Часть 2. Рекомендации по воспитанию детей с гиперкинетическим расстройством
статья по коррекционной педагогике

Тинт Наталия Викторовна

Гиперкинетические расстройства -  это нозологическая категория, входящая в рубрику эмоциональных расстройств и расстройств поведения согласно МКБ-10, начинающая обычно в первые 5 лет жизни. Среди клинических проявлений специалисты отмечают: двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, импульсивность поведения, неспособность учиться на опыте  и на сделанных ошибках, недостаток внимания, отвлекаемость, невозможность сконцентрироваться,  легкая переключаемость с одного задания на другое без доведения начатого до конца, рассеянность, болтливость, недостаток чувства опасности и т.д. (Равич-Щербо И.В. и др. 2002).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_vospitaniyu_rebenka._may_2020_1.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 2. Рекомендации по воспитанию детей с гиперкинетическим расстройством

Тинт Н.В. (логопед высшей квалификационной категории)
Обидейко Ю.В (семейный  психотерапевт)
Романов А.М. (
кандидат психологических наук, психолог высшей категории)

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения             «Центр восстановительного лечения» имени С. С. Мнухина»

 

Гиперкинетические расстройства -  это нозологическая категория, входящая в рубрику эмоциональных расстройств и расстройств поведения согласно МКБ-10, начинающая обычно в первые 5 лет жизни. Среди клинических проявлений специалисты отмечают: двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, импульсивность поведения, неспособность учиться на опыте  и на сделанных ошибках, недостаток внимания, отвлекаемость, невозможность сконцентрироваться,  легкая переключаемость с одного задания на другое без доведения начатого до конца, рассеянность, болтливость, недостаток чувства опасности и т.д. (Равич-Щербо И.В. и др. 2002).

Такое поведение детей очень сильно выматывает родителей, часто они приходят к специалистам с вопросом что делать с ребенком, как его исправить.

Помимо медикаментозной терапии, о которой мы говорили в предыдущей нашей статье, обязательным является изменение отношения близких к ребенку. Важно помнить всем: и педагогам, и врачам, и прежде всего родителям, что ребенок ведет себя так не специально, «на зло всем», а в силу особенностей своей нервной системы, которая на данный момент не позволяет ему быть другим.

Нужно отметить, что по данным многочисленных психологических обследований, проводимых в том числе и в нашем стационаре, дети с ГКР обладают зачастую такими же интеллектуальными возможностями, как и их сверстники. Большая часть возникающих  проблем связана с неусидчивостью и подвижностью.

Для этих детей очень важна положительная оценка, похвала, поддержка, а не «ругань».   Не стоит им указывать постоянно на неудачи и их ошибки, старайтесь подчеркнуть то, что у них получилось сегодня лучше, чем вчера, в чем они превзошли сверстников.

Ряд исследователей отмечает, что дети с ГКР отличаются хорошим вниманием в ситуациях, когда им интересна та деятельность, которой они занимаются. Таким образом, образовательный процесс и всевозможные домашние дела нужно строить преимущественно на интересе ребенка. Ничего страшного нет в том, чтобы трансформировать домашние дела в некую игру, соревнование, или сочетать их с прогулками на природе, гармонично вплетая процесс обучения в повседневную жизнь ребенка. Старайтесь больше общаться с ребенком, отвечая на его вопросы и рассказывая об окружающем мире. Сами не отвлекайтесь на телефон и гаджеты при общении. Будьте эмоционально доступны, учите детей социальным навыкам: здороваться, уступать, делиться, сочувствовать.

Учите детей ответственности и независимости. Не ограждайте их от мелких неудач. Это научит их преодолевать жизненные препятствия и отвечать за свои поступки.

Так же очень важно помнить о том, что у любого ребенка есть предел возможностей, который, безусловно, развивается, но в рамках зоны ближайшего развития ребенка. Пренебрежение этими возможностями, особенно в случае ребенка с ГКР, приведет к тому, что отношение к учебе станет отрицательным, ребенок перестанет верить в себя или смирится с ярлыком «неудачника», «двоечника» и т.д., которые нередко  дети получают в школе. Эти дети, как никто другой, нуждаются в понимании и поддержке, а главное – терпении близких!  Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть, а все остальное дело наживное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к школе детей с гиперкинетическими расстройствами.

В СТАТЬЕ  КОРОТКО ОПИСЫВАЕТСЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРООБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ. ПРЕДСТАВЛЕНО ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ  ПОВЕДЕНИЯ ТАКИХ ДЕТЕЙ ,РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ  В СТРАНЕ И МИ...

«Подвижные игры, как часть художественного и физического воспитания детей»

Особенности русских народных подвижных игр для детей дошкольного возраста.  Описание теоретических аспектов организации русских народных подвижных игр для детей дошкольного возраста. Рассмо...

Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст...

«Воспитание детей с речевыми расстройствами»

Воспитание детей с речевыми расстройствами...

Причины школьной дезадаптации у детей с гиперкинетическим расстройством.

гиперкинетический синдром у детей с нарушениями речи...

Консультация для педагогов и родителей «Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента»

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения....