Бить или не бить
консультация

Булгакова Оксана Борисовна

Данная консультация для родителей содержит материал о современном подходе к наказаниям детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bit_ili_ne_bit.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Меняются времена, меняются  методы поощрения и наказания детей, но один из самых важных вопросов, на который пытается дать ответ не одно поколение родителей – стоит ли прибегать к ремню, если вы хотите наказать ребенка?

Конечно, большинство видят в этом крайнюю меру, последний аргумент в иссякшем родительском словесном наставлении, самый хороший способ внушения на тот случай, если другие способы уже не приносят должного результата. Другая половина родителей, считает, что прибегать к насилию в педагогике недопустимо, что есть масса более достойных способов влияния на детский ум – а рукоприкладство никогда не пойдет на благо, чем бы его не мотивировали.

Существует масса аргументов в пользу более мягких воспитательных мер. 

 Во-первых физическое наказание (банальный ремень по мягкому месту) – процедура крайне унизительная, а потому эффект от нее скорее негативный, чем положительный.

 Второе – бытует мнение, что урок, закрепленный побоями, лучше усвоится ребенком. Ничего подобного! По несчастью, детская память одинаково сглаживает как плохие, так и хорошие воспоминания, так что спустя какое-то время одинаково забудется и проступок, который был наказан ремнем, и благое дело, поощренное чем-то приятным.

 А бывает и так, что наказание, каким бы заслуженным не казалось оно родителям, кажется не справедливым ребенку (конечно, ведь в жизни не бывает чего-либо абсолютно белого и чего-либо абсолютно черного, и у любого, пусть даже у самого отвратительного проступка, может быть добрый и светлый мотив). Такое ребенок запомнит на всю жизнь и хорошо, если, повзрослев, однажды вспомнит про этот случай и постарается понять и простить родителей. Хуже, если несправедливость останется занозой где-то в подсознании и при определенных обстоятельствах помешает человеку принять правильное решение.

 Третье – применение ремня значительно подрывает авторитет слов взрослых. Грубо говоря, если вы были единожды вынуждены прибегнуть к этой крайней мере, все, что страшило ребенка до этого, будет не таким значимым, а значит, в следующий раз к этой мере придется прибегать снова и снова. А теперь представьте, что из любящего родителя, вы превращаетесь в заправского палача, который только и может, что размахивать своим грозным орудием, и ничто другое для ребенка больше не аргумент.

 В конце концов, даже если вы вознамерились просто угрожать страхом физической расправы, рано или поздно вы должны перейти к делу, так как после пятого или десятого «А то выпорю!» эта угроза уже не будет казаться чем-то реальным, а только грозной фигурой речи.

Как же поступать в тех случаях, когда строптивый ребенок абсолютно вышел из повиновения, а использовать ремень вы зареклись?

Попробуем рассмотреть варианты.

 Начнем с того, что не всякое непослушание является проявлением испорченности ребенка. Зачастую, неадекватное поведение свидетельствует о том,

что ребенок либо не понимает, что от него хотят, либо пребывает в стрессовой ситуации, либо пытается привлечь к себе внимание. И всего-то.

 Однако, как бы просто не звучали первопричины, они свидетельствуют о негативный процессах в семье в целом, а значит для того, что бы преодолеть проблему с детским хулиганством и непослушанием, придется изменится не только ребенку, но и родителю.

 Во всех случаях, алгоритм действия выглядит приблизительно одинаково – в конфликтную ситуацию (в особенности, если ребенок пребывает в истерике) не стоит сразу бросаться с головой, нужно переждать, чтобы улеглись страсти. Например, переключить на что-то внимание ребенка (игрушки, уборка в комнате, или даже сон), а уже затем, когда ребенок успокоится, спокойно обсудить с ним ситуацию.

 При этом разговор стоит провести мягко, без нажима, но и без лишних «уси-пуси», чтобы ребенку, в каком бы возрасте он не был, стало понятно, что это серьезная беседа и говорить стоит серьезно и откровенно. Обстоятельно расспросите малыша, почему он так себя повел, при каких обстоятельствах он бы так поступил снова, что бы помешало ему так поступить, осознает ли он свою провинность. В свою очередь, вы должны спокойно объяснить ребенку, почему так поступать нельзя.

Пусть даже об этом говорилось не один раз. Далее должно последовать само наказание или его обсуждение. 

При этом вы должны быть максимально последовательны в действиях – если проступок совершен впервые, возможно, стоит обойтись строгим предупреждением – вы должны пояснить, что будет ребенку за то, что он повторит свой проступок, как это будет неприятно и вам и ему, и как будет плохо, когда малыш будет наказан.

 В том же случае, если проступок был совершен не впервые, должно последовать наказание. Но какое?

Чтобы понять, как наказывать ребенка, вы должны глубоко осознавать рычаги своего влияния и понимать, какие действия ребенок воспримет как наказание.

Скорее всего, у вас два пути – пойти по пути лишения или по пути исправительных работ. И если с лишениями все очевидно – неделя без телевизора или компьютера, никаких карманных денег, табу на прогулки с друзьями или никаких походов в кино или цирк, то какими должны стать исправительные работы вам может показаться непонятным.

 Попробуем разъяснить – в качестве наказания вы можете выбрать любое, механически повторяющееся действие, достаточно растянутое во времени, чтобы ребенку это не только успело наскучить, но забрать львиную долю его неуемной энергии, сил, а так же времени, которое он с удовольствием потратил бы на что-то другое.

 Скажем, можно заставить его как в сказке про Золушку перебирать крупу, скажем, отбирая рис от гречки или горох от чечевицы. Дело в том, что такое наказание, может заставить ребенка серьезно обдумать свой проступок, и убедится в том, что лучше бы ему такого больше не делать.  И если с наказанием более-менее разобрались, то как быть с профилактикой? Ведь она обязательно должна быть.

Само собой, ищите причину плохого поведения своего ребенка в себе, и от части в том окружении, что есть вокруг вашего крохи. Не провоцируйте ребенка на проступки, заблаговременно обсуждайте с ним грядущие стрессовые ситуации, проясняйте причинно-следственные связи, больше говорите со своим сыном или дочерью.

 И, самое важное, всегда выполняйте обещанное! Тогда вашим словам будет цена на вес золота, и ваш малыш будет уважать и доверять вам.

Педагог-психолог Булгакова О.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наказание: бить или бить?

Взрослый шлепает своего ребенка не для того, чтобы намеренно причинить ему боль, и даже не потому, что руководствуется в этот момент определенным методом воспитания. Обычно подобные поступки совершают...

Наказание: бить или не бить?

Взрослый шлепает своего ребенка не для того, чтобы намеренно причинить ему боль, и даже не потому, что руководствуется в этот момент определенным методом воспитания. Обычно подобные поступки совершают...

Бить или не бить... в ответ?

Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Нужно ли делать это на самом деле?....

"Битый битого везет"

Артикуляционная гимнастика, работа над дыханием, знакомство со сценарим,работа над спектаклем...

Рубрика " Бить или не бить"

Жаркие споры о физическом наказании детей....

Бить или не бить - вот в чем вопрос...

консультация для родителей...