Игра-необходимое условие позитивной социализации ребенка
консультация (младшая группа)

Питаева Ирина Алексеевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_roditelskogo_sobraniya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания

во второй младшей группе.

     Тема: «Игра-необходимое условие позитивной социализации ребенка».

Задачи:

1. Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме социализации в игровой  деятельности . Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.

2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Форма организации: круглый стол

Участники: воспитатели, родители

Материал: анкета родителей, памятка для родителей, игра-забава «Кукла Маша», игрушка «Зайчик»

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Игра-необходимое условие позитивной социализации ребенка». Сегодня мы поделимся опытом обустройства детского уголка, поговорим о видах игрушек и как с ними играть.

Психологическая разминка «Улыбка»

- Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. А чтобы нам всем сейчас захотелось улыбнуться, я вас познакомлю с этим симпатичным зайчиком. (Зайчик поет веселое двустишие).

«Будем знакомы»

Заполнение визитных карточек

- Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте познакомимся. Я предлагаю вам заполнить визитную карточку, на которой напишите своё имя и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т. д.)

II. Основная часть.

А) Анализ результатов анкетирования.

- При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей «Есть ли у ребёнка игровой уголок?». Среди любимых игрушек детей вы выделяете следующие:… и т. д.

Сейчас мы более подробно обсудим вопросы об организации игровой среды в условиях семьи.

Б) Доклад на тему: «Игра-необходимое условие позитивной социализации ребенка.»

В) Обмен семейным опытом в какие игры с какими игрушками играете с ребенком.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, коляски и т. д.

2. Технические игрушки - различные виды транспорта, конструкторы.

3. Игрушки - забавы: смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например: Зайчик, играющий на барабане, скачущий петушок, ползущий и жужжащий жучок.

4. Спортивно - моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки- разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, паззлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки- куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т. д.

Г)Игровая пауза.

- Ваши ребятки очень любят играть. Я вам предлагаю сейчас немного отдохнуть и поучаствовать в их любимой игре-забаве «Кукла Маша».

(можно взять любую тему).

3. Разное.

Чаепитие с родителями.

VI. Заключительная часть.

- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом.

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. До новых встреч! 

Литература:

1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2011.

3. Баринова, М. Е. Игра как средство социализации дошкольника [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2739.html

Приложение

Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

Доклад «Игра-необходимое условие позитивной социализации ребенка.»

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. . В этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и умения правильного поведения, формируется характер.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утверждает основные принципы, одним из которых является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности . Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей :

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

социально-коммуникативное развитие;

Формой социализации ребенка, в данном случае, может выступать игра .

 Процесс социализации в младшем возрасте, в соответствии с ФГОС, должен выполнять следующие задачи:

1) научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2) приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3) адаптировать к социальной среде;

4) интегрировать в жизнь общества.

Известнейший педагог А. С. Макаренко характеризовал роль детских игр так: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.»

Игра – это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности.

Детство без игры и вне игры имеет отрицательные последствия. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Согласно Й. Хёйзинги, «игра в чистом виде – это своеобразная академия жизни дошкольника, где происходит воспитание и развитие его культуры. В игре ребенок воплощает, творчески перерабатывая и обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, собственного опыта и что обеспечивает связь поколений и усвоение культуры общества.

В игре ребенок – творец и субъект собственной деятельности. Именно в игре формируются ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой» , – с этим утверждением Хёйзинги нельзя не согласиться.

Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека — формирование собственного «Я». Игра — мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления, саморазвития .

 Игра ребенка выполняет следующие функции:

1. Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны.

3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

4. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры, как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, обучении.

7. Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса .

На протяжении детства формы и виды игр меняются и усложняются.

Педагогам и родителям необходимо убрать навязывание детям формальных приемов и навыков игры, диктовку ее темы и условий, распределение ролей. Необходимы понимание игры как исторически сложившейся стратегии развития сознания и личности ребенка и перестройка условий ее организации.

В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Соответственно, можно сделать вывод, что игра - наиболее эффективная форма социализации ребёнка.

 Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

5. Игра с ребёнком научит нас:

• Говорить с ребёнком на его языке;

• Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию;

• Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

• Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

• Любить детей такими, какие они есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Атмосфера принятия и эмоциональной теплоты образовательного пространства как условие позитивной социализации детей с ОВЗ в контексте с ФГОС ДО

Данный материал     содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, испол...

Доклад "Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!» "

Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...

Презентация ""Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта "Вместе к успеху!""

Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА»

Цель: содействие в развитии познавательных интересов, творческой активности участников, развитии навыков четкого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию. Задачи: Выявить уровень професс...

Информационная безопасность ребенка дошкольного возраста как условие позитивной социализации.

В статье раскрыты теоретико – методологические подходы к проблеме формирования информационной безопасной среды детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающую позитивную социализацию ребенка...