Родительское собрание в группе раннего возраста. Тема "Развитие речи детей в домашних условиях."
методическая разработка (младшая группа)

Евса Татьяна Александровна

Формирование педагогической компетентности родителей  по речевому развитию детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Развитие речи детей в домашних условиях»

Цель: формирование педагогической компетентности родителей по речевому развитию детей раннего возраста от 2-3 лет.

Задачи: проанализировать речевое развитие детей группы;

обогатить представления родителей о важности проведения работы по развитию речи;

познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития;

с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома;

воспитывать культуру общения;

вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Время проведения: ноябрь.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители, воспитатель.

План проведения.

1. Вступительный этап.

2. Основная часть:

  • «Совсем немного науки»;
  • анализ речи детей группы;
  • дискуссия о формах развития речи в домашней среде;
  • игры на кухне;
  • дыхательные упражнения;
  • пальчиковые игры;
  • артикуляционная гимнастика;
  • игры для формирования звукопроизношения.

3. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия.

    Подготовительный этап

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Обследование и выявление уровня речевого развития детей младшей группы.

3. Изготовление памятки для родителей, оформление родительского центра по теме собрания.

     Организационный этап

     Оформление выставок:

• картины по обучению детей 2-3 лет развитию речи

• «Что читаем» (детская художественная литература);

       Вступительный этап

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья — это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача — познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет! Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме — в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи. Тема собрания: «Развитие речи детей в домашних условиях». Надеюсь, что вы примите активное участие.

Основная часть.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Задание. Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребенка и объясните свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого — образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

(Обсуждение.)

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

Особенности развития речи у детей 2-3 лет.

В 2 года многие дети уже балаболят. У них активно развивается артикуляционный аппарат. Помимо простых звуков, которые они с лёгкостью произносили в год (гласные + «б», «п», «м») появляются более сложные, вроде «ф», «в», «ш», «ж», «с», «ч».

Звуки «р» и «л» в 3 года у ребёнка вряд ли получится выговорить, так как они сложные и появляются ближе к 5 и 6 году. Тут главное — терпение, умение наблюдать за своим ребёнком и уверенность в том, что всему своё время.

Не стоит беспокоиться, если малыш путает местами слоги, не произносит начало слов или, наоборот, проглатывает окончание. Это не критично, ведь он узнает речь, и такие непроизвольные ошибки будут встречаться в ней вплоть до 4 лет.

Совершенствуются все стороны речи. Очень быстро растет словарь. Если в 2 года он в среднем составляет 270 слов, то в 2,5 года - 400-500, в три - 800-900, а иногда и более 1000. Ребенок буквально на лету схватывает и повторяет не только новые слова, но и целые обороты речи. В речи детей появляются глаголы, причем они могут употребляться в прошедшем и будущем времени.

Кроме глаголов, существительных в речи детей широко представлены местоимения (личные и притяжательные: я, мы, мой, твоя и т.д.). Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается количество прилагательных и наречий. Это позволяет ребенку оформлять свои мысли и выражать их в предложении. Малыш настолько уже владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал, ребенок с легкостью запоминает стихи, песни, сказки. Речь становится более выразительной, ярко отражает различные чувства и переживания ребенка.

Анализ речи детей группы

До родительского собрания мы провели обследование речи детей нашей группы. Были получены следующие результаты.

(Результаты даются в обобщенном виде.)

Работа по развитию речи ребёнка в ДОУ осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи  и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи своего ребенка? Что вы делаете? (ответы родителей)

Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.

Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

Разговаривайте со своим ребенком чаще, рассказывайте ему о прошедших событиях и о том, что предстоит. В этом возрасте ребенок готов слушать о чем угодно, лишь бы говорили ему и для него. Очень хорошо можно использовать для общения, получения новых впечатлений время по дороге в детский сад и домой. Сейчас наступила зима, о чем можно рассказать ребенку, на что обратить внимание? (Предложения, рассказы родителей).

В 2-3 года малыш уже должен хорошо понимать речь, выполнять самые простые инструкции. Например, мама показывает на чашку и говорит: «Возьми чашку». И ребёнок выполняет просьбу. Более того, многие дети способны воспринимать сложные инструкции: «Пойди в комнату и принеси чашку со стола». Если ребёнок адекватно реагирует на просьбы взрослых, но сам ограничен в словах, пока не стоит акцентировать на этом внимание.

Старайтесь обсуждать с крохой, что происходит вокруг. Не ограничивайтесь предложениями с употреблением только простых слов, вроде дерева, машины или собаки. Копните немного вглубь, увеличивайте пассивный словарный запас малыша. Например, гуляя по парку, расскажите, чем клён отличается от осины или ели. Разбирайте цельные «образы» по частям: «Под землёй у дерева есть корни, над землёй — ствол, ветки и листочки. Все листья вместе с ветками называются кроной».

Игры на кухне.

Для общения можно использовать любой удобный момент. Готовите на кухне или моете посуду, а ребенок крутится рядом, предложите ему поиграть. Например, в игру «Назови предмет», «Найди предмет», «У кого какие детки?» (показ иллюстраций, картин) . Учите ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.). 

Во время игр с ребенком учите его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства), закрепляйте названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.), некоторые действия и взаимоотношения, признаки, обозначающие величину, цвет, вкус, учите использовать эти слова в речи.

Полезны разнообразные речевые задания: «Повтори слово», «Покажи, как жужжит жук: ж-ж-ж-ж-ж-ж; шумит пылесос: ш-ш-ш-ш-ш; течет водичка: с-с-с-с-с; зудит пчела: з-з-з-з-з-з; словесные поручения: «Подойди к папе и скажи … », «Пойди позови … », «Подойди к бабушке и попроси … », «Спроси у дедушки … » и т. д.

Рассказывайте, читайте детям сказки. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Задание. Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

Поиграйте с детьми дома в игры на развитие слухового внимания:

Игра «Хлоп-топ».

Мама тихо хлопает в ладоши — ребенок прыгает, мама затопала — ребенок бежит к ней.

Игра «Узнай что звучит»

Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком,

переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. — ребенок должен сказать, что сделала мама.

Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит (машина); Кто кричит (ребенок) и т.д.

Игры на развитие речевого дыхания.

Игра «Пускание корабликов».

Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).

Игра «Поздоровайся» — как здоровается курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му-му-му) и т.д. Следить чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.

Игры на развитие силы голоса.

Игра «Позови» Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!» Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.

Игра «Взрослые и детки» мама — мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.

Игра «Дует ветер» сильный ветер, ребенок (гудит) — у — у -у (громко), слабый ветерок у — у — у (тихо).

Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи.

Кроме постоянного общения, чтения сказок, словесных игр, очень полезно развивать движения рук и пальчиков. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированный тонких движений пальцев руки человека. Для развития тонких движений пальцев стоит использовать пальчиковые игры. А вы знаете какие-нибудь игры? (привести пример музыкальных и обычных пальчиковых игр)

Можно поручить ребенку рассортировать крупу, выложить из гороха, мелких пуговиц вместе с ребенком узоры, картинки. Очень полезно расстегивать пуговицы, кнопки, замочки, шнуровать ботинки.

Дыхательные упражнения.

Для того, чтобы у ребенка правильно развивалась речь, его надо учить правильно дышать. Используйте такие упражнения: «подуем на снежинку», «сделай бульк», «свистульки», «мыльные пузыри».

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания. Дудочки и свистульки. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут (проводится артикуляционная гимнастика): «шарик» - надуть щёки, сдуть щёки, «вкусное варенье» - облизать верхнюю губу, «часики» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка, как часовую стрелку, переводить из одного уголка рта в другой.

Игры для формирования звукопроизношения.

Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»;по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.

Речевая игра «Насос»

Предложить ребенку взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

От-от-от – полосатый кот.

Та-та-та – увидели кота.

Ту-ту-ту – подошли к коту.

Том-том-том – поиграй с котом.

Та-та-та – хвостик у кота.

Те-те-те – помним о коте.

В игре «Кто дольше?» очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные.

Игра «Повторяй за мной» формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат. Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог. Прибежала детвора—ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ногу выше, шаг смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей. Мы увидим листопад—пад-пад-пад, пад-пад-пад. Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чай.  

Итог родительского собрания:

- родители задают вопросы на уточнение.

- проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.

Родители получают памятки для родителей по развитию речи детей и артикуляционную гимнастику «Зоопарк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе раннего возраста/ Тема: «Адаптация детей и взаимодействие ГБДОУ с семьей»

Данный материал содержит не только описание родительского собрания, но и анкету для родителей, памятки (о режиме и посещении детского сада), вопросник для родителей....

Мастер-класс на родительском собрании в группе раннего возраста на тему: «Многофункциональное сенсомоторное пособие «Шарокат»» изготовление и применение в домашних условиях

Обогатить опыт в семье знаниями дидактических игр, способствующих сенсорному воспитанию ребенка, вызвать желание родителей использовать дидактические игры по сенсорике  в общении с ребенком....

Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»

Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родите...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»...

Проект проведения родительского собрания в группе раннего возраста. Родительская гостинная "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"

Сегодня, следуя принципаи ФГОС, общние педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценке партнера по общению. Данное общение рассматрива...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...