Консультация для родителей второй младшей группы.
статья (младшая группа)

Мельник Оксана Анатольевна

В основе данной консультации лежит рассмотрение детско-родительских отношений в контексте диалогического подхода к межличностным отношениям, который разработан в философии (М.М. Бахтин, М. Бубер, СЛ. Франк, СЛ. Рубинштейн и др.) и развивается в отечественной психологии (В.А. Петровский, В.И.Слободчиков, Е.О.Смирнова и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей второй младшей группы.

Тема: «Детско-родительские отношения»

Оказывается, что совсем непросто научиться любить своих детей. Любовь к своему ребёнку предполагает непрерывное изучение его потребностей и способностей, стремление создать обстановку, в которой удовлетворялись бы его потребности и развивались бы его способности.

В любви к ребёнку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя.

В основе данной консультации лежит рассмотрение детско-родительских отношений в контексте диалогического подхода к межличностным отношениям, который разработан в философии (М.М. Бахтин, М. Бубер, СЛ. Франк, СЛ. Рубинштейн и др.) и развивается в отечественной психологии (В.А. Петровский, В.И.Слободчиков, Е.О.Смирнова и др.)

Согласно этому подходу, отношения между людьми основаны на двух противоположенных началах: предметном - когда другой выступает как объект познания, оценки, управления и личностном - в котором другой является самоценной, целостной личностью, не сводимой к своим частным проявлениям. Если первый аспект определяет обособленность и противопоставленность людей, то второй отражает их общность, причастность друг к другу.

Применительно к родительскому отношению личностное начало проявляется в чувствительности к состояниям и переживаниям ребёнка, безусловной любви к нему, признании и ориентации на индивидуальность, выраженной эмоционально - аффективной связи с ним. Предметное начало выражается в ориентации на формирование определённых качеств, черт личности, в требовательности, в конкретных ожиданиях и оценочной позиции к ребёнку. Это означает, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. Поскольку «предметное» (частичное) и «личностное» (целостное) начала образуют два полюса, между которыми существуют конкретные отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения. Конкретные варианты отношения могут определяться относительной выраженностью и содержательным наполнением предметного и личностного начала.

 Для родителей детей раннего возраста характерна ориентация на благополучие и эмоциональный комфорт ребёнка («Главное чтобы он был весёлый и счастливый»). Родители поддерживают детскую активность, помогают осваивать новые действия, о чём свидетельствует преобладание содействующего стиля поведения. Однако, наряду с поддержкой, родитель вынужден постоянно контролировать и ограничивать активность ребёнка. Эта тенденция связана с повышенной ориентацией на формирование произвольности ребёнка, которая в раннем возрасте связана с соблюдением запретов и выполнением правил поведения, и строгом стиле воспитания. Таким образом, для родителей двухлетних детей основное напряжение связано с аппозицией «счастливое детство ребёнка» - «послушанием, ум, подчинение».

Родители детей дошкольного возраста настроены на признание их интересов, специфических детских видов деятельности, поддержание инициативности ребёнка. Об этом свидетельствуют ярко выраженное личностное начало в родительских отношениях, ориентация на развитие воли ребёнка и гибкий, ситуативный стиль взаимодействия с ним. Вместе с тем этот возраст - период подготовки ребёнка к школе, что отражается в повышенной значимости интеллектуального развития. Противоречие между повышенной значимостью творческого самовыражения ребёнка и ориентацией на его умственное развитие как главное условие будущих успехов в школе, составляет главную оппозицию личностного и предметного начала в отношении родителей к детям дошкольного возраста.

Выявленные тенденции побуждают соотнести их с периодизацией психического развития по Д.Б.Эльконину, в которой выделяются возраста преимущественного освоения мотивационно-смысловых и операционно-технических аспектов деятельности.  

Не все родители знают, что раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет ещё навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку

 Г.Г. Григорьева отмечает: «В общении с родителями педагог может и должен достаточно просто и убедительно объяснить, в чем суть и смысл этой деятельности в раннем возрасте, как малыш её осваивает и развивается при этом. Нужно раскрыть родителям возможности общения с ребёнком, развивающего их малыша в условиях этого вида деятельности.

     Ведущий тип отношения к миру - ориентировка на предметы - реализуется уже не только в обычной предметно-орудийной деятельности, но и в образном отражении, т.е. находит выражение в изобразительной деятельности (в основном интересующие ребёнка предметы, явления природы). При этом у детей сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы - часть интересного для малыша предметного мира.  

 Примерно с трёх лет, отмечает В.В. Давыдов, начинает складываться собственно-личностное или творческое содержание деятельности ребёнка, он может различать и называть эмоции. Но все ли взрослые задумываются о том, что такое эмоции? Какие эмоции испытываем мы в данный момент?

Как ребёнок сможет изобразить эмоции и свои чувства, не умея распознавать их?

 Способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека формируется в дошкольном возрасте в процессе взаимодействия ребёнка с близкими взрослыми, что именно семья формирует предпосылки для развития его эмоциональных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей второй младшей группы "Закаливание детей дошкольного возраста"

Закаливание - это образ жизниГиппократПод закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (повышенная или пониженная ...

Консультация для родителей. Вторая младшая группа. "Как играть с ребенком 3-4 лет".

«Игры с ребенком 3-4 лет  в домашних условиях»Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его...

Подборка консультаций для родителей Вторая младшая группа

Консультации для родителей второй младшей группы...

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»...

Консультация для родителей второй младшей группы.

Консультация для родителей.Театр на кухонном столе            Кухня одно из любимых мест в каждом доме. Здесь тепло и уютно, даже когда в других ...

Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...

Консультация для родителей второй младшей группы «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми ...