Главные вкладки

    Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.
    консультация по теме

    Мещерякова Елена Геннадьевна

        Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл temper_doshkolnika.docx27.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Типы темперамента детей

    Рекомендации по воспитанию детей

     с различными типами темперамента

       Темперамент человека – это индивидуальные проявления впечатлительности, возбудимости нервных процессов, уравновешенности и скорости протекания психических процессов.

    Тип нервной системы / темперамент

    Свойства нервных процессов

    «безудержный» / холерик

    Сильный, неуравновешенный, подвижный

    «живой» / сангвиник

    Сильный, уравновешенный, подвижный

    «спокойный» / флегматик

    Сильный, уравновешенный, инертный

    «слабый» / меланхолик

    Слабый, неуравновешенный, инертный, или подвижный

     

       Различия детей дошкольного возраста особенно  заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. К примеру, одни, медлительно  едят за столом, тогда как другие уже все съели и готовы к играм, одни на неуспех реагируют слезами, тогда как другие « переносят все стойко, в молчании». И это различие заметно во многих сферах жизни ребенка. А в детском саду, где большое количество детей,  эта разница заметна особенно.

    Ребенок-сангвиник-  веселый, подвижный, легко сближающийся с людьми. Очень любит общаться, радоваться жизни. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. В коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, и так же легко приспосабливаются к любой новой обстановке. Как правило,  такой ребенок в группе дружит со всеми. Отрицательные стороны данного типа темперамента в том, что ребенок при всей своей любознательности, может не доводить дело до конца, быть поверхностным, небрежным. А в будущем это может сказаться  на успехах  ребенка в учебе. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности.  Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.

    Рекомендации по воспитанию:

    • необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
    • важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек;
    • следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения;
    • небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
    • воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.

    Ребенок - холерик  - это огромная « буря» эмоций. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы. Не признают правил и требований. В коллективе такие дети пытаются быть лидерами. Больше предпочитают подвижные игры. Холерик не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Импульсивен. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок. Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всеми. Холерикам рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, которые дадут возможность ребенку стремиться к лидерству. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. И главное, следите, что бы ребенок обязательно доводил начатое дело до конца. Хвалить ребенка, если он проявляет  старательность и усидчивость. И ни в коем случае не ругайте его при всех, ставя кого-то в пример.

    Рекомендации по воспитанию:

    • разговаривать с холериком следует тихо, спокойно, но без уговоров;
    • к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сна следует ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и игры;
    • нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование;
    • при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры;
    • приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
    • очень важно соблюдать строгий распорядок дня.

    Ребенок-флегматик  отличается терпеливостью и медлительностью. Он мужественно переносит физическую боль. Предпочитает более спокойные игры, не любит беготню и шум.  Для дружбы ребенок-флегматик выбирает узкий круг друзей. Речь у него  немного замедленна, лишена эмоций, мимики, жестов, рассудительна. Флегматик усидчив и внешне спокойный ребенок. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Он не отличается большой фантазией и выдумкой, но зато, что касается порядка, то уже с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях. Неудачи не выводят его из себя. Флегматики, при выборе долго колеблются и раздумывают. Развивайте творческое мышление маленького флегматика рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

    Рекомендации по воспитанию:

    • следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования;
    • нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе;
    • чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу;
    • не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
    • нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности.

    Ребенок-меланхолик – очень боится новой обстановки, шумных компаний, новых людей. Эти дети нерешительны, скованы, застенчивы, стеснительны. Но дома, с родителями, близкими людьми они открыты и общительны. Меланхолики не стремятся к лидерству. Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких.  Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Неудачи могут вывести меланхолика из равновесия. Речь меланхолика негромкая, неуверенная. Они редко спорят. Дети- меланхолики быстро устают, опускают руки, если возникают какие-то препятствия. Ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление замкнутого ребенка. Легко переносят одиночество. Меланхолики с трудом включаются в коллективные игры, но включившись в игру, играет с удовольствием. Взрослым необходимо дать понять ребенку-меланхолику, что  люди могут ошибаться, и что неудача не делает его плохим. Хвалите меланхолика по чаще, что бы добавить в нем чуточку уверенности. 

    Рекомендации по воспитанию:

    • необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр;
    • категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки;
    • следует чаще хвалить малыша;
    • нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей;
    • следует привлекать меланхолика с совместному со взрослым труду.

    При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:

    • у сангвиника – распыленность интересов;
    • у холерика – несдержанности, резкости;
    • у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
    • у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

       Педагогу и родителю важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

    План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

    Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

    План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

    Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)

    Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...

    Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.

    Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....

    Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...

    «Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в ОД»

    1.      Что такое темперамент.2. Признаки, характерные для детей  с разными темпераментами.3.Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

    Рекомендация "Взаимодействие с детьми разного типа темперамента"

    Темперамент - базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможе...