Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
    консультация по обучению грамоте (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Фомина Вера Викторовна

     В работе предложены задачи и работа воспитателя по воспитанию звуковой культуты речи для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста. Описана практическая часть, а именно игры, которые можно и нужно использовать в работе с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi.docx35.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    учитель – логопед: Фомина Вера Викторовна

    МАДОУ № 113.

    В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число  практически не говорящих детей,одной из причин неправильной речи детей - недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению  речи окружающих

    (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес  к правильному произношению).

    Культура речи — это умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).    

    Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных учебных учреждений, так как  именно  дошкольный  возраст наиболее сензитивный.

     Звуковая культура речи сочетает в себе:

    • развитие речевого дыхания,
    •  голоса,
    •  подвижности органов артикуляционного аппарата,
    •  постановку и уточнение произношения звуков,
    •  выработку нормального темпа, ритма речи,
    • развитие выразительности речи,
    • развитие фонематического слуха,
    • воспитание навыков звукового анализа и синтеза.

    Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.

    Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель  и родители.

    Перед, педагогом стоят задачи:

    • воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка;

    • воспитание выразительности детской речи.

    Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

    Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

    Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.


    Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно.

    Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:

    • Работа    должна  проводиться    систематически, чтобы вырабатываемые у  детей  навыки закреплялись и становились более прочными;

    • Работа  должна  вестись  поэтапно в  течение   дня    во всех видах деятельности. Это, дает  возможность   определить, что именно затрудняет ребенка;

    • При  организации развивающей работы, должны  учитываться индивидуальные   особенности    ребенка  (темперамент, способности).

    В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

    Первая младшая группа

    1.   Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

    Игра: "Слушай звуки", "Двигайся на звук".

     2.   Воспитывать слуховое внимание, речевой слух,    речевое дыхание, основные качества голоса.

    Игра: "Определи одинаковые звуки", "Покажи, что звучит", "Узнай по звуку", "Спой как большой   медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку".

      Развитие  пространственного слуха.

      Игра: "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?".

     3.    Вызывать правильное произношение звуков.

    Этому способствуют песенки-инсценировки, веселая гимнастика Е. С. Железновой «Музыка с мамой», детские песенки и мультики «Синий трактор», «Буренка Даша», «Кукутики» и др.

    Вторая младшая группа

    1.    Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по  произношению звуками:а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

     2.     Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

     Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога.

    Например, "Машина"-"та- ТА-та".

    Определение тембра мужского, женского и детского голосов,

    Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой,    ну, ах, да ну и др).

     3.     Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

    Средняя группа

    1.   Готовить артикуляционный аппарат для правильного     произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками:т, д, н, к, г, х, ы.

    2.   Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков:с, с', з, з', ц.

     3.   Развивать фонематический слух, речевое дыхание,    силу и высоту голоса.

    Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует - сссс, жук жужжит – жжжж.

     4.   Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

    Старшая группа

    1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звукамиj, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.

    2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять

    произношение йотированных гласныхя, е, ё, ю,шипящих звуковш, ж, ч, щи сонорныхл, л', р, р'.

    3.   Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.  

    Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

     Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л"

    ( . ампа,  мы . о,  . ук,  ку . ак).

     4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

    Подготовительная к школе группа

    1.   Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

     2.   Развивать навыки звукового анализа слов.

    Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово:

    мышь, ослик, лев (моль);

    собака, обруч, козлик (сок);

     кот, обруч, собака, тигр (кость).


    Игра " Цепочка ". Что общего в словах "мак" и "кот"?

     3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

    Игра " Выбери лишнее слово".Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.

    Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий.

    Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.

    Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.

    - Так, вовремя утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционныйаппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение тогоили иного звука;

    - На прогулке–  отдельных детей потренировать  в отчетливом произношении слов, в правильномупотреблении интонационных средств выразительности.

    - В вечерние часыорганизуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевыедидактические игры, например, с целью закрепления правильногопроизношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха черезрот.

    Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка:

    - он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

    Задача воспитателя заключается в том,чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.


    Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком,
    и речевые игры - все это залог успешногоформирования правильной устной речи у детей.

    Практическая часть:

    Материалы: листочки, сигналы, магниты-звуки, доска, цветные маркеры, поезда, домики, пособие «Звук-буква», картинки на звуки Т, Ть, М, Мь, мяч, пособие «Прочитай по первым буквам», кассы, тренажер «Буквы русского алфавита», бросовый материл для букв, листы с заданиями, цветные карандаши, коробки со звуками.

    Первое, на что хотела обратить ваше внимание, это то, что развитие звуковой культуры речи нужно начинать с развития слуха, а именно фонематического слуха, который отвечает за различение схожих фонем на слух. Но прежде чем начать такую работу нужно научить ребенка ориентироваться в звуках окружающего мира, различать музыкальные и шумовые игрушки на слух. Этому способствуют много игр. Например: «Давайте послушаем тишину», «Угадай какой музыкальный инструмент (игрушка) звучал» и многие другие.

    Давайте теперь произведем эксперимент. Нужно написать диктант. Утро в середине ноября могло быть самым обыкновенным, если бы за ночь не выпало столько снега.

    А теперь напишите диктант выполняя упражнение «Лошадка» Всё вокруг в один миг преобразилось, как в волшебной сказке. Белоснежные сугробы покрыли мостовые, аллеи в парках, узкие дорожки во дворах, машины, как будто кто-то накинул большую накрахмаленную простыню на город. 

    В каком случае было легко писать диктант? В каком тяжелее? Почему?

    Когда мы пишем диктант, то непроизвольно мы сами себе диктуем. Язык (губы, зубы) принимает нужные артикуляционные уклады, для заданного звука. И если у вас нет нарушение звукопроизношения, если у вас сохранен фонематический слух, если вы знаете буквы и можете их писать, если вы знаете правила русского языка, то вы напишите диктант на 5.

    Следующий этап – это знакомство со звуками нашего родного языка, при чем это знакомство начинается постепенно с гласных звуков, т. к. с ними легче ребенка знакомить, легче различать на слух, в их образовании участвует голос, их можно петь.

    Например: гласные звуки (их 6) – мы их поем и ничего нам не мешает – это звуки А, О, У, И, Э, Ы

    Стих: Если песенка поется,

    Значит гласным назовется

    И для всех не секрет

    У него красный цвет.

    Далее мы знакомим с согласными звуками (по программе). При знакомстве с согласными звуками очень важно учитывать СПОСОБ образования звука и постоянно детям акцентировать внимание, что согласный звук мы петь не можем, т. к. нам мешают либо губы (Б, М), губы и зубы (В), язычок (Д, Н, Г), зубки (З, Ж) и др.

    При знакомстве со звуками и буквами необходимо постепенно учить ребенка:

    В нашей группе мы используем игры для развития фонематического слуха, а именно:

    1. Фонетические упражнения: волк воет: ууу…, поезд едет: ууу…, поезд приближается:уууУУУ, поезд удаляется: УУУууу. Произнеси столько раз звук У, столько я хлопну в ладоши.
    2. «Поймай звук». Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук. Например, «Поймай звук А»
    3. «Четвертый лишний» Выбери лишнее имя: Аня, Арина, Ульяна, Алена. Почему?
    4.  «Сигнальщики» покажи красный кружок, если услышишь звук А. Из серии звуков: а и о а и с, из серии слогов: ау, ва, им, оа, из серии слов: аист, усы, пол, лапа. Закрыть рот экраном.

    Подними синий сигнальчик, если услышишь звук Н, зеленый – звук Нь, Н, Нь, Д, И, Н, НА, НИ, ВА, АН, ИН, НЯ, НЁ, НИТКИ, НОТА, НОГИ.

    1. «Хлопушка» Я произнесу часть слова, а пропущенный звук заданный звук У хлопну в ладоши. *дав, *дочка, *борка, *рок, сяд*, *сы
    2. «Разложи картинки» Помоги (игровому персонажу) разложить картинки. В первом поезде поедут те картинки, в названии которых звук М находится в начале слова ПЕРВЫЙ, во втором поезде поедут те картинки, в названии которых звук М находится в середине, в третьем поезде поедут те картинки, в названии которых звук М находится последний В КОНЦЕ.

    В этой игре нужно быть осторожными в плане парных звонких и глухих согласных, так как парные звонкие согласные в конце оглушаются и поэтому такие звуки как Д, Г, В, Б, З, Ж оглушаются и паровозика с кружком в последнем окошке не бывает. 

    1. «Разложи картинки» Помоги (игровым персонажам) разложить картинки по нужным домикам. Жили-были 2 брата Тим и Том. Том был всегда хмурый, носил синюю одежду и жил в синем домике. Любил есть все твердое: фисташки, картофель, черствый батон и шоколад, ездил он на трамвае, носил штаны, футболку, куртку, берет и боты. Его братик Тим был наоборот весельчак, носил он зеленую одежду: шортики, беретик, жилетик, ботинки и жил в зеленом домике. Покушать он любил: тефтели, разговаривать по телефону, смотреть – телевизор, играть с тигренком Тюпой и ездить на самокате. Вот эти два брата пришли к вам в гости и хотят с вами поиграть в прятки. Они принесли вам картинки и спрятались в них. Нужно назвать картинку, четка выделяя звук Тьтьть или ттт. Подумать какой из братьев спрятались в ней и положить картинку в нужный домик.
    2. «Скажи наоборот» 1. ( игра с мячом) Я буду произносить слоги с твердым Б, а ты возвращая мяч обратно с мягким Бь

    БА-БЯ БО-БЁ БУ-БЮ  БЭ-БЕ

    2. Образец: ца-ац, цо-оц, цу-уц, цэ-эц

    1.  Звуковая схема слова (цветные магниты) Звук стучим и долго (либо несколько раз произносим). Давай нарисуем звуковую схему слова: (предлагают воспитатели). Важно научить ребенка произносить звуки в слове последовательно.
    2. «Сколько звуков в слове» Считать количество звуков, загибая пальцы.
    3. «Прочитай по первым звукам/буквам»
    4.  «Деление слов на слоги»
    5.  «Ударение»  Позови слово.
    6. Знакомство с буквой. Ребенка важно объяснить, что звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.
    7.  «Выложи букву из материалов»
    8. «Найди нужную букву среди других букв», «Найди правильно написанную букву», «Допиши букву»
    9. Работа с кассой: составь слог, слово, делать звуковой анализ, используя цветные кружочки (красный – гласный звук, синий – согласный твердый, зеленый – согласный мягкий).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

    Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

    Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    В данном материале освещены следующие вопросы:- Что такое – звуковая культура речи?- Какие проблемы развития звуковой речи существуют?- Как воспитать звуковую культуру речи?...

    Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...

    Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе ...