Главные вкладки

    «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
    консультация (младшая группа)

    Пилипенко Галина Викторовна

     «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
    В.А. Сухомлинский.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

     «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
    В.А. Сухомлинский.

    Цель развитие координации движений, мелкой моторики рук посредством нетрадиционного оборудования.

    Задачи:

    1. Развитие зрительного, слухового восприятия,
    2. Развитие тактильной чувствительности рук детей.
    3. Формирование познавательной активности и коммуникативных качеств.
    4. Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения во время игры.
    5. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

    Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом.

    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

    Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

    Почти все игры с использованием нетрадиционного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

    Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. 

    Использование стихов в играх нестандартного оборудования позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи сказки, загадки привлекают внимание детей и легко запоминаются.

    Игры с нетрадиционного оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает развивать мелкую моторику малышей.

    В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают дидактические упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

    Упражнения с цветными камешками:

    Дети раскладывают цветные камешки  под  стихотворение:

    Огород

    В огороде много гряд,

    Есть и репа, и салат.

    Тут и свекла горох,

    А картофель разве плох?

    Наш зеленый огород

    Нас прокормит целый год

    Цветной куб

    Это многофункциональный дидактический куб из решёток для раковин, включает в себя различные вариации игр Детям нравится шнуровать, играть с прищепками, с верёвками (Они пытаются плети, делать узелочки. Очень любят играть с ленточками (Они разной длины и цвета).

    Ворсистый коврик

    Ребята поглаживают ворсистый коврик, делая пальчиками определённые шаги.

    Шёл мишутка –

    Топ, да, топ!

    Вдоль звериных тайных троп

    Но устал и сел на пень

    И ему подняться лень!

    Игра с платочками

    Прятки

    Дети любят играть с платочками. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Упражнение можно проводить как одной так и двумя руками.

    Мама и дочка стирают платочки

    Вот так, вот так,

    Постирали и отжали

    Ох, немножечко устали!

    Мама и дочка стирают платочки

    Вот так, вот так,

    Постирали и отжали

    Ох, немножечко устали!

    Упражнение с решеткой для раковины.

    Решетка состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря:

    1.В зоопарке мы бродили,

    К каждой клетке подходили

    И смотрели всех подряд:

    Медвежат, волчат, бобрят".


    И ещё одно упражнение Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

    2. Пальцы, как пчелы, летают по сотам

    И в каждую входят с проверкою: что там?

    Хватит ли меда всем нам до весны,

    Чтобы не снились голодные сны?"

    Игра с бусами

    Использую различные бусы, которые дети навевают на шнурочки как в деревянном исполнении так и из окрашенных макаронных изделий

    Бусы 

    Дома я одна скучала,

    Бусы мамины достала,

    Бусы я перебираю,

    свои пальцы развиваю.

    Перебирают бусы в руках.

    Упражнение с цветными пробками.

    Родители принесли много разноцветных крышечек и пробочек из под майнеза, кетчупа, которые мы используем как сухой бассейн, учимся расскладывать по цветам.

    А ещё Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

    "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы".

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

     Игра с бельевыми прищепками

    Во время игры с бельевыми прищепками

    1.На спинке иголки, длинные, колкие,

    А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

    2. Колкую, зелёную срубили топором,

    Красивую, зелёную принесли к нам в дом

     (На зеленые картонные треугольники и на ёжики дети выбирают прищепки и возвращают елке и ежику иголки)

    Ой, у елки иголки колки!

    Ой, у ёжика тоже колки иголки!

     Игра со счётными палочками

    Для малышей предлагаю разноцветные палочки и баночку с прорезями,

    Цапля ходит по болоту

    Будто ищет там кого-то.

    Ой, боюсь, что эта цапля

    Лягушонка хочет

    Сцапать!

    Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.

     Игра с резиночками для волос

    1-й вариант

    Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

    2-й вариант

    Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

    Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

    Вышли пальцы погулять,

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.


     Игра с массажными мячиками

    Ёжик (Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно приговаривая стихотворение)

    1. Гладь мои ладошки, ёж!

    Ты колючий, ну и что ж!

    (потом ребёнок гладит их ладошками со словами):

    Я хочу тебя погладить,

    Я хочу с тобой поладить.

    2.Я мячом круги катаю,

    Взад – вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку.

    Будто я сметаю крошку,

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапу кошка,

    Каждым пальцем мяч прижму,

    И другой рукой начну.

    Разноцветная фасоль

    Также в своей работе использую красную и белую фасоль

    В миске не соль, совсем не соль,

    А разноцветная фасоль

    На дне игрушки для детей,

    Мы их достанем без затей

    Игра с бигуди

    И обыкновенные бигуди и шишки, грецкие орехи, даже зубные щётки

    Самокат, самокат, Дети катают бигуди между

    Самокату очень рад! ладонями вперёд-назад, руки

    Сам качу, сам качу держать перед собой.

    Самокат куда хочу!

    Упражнения с шишками

    Мишка с шишкою играет,

    между лап ее катает,

    медвежата все хохочут,

    шишки лапы им щекочут,

    колются не больно,

    малыши довольны.

    Игра с зубными щётками

    Плывёт зубная щётка, Растирают щеткой подушечки

    Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой

    Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца

    По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практикум для родителей "Использование дидактических игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста"

    Нетрадиционная форма работы с родителями, которая позволяет познакомить родителей с понятием дидактических игр и способами их организации в домашних условиях, с целью развития мелкой моторики....

    Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр

    Одним из эффективных методов работы по развитию мелкой моторики являются дидактические игры.Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, созданных специально для активного обучения и в...

    Проект Первая младшая группа «Носики – Курносики ». Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».

    Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не ...

    Проект "Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"

    quot;Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"...

    Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

    Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

    «Возможности дидактических игр для развития мелкой моторики рук в раннем возрасте.»

    Как мы видим, в педагогике предлагается широкий выбор деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.Кроме этого детям предлагаются игры на пальцах, театр пальчиков, где движения являются...