ребенком является придерживание позитивной модели поведения, использование похвалы чаще, чем наказания. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. За положительное поведение такие дети чаще получают наклейку с объяснением , за что получена. Например, спокойно, без криков или «нытья» выполнил какое-то задание, аккуратно нарисовал узор, быстро посчитал примеры и т.д.  
  •  Никогда не даю ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
  • Часто помогаю ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
  • Не даю одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.

Вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение привилегий,    прием «выключенного времени» (изоляция, стул отдыха); холдинг, или простое удержание в «железных объятиях».  

  • Даю ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряю ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, штриховку и т.д);
  • Предоставляю ребенку возможность быстро обращаться за помощью в случае затруднения.  Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Никогда не жду, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогаю ему правильно организовать работу.
  • Не предъявляю  завышенных или заниженных требований к воспитаннику,зная его возможности.

—    Даю задания в соответствии со способностями ребенка.

  • Большие задания разбиваю на последовательные части, контролируя каждую из них.
  • Не даю сложных, многоуровневых  инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.

— Часто  приходится создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе по некоторым областям знаний;

  • Когда ребенок отвлекся на занятии, подхожу, и, говоря задание, легко касаюсь его плеча или руки. При постоянном применении этого приема можно выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
  • По мере возможности старалась игнорировать негативные поступки , не нарушающие права других детей и поощряла позитивные (помощь другу, одногруппнику, помощь специалисту в уборке оборудования, организацию игры);
  • Если видела, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывала его «проснуться», наоборот позволяла несколько минут отдохнуть, а потом повторяла ему задание индивидуально.
  • На начальных этапах, когда происходило обучение детей ставить точку  для начала графического диктанта, старалась помочь отметить точкой место, откуда надо начинать писать и т.п. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает, что, найдя нужное место, работать уже не в состоянии. Помощь или совместный поиск точки успокаивал ребенка и помогал продуктивно выполнять дальнейшее задание.

Всегда помню, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

  • способствую элиминации агрессии;
  • обучаю необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Важным моментом в работе с гиперактивными детьми является регуляция его взаимоотношений с одногруппниками.

 Поскольку активность бывает избыточна, важно направить ее  на организацию совместных подвижных игр, оказание помощи другим на занятиях и перемене, когда их деятельность закончена. Чаще других детей их внимание направляется на выполенение необходимых социальных нормам и навыков общения, а также их трансляцию  другим детям. Так, мальчик, сообщая правила игры или поведения другим, сам старался их придерживаться, так как знал, что тот, кто сообщает правила, может отслеживать их выполнение у других.

 Поскольку активность гиперактивных детей часто не только избыточна, но и назойлива , одногруппники обижаются, злятся, испытывают двойственные эмоции, приходится постоянно регулировать взаимоотношения с одногруппниками.

4. Регулирование ожиданий:

Большим блоком в коррекции гиперактивных детей является работа с родителями. Поскольку родители часто заблуждаются, думая, что двухразовое посещение группы может исправить нарушения ребенка, систематическая консультативная работа с родителем – неотъемлемая часть коррекционной работы. Приходится объяснять родителям, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения взрослых. 

Ггиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Кроме вышеперечисленных направлений поддержки и коррекции детей , мы используем известные,описанные в психологической литературе.

Нейропсихологические упражнения

 Разработаны специальные нейропсихологические упражнения для повышения работоспособности, снятия напряжения, способствующие лучшему межполушарному взаимодействию и т.п.,которые мы используем во время  разных структурных частей занятий.

Во время физкультпауз

Ритмирование – это упражнения , позволяющие настроиться на любой вид деятельности (настроить нашу систему «мозг-эмоции-тело»). В группе мы делаем это для того, чтобы настроиться на графический диктант.
Лучший результат будет достигнут, если делать данное ритмирование каждый день, поэтому выполнение  упражнений гимнастики мозга являются домашним заданием на каждый день.

1.Пьём воду.

Пить нужно медленно, не спеша, последнюю порцию воды держим немного во рту, прежде чем проглотить. Вода должна быть комнатной температуры.Наше тело на 70% состоит из воды, а мозг на 90%. Когда мы находимся в стрессе (переживаем из-за чего то, боимся), нашему организму становится еще нужнее вода, т.к. она является основным проводником всех процессов. Все учебные навыки улучшаются с приемом воды. Ведь недаром говорят: «Успокойся, выпей воды». Я рекомендую родителям ,чтобы у каждого,не только гиперактивного ребенка, с собой была бутылочка чистой воды. Дети пьют воду на перемене, по необходимости, во время  занятия.

2.Перекрестные шаги.

Шагаем так, чтобы противоположные рука и нога двигались одновременно навстречу друг к другу. Можно касаться локтем колена или ладошкой колена. При этом колени должны подниматься строго вперед, не поворачивать их в сторону. Рука и нога соприкасаются друг с другом только за счет движения косых мышц туловища, таз остается неподвижным.
Данное упражнение способствует интеграции полушарий головного мозга, развивается координация движений всего тела в пространстве.

3. Кнопки мозга.

Одну руку кладем на пупок, другой растираем точки под ключицей (справа и слева от грудины). Если вы не можете найти точки, можно просто потереть ладошкой область под ключицей. Меняем руки и делаем тоже самое.
Особенно упражнение хорошо делать перед работой, связанной с действием глаз (чтение, письмо). Упражнение обеспечивает приток крови, обогащенной кислородом, к головному мозгу, вследствие чего улучшается восприятие информации.
4.Крюки Деннисона.

Замок – скрещиваем ноги, вытягиваем руки перед собой тыльной стороной вниз, затем скрещиваем их, образуя замок ладошками. Сгибаем локти и поворачиваем замок из ладошек вовнутрь, прижимаем к груди. Язык при этом прижат к небу, за верхними зубами. Глаза смотрят вверх. Медленно дышим. Повторяем с другой рукой.Домик – ставим ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии друг от друга. Соединяем кончики пальцев обеих рук друг с другом, образуя крышу домика. При вдохе язык находится на верху, при выдохе внизу. Медленно дышим.Крюки Деннисона улучшают координацию, делают дыхание более глубоким и спокойным, улучшают социальную адаптацию, придают чувство уверенности.

5. Колечко Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке - от указательного пальца к мизинцу и в обратном - от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем - двумя одновременно.


6.Замок. Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем (если занятия воспитатель проводит с группой) дети могут выполнять упражнение парами.

7.Ухо-нос. Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

       На занятии по подготовке руки к письму я использую зеркальное рисование. Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия.

          Дети кладут  на стол чистый лист бумаги. Берут обе руки по карандашу или фломастеру, рисуют одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Наблюдая, когда происходит утомление детей, в том числе гиперактивных, рекомендуется проводить упражнение «Уши». Цель - энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.

  Такое упражнение  мы проводим регулярно, особенно перед тем, как предстоить послушать сказку, а, поскольку занятие, когда дети слушают сказку, последнее, это упражнение просто необходимо…Дети уже привыкли, что «потирание» ушей становится своеобразным ритуалом перед слушанием сказки, они проговаривают слова: «Слушайте,ушки,слушайте!»

Кроме нейропсихологических упражнений, одним из направлений коррекции в группе являються  подвижные  игры.

Существуют подвижные   и малоподвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Игры на формирование произвольности внимания.

 «Приглядывание». Психолог предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку из группы, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать детали, однозначно указывающие на человека, например: очки или другие чисто индивидуальные признаки.

 «Прислушивание». Группа рассаживается в полукруг. Психолог предлагает участникам не расслабляться и по его хлопку или указательному жесту прислушаться к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе). На каждое прислушивание дается по 2 — 3 мин. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне.

«Запретное движение». Психолог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону — шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог их поднял вверх

«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок психолога им надо присесть на корточки (или произнести звезда), на два — сделать «ласточку» (или произнести гроздь), на три — встать с поднятыми вверх  -прямыми руками (или произнести крендель).

Развитию внимания, памяти и произвольности способствуют также игры, происходящие во внутреннем плане действия.

 «Муха». Играть может любое количество людей. Каждый представляет себе поле, как для «крестиков-ноликов», размером 3x3, в середине которого сидит муха. Игра состоит в том, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам: ходить можно вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, противоположный предыдущему. Проигрывает тот, кто выпускает муху за поле. Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе, например, проигравший должен выполнить какое-либо задание, а выигравший получает приз.

Упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный (и т.д.)?»

 «Стоп-игра». Дети  свободно движутся под музыку, делают какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу они должны замереть и держать позу, пока психолог не предложит им продолжить. По этому же принципу построены известные игры, в которые мы часто играем на перемене- «Море волнуется», «Замри —отомри» и др.

 «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

       

 Вывод

Гиперактивность, гиперкинетическое расстройство и т.д - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может.

Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы. Поскольку дети с подобным поведением могут находиться в группах подготовки к школьному обучению, необходимо использовать знакомые элементы коррекции в рамках возможных и приемлемых в этой группе.

Список литературы.

  1. Детская и подростковая психиатрия: Клинические лекции для профессионалов/ Под ред. Ю.С. Шевченко. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011. – 928 с.
  2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.
  3. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С, Манелис Н.Г.,Успенская Т.Ю.,  Суворино-ва Н.Ю., Борисова Т.Х.  Школьная дезадаптация: Психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. №4. С. 21-28.
  4. Ковалев В.В., Психиатрия детского возраста. - Москва. ”Медицина”. - 1995.
  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М, 1973.
  6. МКБ-10 — Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. СПб., 1994.
  7. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)
  8. http://www.studmed.ru/view/sirotyuk-al-sindrom-deficita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu_977491f811e.html
  9. http://iemcko.narod.ru/2515.html
  10. http://www.psychiatry.ru/lib/1/book/14/chapter/11
  11. http://works.doklad.ru/view/ChP6Mr3Ho7c/all.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по программе "Подготовка к школе детей с ЗПР" под ред. С.Г.Шевченко

Комплексно-тематическое планирование по программе "Подготовка к школе детей С ЗПР" под редакцией С.Г.Шевченко в группе компенсирующей направленности детей 6-7 года жизни....

подготовка к школе детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

Статья содержит краткое исследование подходов и методик работы по подготовке к школе детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы....

Картотека коммуникативных игр на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра

Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с расстройствами аутистического спектра, независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, ко...

Причины школьной дезадаптации у детей с гиперкинетическим расстройством.

гиперкинетический синдром у детей с нарушениями речи...

Часть 2. Рекомендации по воспитанию детей с гиперкинетическим расстройством

Гиперкинетические расстройства -  это нозологическая категория, входящая в рубрику эмоциональных расстройств и расстройств поведения согласно МКБ-10, начинающая обычно в первые 5 лет жизни. Среди...

Подготовка к школе детей с ЗПР. Первые шаги к школе

laquo;Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. С чего начать?»У дошкольников с задержкой психического развития показатели психических процессов, таких как внимание, мышление,...