Пальчиковая гимнастика.
статья

Новак Татьяна Михайловна

Что происходит когда ваш малыш выполняет пальчиковую гимнастику ?  С какого возраста нужно начинать.Как она влияет на речь малыша.Как развивается память ,мышление и фантазии ребенка. Эта статья о самых важных этапах развития вашего малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пальчиковая гимнастика.399.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 
  6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. 

С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО НАЧИНАТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ? 

Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. 

Начинать можно с ежедневного массажа кистей рук и пальцев по 2-3 минуты: 
1) поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз; 
2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк; 
3) растирать пальчики спиралевидными движениями. 

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. 
  2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, если не предусмотрено участие обеих рук. Затем — другой рукой. После этого — двумя одновременно. 
  3. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. 


ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ГРУППЫ:

I группа. Упражнения для кистей рук: 
— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких, чётких движений; 
— учат напрягать и расслаблять мышцы; 
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; 
— учат переключаться с одного движения на другое. 

Например, упражнение «ФЛАЖКИ» 
Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы. 
Я в руках флажки держу 
И ребятам всем машу! 

Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. «Два»: левая рука — опущена вниз, правая рук — поднята вверх. 

Упражнение «ФОНАРИКИ»
Согнутые в локтях руки держим перед собой на уровне лица. Пальцы немного согнуты, как будто каждая рука держит яблоко. В таком положении крутим кисти рук вправо-влево.
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
___________________________________
II группа. Упражнения для пальцев условно статические: 
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. 

Например, упражнение «УЛИТКА» 

Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу. 

Улитка, улитка! 

Высуни рога! 

Дам тебе я хлеба или молока! 

https://fs-th02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/89f49ee23997a566d316f936358043b7.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/500

«ПЧЕЛА» 

Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем. 

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, 

Над цветами я кружу! 

«ШАРИК» 

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой. 

(Ладони сложены перед собой. Начинаем разводить ладошки в стороны, но чтобы кончики пальцев обеих рук соприкасались: большой с большим, мизинец с мизинцем и т.д. — это надутый шарик).

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел 

—Стал он тонкий и худой!

(Схлопываем ладошки вместе в исходное положение).

III группа

Упражнения для пальцев динамические: 

— развивают точную координацию движений; 

— учат сгибать и разгибать пальцы рук; 

— учат противопоставлять большой палец остальным. 

Упражнение «СЕМЬЯ» 

Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. 

Этот пальчик — дедушка, 

Этот пальчик — бабушка, 

Этот пальчик — папочка, 

Этот пальчик — мамочка. 

Этот пальчик — это Я. 

Вот и вся моя семья. 

На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы. 

https://fs-th02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/e23437aefc7f7cca17afa0a41594a6df.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/379

«ЗАЙКА»

Зайчик прыг, зайчик скок,

(Пальчики собрать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить).

Спрятался он под кусток.

(Одну ладонь собрать в кулачок, обнять её второй ладошкой).

Под кусточком — молчком,

(Указательный пальчик прикладываем в губам — знак тишины).

Только ушки — торчком.

(Вновь показываем «зайку»: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить).

«ЖИЛИ-БЫЛИ ЗАЙЧИКИ»

Жили-были зайчики

(На «жили-были» делаем упражнение «фонарики» — покрутить кистями рук перед собой. Затем показываем «зайчиков» одной или двумя руками: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить).

На лесной опушке,

(Руки с растопыренными пальцами поднять вверх — это деревья, затем ровные ладони опускаем горизонтально — это опушка).

Жили-были зайчики

(Повторяем упражнения «фонарики», затем «зайчики»).

В беленькой избушке.

(Руки поднимаем и соединяем их над головой пальчиками — это крыша домика).

Мыли свои ушки,

(Показываем одной рукой «зайчика», пальчиками второй руки проводим по указательному пальцу «зайчика», по среднему пальца — моем ушки).

Мыли свои лапочки,

(Потереть правой рукой левую руку и наоборот — как будто моем руки).

Наряжались зайчики,

(На «наряжались» руки опускаем вниз и крутим кистями)Надевали тапочки.(топаем ножками).

«КОТИК»

Выйдет котик в огород —

(«Идём» пальчиками по столу).

Всполошится весь народ:

И петух, 

(Показываем петушка: кончики указательного и большого пальцев соединены, остальные 3 пальца свободно подняты — гребешок).

И курица 

(Показываем курочку: все пальчики соединяем кончиками — голова курочки).

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

(Машем ручками к себе — зовём к себе).

Станут котю угошать.

(Руки ладошками вверх протягиваем вперёд — как будто даём угощение).

ПОМНИТЕ! 

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. 

Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами. 

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

https://fs-th02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1dd5ce81a5ae4400b566d34259af4c76.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/188


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...