Правила поведения в жизни ребенка
консультация

Пулина Марина Викторовна
Для чего нужны правила поведения? Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив. Правила должны быть Это кажется парадоксальным, но не только нуждаются в правилах и ограничениях, но зачастую хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности. Дети зачастую восстают не против правил, а против способа их внедрения. Поэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pravila_povedeniya_v_zhizni_rebenka.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Правила поведения в жизни ребенка

Для чего нужны правила поведения?

Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив.

Правила должны быть

Это кажется парадоксальным, но не только нуждаются в правилах и ограничениях, но зачастую хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности. Дети зачастую восстают не против правил, а против способа их внедрения.

Поэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.

С чего стоит начать?

1. Режим дня: ребенок ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д. А в дальнейшем – заниматься, отдыхать, играть  в строго отведенное на это время.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

  1. Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.
  2. Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка.
  3.  При формулировании правил следует избегать частицы «не».
  4. Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам взрослый придерживается этого правила.
  5. Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
  6.  Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.  Для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций.
  7. Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании. Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах.
  8.  Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
  9. Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.
  10. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями. Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
  11. Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
  12. На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.
  13. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.
  14. Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.

Советы взрослому:

1. Формулируйте требования конкретно.
Например:                   -   В помещении ходи медленно.

-   Поиграл - убери на место.

2.   Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:                   -   Не бегай! (Ходи медленно).

-   Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

-   Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:        - Нельзя кричать в квартире, но можно:

а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче и т. д.

- Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении медленно;

б) бегать на открытой площадке, на стадионе.

4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:                - В помещении группы ходи медленно!

- Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора).

- Кукла бегает и падает (травма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование правил поведения у детей в экстремальных ситуациях как средство сохранения здоровья и жизни».

Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Необходимо выделить такие правила поведения, которые ребёнок должен выполнять, так как от э...

Правила поведения с гипреактивным ребенком.

Консультация на тему: гиперактивный ребенок - хорошо или плохо?...

Беседа «Интересная жизнь леса и правила поведения в нём»

Беседа «Интересная жизнь леса и правила поведения в нём»...

Родительское собрание "Один день из жизни группы".Знакомство с режимом дня. Правила поведения при адаптации детей

Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие – у нас с вами первое родительское собрание.Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, с правилами нашей гр...

Правила поведения в детском саду По охране жизни и здоровья для воспитанников

Правила поведения в детском саду По охране жизни и здоровья для воспитанников...

«Формирование правил поведения, традиций и праздников, их включение в повседневную жизнь детей в группах младшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете. Опыт работы представлен педагогами - воспитателем Павловой Н.Е. и муз.руководителем Ищенко Ж.Г....