Родительское собрание во 2 группе раннего возраста. Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
учебно-методический материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_mart.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание во 2 группе раннего возраста №9 «Солнышко»
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями речевого развития ребенка раннего возраста
• способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;
• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
План проведения:
1. Выступление воспитателя Скороходовой Т. А. по теме:
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
2. «Создаем речевую среду дома» – Сорокина Т. В. - воспитатель
3.познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
4. Советы по развитию речи детей
5. Подведение итогов собрания
6. Памятки для родителей
7. Разное
Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители!
Спасибо Вам за то, что нашли время и пришли к нам.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней: чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Е. Щукина
Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который дает ребенку первые знания и умения. Детский сад, семья, ребенок – это своеобразный треугольник. Главной вершиной которого является - ребенок. Его задача – познать новое, открыть самого себя. А наша задача – помочь ему в этом. Только вместе мы можем помочь малышу в его развитии.
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детишками можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые.
1.Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить ..»
Ваши ответы показали, что дети начали говорить в возрасте до 1года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начали говорить в период с 1 до 2 лет тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.
Этап самого бурного, быстрого освоения детьми речи продолжается в период от 1года до 4 лет. Именно в этот период идет самое интенсивное развитие речи ребенка.
С чего начать?
МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ – обучение происходит через ИГРУ.
Мы и поговорить с вами о том, как создать речевую среду дома, чтобы у ребенка была возможность и дома свою речь развивать. Сейчас некоторые из вас меня слушают и думают: «Когда же мне этим заниматься? Ведь надо и на работу бежать, и дома кучу дел переделать. А к этим занятиям нужно готовиться, да еще и ребенка заставить заниматься!». Спешу вас успокоить. Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на др. занятиях художественно- эстетических (рисование, лепка) музыкальном; а так же вне занятий – в игровой деятельности; в повседневной жизни.
На занятиях по развитию речи мы: читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста). Помогаем детям задавая наводящие вопросы (о чём, о ком читали?, что это?, а это кто? и т. д.)
Для вас родители. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
Идёте домой из д/с или в д/с ПРОСЬБА разговаривайте с ребёнком, рассказывайте о чём ни будь, описывайте всё то, что видите(сейчас зима, холодно, идёт снег ….) или задавайте вопросы если ребёнок говорит (как прошёл день?, Чем занимался?, что кушал? И т.д.
И потом когда вы уже сами забудете, о чём вы рассказывали малыш вам сам всё расскажет, а вы будете удивляться, откуда он всё знает?
Комментирование действий- это обогащение словарного запаса ребенка; накопление пассивного словаря малыша ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова
На художественно- эстетических занятиях мы: рисуем, лепим.
На рисовании мы рисуем и карандашами и пальчиками.
Лепка. Самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука: следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Надо сказать это самые любимые занятия детей
Для вас родители. Не обязательно рисовать только карандашом и на бумаге?
Можно рисовать на снегу и песке палочкой во время прогулки, на запотевшем окне пальчиком если позволите. А пластилин это вообще проблема прилипнет, а если в рот возьмёт? Замените пластилин солёным тестом это и безопасно и полезно.
Большое внимание в своей работе мы уделяем развитию мелкой моторики. Не даром педагоги и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Сухомлинский говорил «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». По тому, как развита мелкая моторика у ребенка, в дальнейшем, судят о готовности обучения в школе. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Для развития мелкой моторики рук мы используем: шнуровки, прищепки, бусы, мозаика и др Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулируют развитие мышления и памяти, внимания; воспитывает эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве. Хорошо известные «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек.
А сейчас мы поиграем с вами.
Проводятся пальчиковые игры с родителями: «Наша группа», «Замок», «Зайка», «Гномики »
«Две сороконожки», которые вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте все вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.
Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.
Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.
- Игры с пальчиками — это не только для развития речи и мелкой моторики, но и радостное общение с близкими людьми.
Так же детям очень необходима гимнастика язычка. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
О чем надо помнить взрослым при развитии речи детей?
- С детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья или подделывания под лепет детей.
- Когда мы говорим с ребенком, очень важно: говорить сначала обычное слово (правильное, а затем «детское».) Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би»
- Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами. Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.
- Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове.
- Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.
- А также занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Надеемся, что все выше сказанное поможет не только развивать правильную, полноценную речь Вашего ребенка, но и избежать появления у него многих дефектов речи.
Дома уделяйте внимание развитию речи ребенка и больше общайтесь с ним. Читайте ребенку сказки, потешки, загадки, стихи и разучивайте их. Поощряйте в семье занятия ребенком рисованием, конструированием и лепкой. Больше бывайте на природе. Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения. Пусть дети радуют Вас. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Форма проведения: семинар –практикумЦель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития де...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Предварительная работа: - Приглашение родителей на собрание. - Экспресс – интервью «Для чего нам нужна речь? »...
Родительское собрание на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» март 2021 год
Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «...
Родительское собрание на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» март 2021 год
Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «...
Родительское собрание в группе раннего возраста. Тема "Развитие речи детей в домашних условиях."
Формирование педагогической компетентности родителей по речевому развитию детей раннего возраста....
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.
Родительское собрание в средней группе на тему: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"...
Конспект родительского собрания для родителей младшей группы по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого...