" Ребёнок - не маленький взрослый"
консультация

Шипилова Наталия Васильевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Ребёнок – не маленький взрослый.

Многие трудности и даже ошибки воспитании детей связаны с тем, что родители не могут и не пытаются понять психологию своего ребёнка. Взрослые обращаются и общаются со своим малышом так, как будто он такой же, как они сами. До сих пор ещё бытует мнение, что ребёнок – это маленький и несовершенный взрослый: он такой же, как мы, только многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими желаниями и эмоциями, не умеет читать, считать, решать задачки и пр. Но это далеко не так.

Внимательные родители, наблюдая за своим ребёнком, хорошо знают, как мало он похож на взрослых. Он иначе думает, иначе чувствует, иначе видит и очень многого не может. Когда хотят охарактеризовать неумения взрослого человека, обычно говорят: « Беспомощен, как малое дитя», давая тем самым негативную оценку либо отдельным его качествам, либо личности в целом. Если такая оценка справедлива по отношению к взрослому человеку, то она неприменима к ребёнку. А мамы и папы очень часто сердятся на малыша за то, что он ведёт себя по – детски: « Какой ты глупый», « Руки у тебя есть ( глаза, уши)?», « Прекрати заниматься глупостями! ( играть, например)», « Немедленно ложись спать! », « Иди кушать!» и т.д. Для того чтобы избежать подобных и многих других родительских ошибок, нужно знать, почему ребёнок поступает так, а не иначе, и научиться разумно управлять его поведением.

« Искусство воспитания, - по словам К.Д.Ушинского, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически почти все признают, что воспитание требует терпения…Но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, необходимы ещё и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания и могли бы всех убедить в этом ». Постоянное движение ребёнка вперёд, появление нового, переход от элементарных  реакций к сложным осмысленным действиям – всё это факты, характеризующие психическое развитие. Все дети разные, но у всех есть нечто общее, то, что их объединяет. Все дети проходят определённые этапы, или стадии, развития.

Новорожденный, младенец, 3-летний малыш, ребёнок 7 лет – на каждом этапе дети меняются так сильно, что порой бывает трудно вспомнить, каким ребёнок был год или 3 года назад.

Беспомощное существо, которое не может прожить без вас и нескольких часов, - новорожденный.

Через полгода – забавный малыш, который умеет сидеть, хватать игрушки, радоваться вашему присутствию.

Проходит ещё несколько месяцев – ребёнок начинает ходить, говорить.

Пройдёт 2 года, и родители впервые почувствуют серьёзные трудности воспитания.

Трёхлетний ребёнок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность.3 – летний ребёнок владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много у3меет, задаёт бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему.

Проходит ещё несколько лет, и ребёнок уже умеет считать, решать элементарные арифметические задачки, знает буквы, нередко читает. Любит слушать, рассматривать, запоминать, обдумывать. Ребёнок ориентируется в системе человеческих взаимоотношений, умеет сдерживаться, оценивать свои поступки и поступки других людей. В рисунках, играх, конструкциях дети воплощают свои замыслы.

И всё – таки при всех стремительных и прогрессивных изменениях, которые происходят в дошкольном возрасте, дошкольник остаётся ребёнком. Дети воспринимают мир, себя и окружающих людей совершенно иначе, чем взрослые.

В общих чертах главное отличие мировосприятия ребёнка можно обозначить как отсутствие сложившихся представлений и стереотипов. Прежде всего это поглощённость дошкольника текущим моментом. Его жизнь происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее и не учитывает прошлого. Все радости и огорчения – здесь и сейчас. Соображения о будущей пользе или вреде не имеют значения и не меняют действий и переживаний дошкольников. Эту особенность детства нельзя рассматривать как недостаток, который скорее нужно исправлять. Взрослым с трудом удаётся отключиться от давления « ошибок прошлого» или ожидания очередных неприятностей. Всё это порождает напряжённость, скованность, тревожность, а иногда и невротические проблемы.

Взрослых обычно раздражают медлительность малыша и погружённость в какие - то бессмысленные с их точки зрения занятия. Сколько проблем и конфликтов связано с тем, что ребёнок невыносимо долго надевает носки, или целый час размазывает кашу по тарелке, или не может оторваться от любимой игры! Родителям всегда некогда – они торопят, подгоняют детей, приводят стимулирующие или устрашающие доводы ( не будешь есть – совсем похудеешь, не оденешься – гулять не пойдём и пр.). Но для маленького ребёнка все эти доводы не работают. Он ведёт себя так вовсе не из вредности и не из желания похудеть или задержать родителей, а потому что ему нравится то, что он делает здесь и сейчас. И каждое мгновение его жизни наполнено особой радостью и смыслом.

Ребёнок ( до 6-7 лет) всё воспринимает не отстранённо, а через себя, через свой внутренний мир. Отсюда приписывание своих переживаний всем и всему, даже неодушевлённым предметам. Камень скучает на дороге, потому что с ним никто не играет; цветочку больно, если его сломают; плюшевому мишке холодно сидеть на полу и т.д. В таком оживлении  неживого, в преломлении всего через себя можно видеть особую художественность детского восприятия, зарождение и проявление такой замечательной человеческой способности, как воображение.

