Консультация "Речевая готовность к школе" 10.04.2019г.
консультация (подготовительная группа)

Угорец Елена Львовна

Современная действительность предъявляет высокие требования к ребенку. В первую очередь это касается школьного образования. Мало определить ребенка в хорошую школу, надо еще сделать так, чтобы он умел получать знания, которые ему там дают. То есть надо подготовить ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность к школе

Современная действительность предъявляет высокие требования к ребенку. В первую очередь это касается школьного образования. Мало определить ребенка в хорошую школу, надо еще сделать так, чтобы он умел получать знания, которые ему там дают. То есть надо подготовить ребенка к школе.

Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как раньше.

Речевая готовность к школе подразумевает:

- развитие общения и речевой коммуникации;

- необходимый словарный запас;

- определенный уровень сформированности грамматического строя речи и навыков словообразования;

- возможность элементарных практических обобщений в области различных явлений языка;

- умение связно рассказывать и пересказывать (связная речь);

- сформированный фонематический слух;

- самостоятельные высказывания должны  отличаться полнотой, логической последовательностью. 

Речевая коммуникация.

К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться нормами речевого этикета.

Словарь.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточный словарный запас.В словаре 6 – 7 летнего ребёнка должны быть все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы; он должен активно использовать антонимы (грустный – весёлый, молодой – старый, высоко – низко), синонимы (пёс – собака, псина).

Словарный запас в этом возрасте должен составлять от 4 до 5 тыс. слов.

Одним из критериев достаточного словарного запаса является знание  обобщающих понятий: «Мебель», «Овощи», «Фрукты» и т.д.

Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь:

- во – первых, сами говорить правильно;

- во – вторых, больше времени находить для общения с ребёнком;

- в – третьих, заниматься с ним.

Грамматический строй речи.

Перед школой проверьте, как будущий первоклассник пользуется предложениями: простыми и сложными.

Ребёнок должен употреблять в своей речи различные союзы, которые соединяют простые предложения в сложные.

    Важно также, чтобы не было ошибок при изменении слов.

2 функции – словообразование и словоизменение – формируются у ребёнка не одновременно, словоизменение в норме присутствует у ребёнка к 4-м годам, словообразование – к 7 годам.

Овладение грамматическим строем языка – очень важный показатель не только речевого, но и общего развития ребёнка.

 Когда у ребёнка большой словарный запас – это замечательно, но не менее важно владеть умением грамотно строить предложения. Это позволяет ребёнку:

·        понятно высказываться,

·        точно выражать свои мысли,

·        нормально общаться со сверстниками, и с взрослыми.

Слова нужно правильно согласовывать между собой, правильно изменять и образовывать новые.

Связная речь.

     К 7 годам ребёнок должен свободно:

·        описывать картинку, игрушку, предмет;

·        давать характеристику различным явлениям;

·        уметь передавать содержание сказки, фильма, спектакля;

·        составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст – не просто перечислением событий, а именно повествованием, в котором соблюдается логическая последовательность изложения, законченность мысли.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.

Именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут выявить причинно-следственные отношения. Эти недостатки особенно ощутимы у детей, имеющих общее недоразвитие речи. 

Формирование слоговой структуры слова: умение повторить и самостоятельно произнести сложное слово.

Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы.

Фонематическая система является основой устной и письменной речи.

Фонематическая система включает следующие компоненты:

- фонематическое восприятие;

- фонематическое представление;

- фонематический анализ и синтез.

Недоразвитие любого из этих компонентов фонематической системы может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем и к затруднениям при обучении грамоте.

Проблемы формирования навыков письма и чтения затрудняют усвоение программы по русскому языку, а также по другим школьным предметам. Это связано с тем, что речь является средством получения и выражения знаний. В результате учащиеся зачисляются в разряд неуспевающих.

Чтобы успешно освоить чтение и письмо необходимо:

- определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах;

- различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие (ознакомление с характеристикой звуков);

- находить ударный слог и звук в словах;

- выделять из речи слова;

- ориентироваться в его слоговой структуре.

Значительное количество будущих первоклассников страдает речевой патологией. Отклонения в речевом развитии детей, поступающих в первый класс, носят различный характер и по - разному  сказываются на общем развитии ребёнка. Однако без оказания своевременной логопедической помощи они приводят к стойким специфическим ошибкам в письме и чтении (дисграфия и дислексия).

Мы уверены, что наше сотрудничество

окажется результативным!

          Учитель -  логопед: Угорец  Елена  Львовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Консультация для родителей детей с заиканием,  освещается самый важный аспект работы - переход ребенка из детского сада в школу....

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...