Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Сидоренко Лариса Алексеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Консультацию подготовилавоспитатель Сидоренко Лариса Алексеевна

Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания ЗКР у дошкольников.

Задачи:

1. Расширить представления родителей о значении воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

2. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию З. К. Р.

3. Дать родителям практические рекомендации (комплексы упражнений, игр) для организации занятий с детьми в домашних условиях.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Хорошая речь – важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Нарушения же речи сказываются на дальнейшем обучении ребёнка в школе, у них возникают проблемы с письмом и чтением, на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.

Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 5 годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков должно быть закончено в дошкольном возрасте, так как этот возраст является для этого наиболее благоприятным. Вовремя неисправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий и более длительного времени для их исправления.

Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искажённом произношении звука.

Но воспитание З. К. Р. не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Так же необходимо помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучать детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Основой для звукопроизношения является артикуляционный аппарат. Предлагаю Вам ряд рекомендаций по подготовке речевого аппарата

(артикуляционная гимнастика для развития подвижности языка, развития достаточной подвижности губ).

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом.

- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.

Чередование положений губ.

6. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка – Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

7. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку, нарисовать круг (квадрат,

- удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, з, ц) – правильное произношение свистящих звуков формируется у детей 3-4 года.

Упражнения для выработки воздушной струи, идущей посередине языка, упражнения для удержания языка широким, для уточнения положения кончика языка за нижними зубами.

1. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы трубочкой и дуть на лежащий перед ребёнком на столе ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. (Щёки не надувать).

2. «Наказать непослушный язык». Язык положить на нижнюю губу и пошлёпать его губами, произнося «пя-пя-пя».

3. «Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, удерживая так под счёт от 1 до 5-10.

4. «Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. Сдувать ватку со стола (дуть на язык, как бы длительно произнося звук «ф».

5. «Киска сердится». Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая от зубов, выдвигать спинку языка вперёд, как сердитая кошка выгибает спинку.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (ш, ж, ч, щ) – правильное произношение группы шипящих звуков формируется у детей на пятом году жизни.

Ребёнку предлагаются упражнения для подъёма широкого переднего края языка вверх, для выработки воздушной струи, идущей посередине языка, для удержания языка в форме «чашечки».

1. «Наказать непослушный язык». Язык положить на нижнюю губу и пошлёпать его губами, произнося «пя-пя-пя».

2. «Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, удерживая так под счёт от 1 до 5-10.

3. «Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем слизать «варенье» сверху вниз с верхней губы, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

4. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх

5. «Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (л, л’) – произношение звуковформируется на пятом – шестом году жизни.

Упражнения для выработки подъёма кончика языка вверх, укрепления мышц языка, умения быстро менять положение языка.

1. «Наказать непослушный язык». Язык положить на нижнюю губу и пошлёпать его губами, произнося «пя-пя-пя». Потом удержать широкий язык на нижней губе в спокойном положении под счёт от 1 до 5-10.

2. «Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем слизать «варенье» сверху вниз с верхней губы, убрав язык за верхние зубки. (Нижней губой не помогать).

3. «Пароход гудит». Приоткрыть рот, длительно произносить звук «ы». следить, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

4. «Болтушка». Приоткрыть рот, производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

5. «Качели». Приоткрыть рот, (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать. Затем поднять широкий кончик языка за верхние зубы. Чередовать движения языка вверх-вниз.

6. «Пощёлкать кончиком языка». Пощёлкать кончиком языка сначала медленно, затем быстро. Нижняя челюсть неподвижна.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (р, р’) – правильное произношение звуков формируется у детей на пятом – шестом году жизни.

Упражнения для выработки подъёма широкого кончика языка вверх, подвижности передней части языка.

1) «Чьи зубы чище». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка почистить зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть не двигается.

2) «Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

3) «Поехали на лошадках». Пощёлкать кончиком языка сначала медленно, затем быстрее. Работает только язык, нижняя челюсть не помогает.

4) «Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем слизать «варенье» сверху вниз с верхней губы, убрав язык за верхние зубки. (Нижней губой не помогать).

5) «Индюки». Приоткрыть рот, производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад (как бормочет индюк, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая верхнюю губу, сначала медленно, затем быстрее.

6) «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, затем быстрее. Следить, чтобы рот был приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Большое внимание следует уделять развитию речевого дыхания. Речевое дыхания – это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимый для того, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания.

Для примера ряд упражнений на развитие речевого дыхания.

1. Снег.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. Кораблики.

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. Волшебные пузырьки.

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

Поэтому не забываем отрабатывать мелкую моторику рук.

Это простые упражнения: сжимать и разжимать кулачки, игры с массажным мячом, с орехами, бусинками, пуговицами (прокатывание по ладони, по столу, перекладывание пальчиками из одной баночки в другую, настольные игры типа «Мозаики»… А так же используем множество пальчиковых игр с текстом.

Замок

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Одновременно ведём работу, направленную на развитие фонематических процессов. И для примера ряд упражнений и игр.

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (ш)»

- М – Р – Ш – О – Ф – Ш – Х – Ш - ….

- ма – ши – на – бу – сы – ши – пы - …

- шар – хор – сыр – шум – лук – шаг - …

Игра с предметными картинками (мишка, неваляшка, машина, шарик, клюшка)

Вопросы к детям: Какой звук есть в названии игрушек? Угадай на каком месте находится звук Ш (в начале, в середине, в конце слова)

Угадай какая игрушка лишняя? (по картинкам)

- Мишка, неваляшка, кубики, клюшка.

- Шар, машина, хлопушка, ведёрко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

В данном материале освещены следующие вопросы:- Что такое – звуковая культура речи?- Какие проблемы развития звуковой речи существуют?- Как воспитать звуковую культуру речи?...

Консультация для воспитателей "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

В работе предложены задачи и работа воспитателя по воспитанию звуковой культуты речи для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста. Описана практическая часть, а именно игры, которые м...

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе ...