Консультация для родителей второй младшей группы.
статья (младшая группа)
В основе данной консультации лежит рассмотрение детско-родительских отношений в контексте диалогического подхода к межличностным отношениям, который разработан в философии (М.М. Бахтин, М. Бубер, СЛ. Франк, СЛ. Рубинштейн и др.) и развивается в отечественной психологии (В.А. Петровский, В.И.Слободчиков, Е.О.Смирнова и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей второй младшей группы.
Тема: «Детско-родительские отношения»
Оказывается, что совсем непросто научиться любить своих детей. Любовь к своему ребёнку предполагает непрерывное изучение его потребностей и способностей, стремление создать обстановку, в которой удовлетворялись бы его потребности и развивались бы его способности.
В любви к ребёнку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя.
В основе данной консультации лежит рассмотрение детско-родительских отношений в контексте диалогического подхода к межличностным отношениям, который разработан в философии (М.М. Бахтин, М. Бубер, СЛ. Франк, СЛ. Рубинштейн и др.) и развивается в отечественной психологии (В.А. Петровский, В.И.Слободчиков, Е.О.Смирнова и др.)
Согласно этому подходу, отношения между людьми основаны на двух противоположенных началах: предметном - когда другой выступает как объект познания, оценки, управления и личностном - в котором другой является самоценной, целостной личностью, не сводимой к своим частным проявлениям. Если первый аспект определяет обособленность и противопоставленность людей, то второй отражает их общность, причастность друг к другу.
Применительно к родительскому отношению личностное начало проявляется в чувствительности к состояниям и переживаниям ребёнка, безусловной любви к нему, признании и ориентации на индивидуальность, выраженной эмоционально - аффективной связи с ним. Предметное начало выражается в ориентации на формирование определённых качеств, черт личности, в требовательности, в конкретных ожиданиях и оценочной позиции к ребёнку. Это означает, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. Поскольку «предметное» (частичное) и «личностное» (целостное) начала образуют два полюса, между которыми существуют конкретные отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения. Конкретные варианты отношения могут определяться относительной выраженностью и содержательным наполнением предметного и личностного начала.
Для родителей детей раннего возраста характерна ориентация на благополучие и эмоциональный комфорт ребёнка («Главное чтобы он был весёлый и счастливый»). Родители поддерживают детскую активность, помогают осваивать новые действия, о чём свидетельствует преобладание содействующего стиля поведения. Однако, наряду с поддержкой, родитель вынужден постоянно контролировать и ограничивать активность ребёнка. Эта тенденция связана с повышенной ориентацией на формирование произвольности ребёнка, которая в раннем возрасте связана с соблюдением запретов и выполнением правил поведения, и строгом стиле воспитания. Таким образом, для родителей двухлетних детей основное напряжение связано с аппозицией «счастливое детство ребёнка» - «послушанием, ум, подчинение».
Родители детей дошкольного возраста настроены на признание их интересов, специфических детских видов деятельности, поддержание инициативности ребёнка. Об этом свидетельствуют ярко выраженное личностное начало в родительских отношениях, ориентация на развитие воли ребёнка и гибкий, ситуативный стиль взаимодействия с ним. Вместе с тем этот возраст - период подготовки ребёнка к школе, что отражается в повышенной значимости интеллектуального развития. Противоречие между повышенной значимостью творческого самовыражения ребёнка и ориентацией на его умственное развитие как главное условие будущих успехов в школе, составляет главную оппозицию личностного и предметного начала в отношении родителей к детям дошкольного возраста.
Выявленные тенденции побуждают соотнести их с периодизацией психического развития по Д.Б.Эльконину, в которой выделяются возраста преимущественного освоения мотивационно-смысловых и операционно-технических аспектов деятельности.
Не все родители знают, что раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет ещё навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку
Г.Г. Григорьева отмечает: «В общении с родителями педагог может и должен достаточно просто и убедительно объяснить, в чем суть и смысл этой деятельности в раннем возрасте, как малыш её осваивает и развивается при этом. Нужно раскрыть родителям возможности общения с ребёнком, развивающего их малыша в условиях этого вида деятельности.
Ведущий тип отношения к миру - ориентировка на предметы - реализуется уже не только в обычной предметно-орудийной деятельности, но и в образном отражении, т.е. находит выражение в изобразительной деятельности (в основном интересующие ребёнка предметы, явления природы). При этом у детей сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы - часть интересного для малыша предметного мира.
Примерно с трёх лет, отмечает В.В. Давыдов, начинает складываться собственно-личностное или творческое содержание деятельности ребёнка, он может различать и называть эмоции. Но все ли взрослые задумываются о том, что такое эмоции? Какие эмоции испытываем мы в данный момент?
Как ребёнок сможет изобразить эмоции и свои чувства, не умея распознавать их?
Способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека формируется в дошкольном возрасте в процессе взаимодействия ребёнка с близкими взрослыми, что именно семья формирует предпосылки для развития его эмоциональных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей второй младшей группы "Закаливание детей дошкольного возраста"
Закаливание - это образ жизниГиппократПод закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (повышенная или пониженная ...

Консультация для родителей. Вторая младшая группа. "Как играть с ребенком 3-4 лет".
«Игры с ребенком 3-4 лет в домашних условиях»Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его...

Подборка консультаций для родителей Вторая младшая группа
Консультации для родителей второй младшей группы...

Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...
Консультация для родителей второй младшей группы «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми ...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно- действенного мышления, активным...
Консультация для родителей второй младшей группы «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и...