Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.
методическая разработка на тему

Определение типа темперамента ребенка.

Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней образовательной школы п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие»

Семинар на тему:

«Характеристика детей с различными типами темперамента.

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.»

Подготовила: педагог-психолог

 ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава

 С.П. «Детский сад» «Созвездие»

Макарова Анна Владимировна

2016г.

Содержание

1.Информационная часть

1.1.Проблема индивидуализации в обучении  и  воспитании.

1.2.Психологическая характеристика типов темперамента.

2. Практический инструментарий.

2.1 Определение типа темперамента ребенка.

2.2.Способы учета темперамента

1.1.Проблема индивидуализации в обучении   воспитании.

  Эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей обучаемого .

Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К этим внутренним условиям принято относить задатки, способности, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности  др.

Проблема индивидуализации  обучении  многоаспектна как в теоретическом, так и в практическом планах и крайне противоречива в попытках ее разрешения.

Индивидуальность- это единое целое, неповторимое, уникальное внутреннее согласованное, направленное на реализацию жизненно важных функций самосохранения, развития и разрушения.

Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно - образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности  каждого ребенка.

Принято считать, что индивидуальный подход необходим в  двух отношениях:

-во-первых, он  обеспечивает личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка;

-во-вторых без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Задача взрослых создать условия для полноценного развития специфически детских вдов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки детских программ обучения.

1.2.Психологическая характеристика типов темперамента.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит  темпераменту.

Темперамент-это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую  эмоциональную сторону деятельности  поведения.

Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Педагогу важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

Дети отличаются друг от друга по темпераменту с момента рождения. Часто родители и педагоги, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-то нарушений?

Характеристика темперамента

Дошкольник  сангвиник

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю - разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно воспитанники сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи в проводимых воспитателями играх, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за обеденным столом, часто вскакивает, вертится. На прогулках такие дети чаще всего бегают по участку, устраивают возню и т.д. 

Дошкольник меланхолик

На подготовительных занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к воспитателю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит воспитателю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь другим детям в группе.

Меланхолики - дети со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На подготовительных занятиях такие дети сидят неподвижно, а на прогулке оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.

Как уже отмечалось выше, воспитателю необходимо учитывать особенности темперамента старших дошкольников, с целью создания оптимальный для них условий развития.

Дошкольник холерик

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос воспитателя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков дошкольного возраста мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие воспитанники, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ребёнка, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Дошкольники этого типа темперамента часто с увлечением что-то мастерят.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

Дошкольник флегматик

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы воспитателя не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит игры, где что-то нужно сосчитать (в школьные годы такие дети как правило становятся отличниками по математике). Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для детей флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно воспитателю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На подготовительных занятиях они обычно сидят спокойно, не вертятся, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ребёнок не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Рисует дошкольник-флегматик, обычно, тоже медленно. Движения его спокойные и медленные, мимика бедная и маловыразительная, жесты редкие и неэнергичные.

2. Практический инструментарий.

2.1 Определение типа темперамента ребенка.

 Таким образом, темперамент - прежде всего данное природой, а природа, как известно редко ошибается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребенка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость,  свое собственное «я».

Тест

Начертите на листе бумаги горизонтальную ось  напишите у левого ее конца «Замкнутость», а у правого- «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, у правого очень открытые и общительные, а центр это статистическая норма).

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную. Напишите у нижнего ее конца «эмоциональная стабильность», а у верхнего- «невротизм»  поставьте на этой оси точку , соответствующую вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые дети, а вверху- ребята  повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями)

Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому же типу относится ребенок. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшихся в левом верхнем секторе, свидетельствует о холерическом темпераменте,  ее попадание в правый верхний сектор- меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе, это говорит о флегматичном типе; а если опустилась в правом нижнем секторе- о сангвинистическом.

Примечание:

1.Старайтесть оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом с момента его рождения.

2.Данное определение достаточно схематично и приближенно  определяет тип темперамента. Обратите внимание на существование смешанных типов.

Познакомясь с описанием типов темперамента и проведя тест, вы глубже разобрались в природных качествах личности ребенка и поняли. Что многое малышу в его поведении можно простить, зная, что это его природа.

Вот и прощайте!

2.2.Способы учета темперамента

1. Обеспечение тех условий, которые требует ребенок в силу своих индивидуальных особенностей.

Это наиболее простая и необходимая на ранних этапах развития практика. Например, малыш безболезненно реагирует на шум, посторонние раздражители  и т.д.- создаем тишину; с трудом переносит смену обстановки стремимся избегать этого; замедлен во всех действиях- подлаживаемся под его темп; не вписывается в темп занятия- даем дополнительное время подобная тактика необходима в случаях проявления резких, ярко выраженных каких-то особенностей. Но эта тактика формирует «оранжерейный» тип , приводит к развитию у некоторых детей пониженной приспособленности, особенно у детей среднего и старшего дошкольного возраста

2. Создание условий для развития черт характера ребенка, нивелирующих проявление нежелательных в данный момент особенностей темперамента.

Варьируя условия, постепенно, можно приучать ребенка к таким способам деятельности, которые необходимы в  обучающих ситуациях: укладываться в сроки общих занятий, доводить начатие дело до конца, работать в общем темпе, производить необходимую смену деятельности или задерживаться на ней (например, подвижному ребенку). Эта тактика создает условия для преодоления особенностей темперамента навыками, привычками, чертами характера. Именно такая тактика «маскирует» темперамент, но она дает возможность действовать только в типичных обстоятельствах. В Экстремальных условиях опять проявятся свойства темперамента в чистом виде.

3.Усиление положительных качеств в тех или  иных свойствах темперамента и ослабление других .

Например, высокая сенсорная чувствительность- основа развития сенсорных способностей, но в то же время она причина повышенной отвлекаемости, непереносимости сильных раздражителей. Следовательно, нужно стремится не снижать чувствительность ребенка, а уделять внимание созданию оптимальных  условий для развития направленности его деятельности на содержание, требующее тонкого  анализа, наблюдательности. В процессе обучения при благоприятных условиях типологическая тревожность может стать основой развития у ребенка ответственности и организованности деятельности. Тревожность нельзя рассматривают только как отрицательное явление, тормозящее эффективность деятельности. Нет, тревожность может быть и особым условием, стимулирующим активность, саморегуляцию деятельности что обеспечивает им, достаточно высокую продуктивность работы. Чтобы устранить отрицательные моменты тревожности (робость, неуверенность в действиях, иногда повышенную эмоциональную скованность и т.д.), самый эффективный способ - сформировать навыки деятельности, стимулировать переживания успеха. Уговорами тревожность не снять. Только активная деятельность и развитие адекватной самооценки своих возможностей могут снизить ее.

Тактика воздействия на свойства темперамента в другом виде деятельности.

Например, для снижения высокого уровня школьной тревожности иногда эффективен не путь  развития компетентности и навыков развития учебной деятельности, а путь активизации тревожности уровни успеха в общении со сверстниками, который снижает общении со сверстниками, который снижает общий уровень тревожности ребенка.

5.Построение воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуально-психологического стиля деятельности ребенка.

6.Особое место в  работе с детьми старшего дошкольного возраста должна занять тактика опоры на индивидуально - типологические особенности саморегуляции деятельности поведения ребенка.

На основе свойств темперамента происходит регуляция уровня возбуждения, отбор соответствующих раздражителей, адекватных данному механизму усиления или подавления стимуляции, позволяющему сохранить оптимальный уровень возбуждения. Это проявляется в том, что ребенок с высоким напряжением функции развития, сам  стремиться к новым раздражителям, к ситуациям, богатыми свежими впечатлениями, усиливает стимуляцию, а другой, наоборот, подавляет. Этот тип саморегуляции дает возможность вырабатывать индивидуально-типологические стили, с которыми нужно считаться на практике.

7.Тактика предвосхищения, ожидания возможного поведенческого репертуара на замятиях и принятие соответствующих профилактических мер.

Работа не с последствиями а предупреждение нежелательного проявления. Например, воспитатель прекрасно знает о безудержности, эмоциональной возбудимости, повышенной двигательной активности ребенка. Значит, надо заранее предвидеть. Что на занятии в какое-то время такое поведение может появиться, и заранее спланировать, в какое русло эту активность можно направить. Или, например, предусмотреть замедленный темп действий другого ребенка, представив ему дополнительное время для завершения его деятельности. Это тактика  обязывает воспитателей индивидуализировать свою работу по форме и по содержанию. Она определяет проведение занятий по подгруппам; побуждает находить индивидуальные формы организации учебных занятий с некоторыми детьми; заставляет разрабатывать индивидуальные программы.

Каждый темперамент хорош по-своему  на своем месте. Любая индивидуальность человека имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка и не борьбы с ними. А создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

«Учет типа темперамента детей педагогами ДОУ в воспитательно-образовательном процессе»

Учет типа темперамента детей педагогами ДОУв воспитательно-образовательном процессе» Знание типологических особенностей воспитанников, учет типов темперамента существенно повысит эффективнос...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Цель: расширение знаний педагогов о типах темперамента дошкольника и учет свойств темперамента....

«Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в ОД»

1.      Что такое темперамент.2. Признаки, характерные для детей  с разными темпераментами.3.Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например:у ...