Воображаемый и реальный мир не отделены у них столь чёткой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3 – 5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля. Они могут всерьёз придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и злой феи. То, что происходит воображаемом пространстве ( в сказке, в рассказах, на сцене), вызывает у них самые сильные эмоции; воображаемый персонаж может стать для них реальной угрозой или спасением.

Взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребёнка разные придуманные персонажи: Бабу – Ягу или милиционера, которые забирают непослушных детей; добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребёнка живыми и совершенно реальными. Дети всерьёз боятся выдуманной Бабы – яги и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: « Баба – яга летит!» - вызывают слёзы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке может возникнуть страх от воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Ещё одна важная особенность дошкольника – необычайная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг. Все его желания, действия и мысли так или иначе определяются наличной, воспринимаемой ситуацией. Поэтому предпочтения детей быстро меняются и крайне не устойчивы. Сейчас он больше всего хочет катать машинку, через час – строить из кубиков, а потом – просто бегать по комнате. Поэтому рассчитывать на самостоятельный сознательный и ответственный выбор ребёнка не приходится, что опять же трудно представить взрослому человеку.

 Нередко родители ставят дошкольника в ситуацию выбора, спрашивая его, например, что он будет кушать, куда хочет пойти гулять, с чем хочет играть. Тем самым они как бы перекладывают ответственность на ребёнка: « Ты же сам это выбрал». Но чтобы самому выбрать из нескольких альтернатив, нужно их представить во внутреннем плане, понять свои желания и главное – иметь устойчивые и определённые желания. Ребёнок дошкольного возраста всего этого не может. Он выбирает стихийно и случайно – в зависимости от того, что видит перед глазами, или что первым предложит взрослый, или что придёт ему в голову.

Несмотря на гибкость и открытость мировосприятия дошкольника, в некоторых вещах дети демонстрируют непонятный для взрослых консерватизм и стремление к постоянству. Всё новое (обстановка, люди, пища и др.) принимается не так легко и не сразу. Известно, что дети с большим трудом пробуют новую еду, а потом привыкают к ней и она даже становится любимой. Иногда они отчаянно протестуют против перестановки мебели в комнате.  Потеря любимой игрушки может вызвать острое горе, а порой и отчаяние ребёнка. Часто дети бояться всего нового и непривычного: незнакомые звуки, животные, даже безобидные мухи или комары, если они незнакомы ребёнку, порождают у него панический страх. Всё это нарушает целостность и устойчивость образа мира и себя самого.

 Для дошкольника очень важна предсказуемость ожидающих его событий.  Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди  создают уверенность в себе, ощущение спокойствия и устойчивости своего существования. Другое дело, если какое – либо изменение внешнего мира производится самим ребёнком – когда он сам что –то строит или разрушает, склеивает или разрывает на мелкие части, - всё это приносит максимальное удовольствие.

Персонажи и события сказок также воспринимаются взрослыми не отстранённо, а в связи со своим опытом и своим отношением к ребёнку. Для родителей удивительно, что дети могут по 20 – 30 раз слушать одну и ту же сказку или смотреть один и тот же мультфильм. Для нас, взрослых, главное – узнать, что будет дальше, чем кончится книга или фильм, и если мы уже знаем, что будет дальше, произведение теряет интерес. У детей всё наоборот. Чем лучше они знакомы содержанием сказки, тем с большим удовольствием её слушают. Они могут помнить наизусть все слова и события знакомого мультика и при этом с неослабевающим энтузиазмом ещё и ещё раз смотреть именно его. Для них главное – не сюжет произведения, не его финал, а сам процесс восприятия и узнавания знакомых слов, событий. Такое узнавание даёт чувство своей компетентности, уверенности в себе и устойчивости окружающего мира. То, что для взрослых скучно, для детей становится источником ярких эмоций и впечатлений.

Всё новое входит в жизнь и сознание ребёнка постепенно, мелкими шагами. Более всего малышу интересно то, что знакомо ( узнаваемо) и в то же время несколько отличается от привычного. Определить степень и характер этих « привлекающих отклонений» - специальная задача взрослых, которая каждый раз решается заново.

Дело в том, что собственное « я» ребёнка ещё не выделено в отдельную субстанцию, оно слито с окружающим и существует в рамках привычного ему образа жизни. Поэтому ребёнку необходимы постоянные, устойчивые внешние опоры существования. Конечно, главной опорой для маленьких детей являются родители. Когда мама держит тебя за руку ( а ещё лучше – на руках), даже самые необычные пауки и червяки перестают быть страшными и вызывают любопытство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к ним".

Ребёнок это личность которая тоже имеет свои права и каждый взрослый должен об этом помнить....

Консультация для родителей «Как воспитать в ребёнке уважение к взрослым»

Воспитание детей – одно из самых сложных и благородных занятий среди всех возможных. Необходимо научить ребёнка вежливости, доброте и гуманизму, хорошим манерам и, конечно, уважению по отношению к взр...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (как помочь ребёнку быть вежливым?как научить ребёнка не перебивать взрослых?)

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.М. Монтегю«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику реб...

Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе "Большая профессия для маленького взрослого"

Проект по финансовой грамотности для старших дошкольников в игровой форме помогает  детям получить первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях и приобщает дошкольников к миру э...