«Формирование правил поведения у детей в экстремальных ситуациях как средство сохранения здоровья и жизни».
консультация по теме

Дмитриева Елена Васильевна

 

Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Необходимо выделить такие правила поведения, которые ребёнок должен выполнять, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить ребёнку, а затем следить за их выполнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pechati_v_inete_bezopasnost.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование правил поведения у детей в экстремальных ситуациях как  средство сохранения здоровья и жизни».

 Эта тема актуальна т.к. Госстандарты предлагают формировать у детей, начиная с младшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения (обучать детей называть своё имя, адрес, номер телефона и прочее в случае, если ребёнок потерялся; знакомить с правилами дорожного движения; учить соответствующему поведению в различных опасных ситуациях и т.д.).  

   В «Законе РФ об Образовании» одной из задач стоит охрана здоровья и жизни детей. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

   Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Необходимо выделить такие правила поведения, которые ребёнок должен выполнять, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить ребёнку, а затем следить за их выполнением.

   Правила поведения на улице:

  • не вступайте в разговор с незнакомым человеком,
  • не соглашайтесь никуда идти с незнакомым человеком, как бы он не уговаривал и чтобы не предлагал,
  • не устраивайте игры рядом с проезжей частью, это опасно, играть можно только на детских площадках,
  • не гладьте незнакомых животных.

   Правила поведения в лесу:

  • собирайте только знакомые грибы и ягоды,
  • ни в коем случае не пробуйте неизвестные ягоды,
  • не трогайте осиное гнездо, не мешайте муравьям, и они вас не укусят,
  • огонь лучше разводить на старых кострищах и только со взрослыми, уходя огонь обязательно потушите.

    Правила поведения в доме:

  • нельзя открывать дверь незнакомому человеку, даже если он в форме милиционера, врача,
  • не трогать лекарства без разрешения взрослых,
  • не разбрасывать инструменты и предметы для рукоделия, их нужно хранить в особых ящиках или коробках,
  • не играйте со спичками, зажигалками, свечами.

    Если случился пожар в квартире:

  • вызовите пожарную охрану по телефону 01,
  • немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь,
  • двигайтесь к выходу, пригнувшись,
  • накройте голову мокрой, плотной тканью,
  • дышите через мокрый носовой платок,
  • сообщите о пожаре соседям, зовите на помощь,
  • прятаться в горящей квартире под диван или шкаф нельзя – опасно для жизни.

Если в лесу начался пожар:

  • если в лесу начался пожар, срочно уходите из него,
  • дышите через смоченный платок или одежду,
  • накройте голову мокрой одеждой,
  • убегайте от огня, пригнувшись к земле,
  • убегайте от огня по дорогам, просекам, берегам рек или ручьёв,
  • обязательно сообщите о пожаре в службу 01 или 112.

   Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ребёнок может оказаться в неожиданной ситуации на улице или дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у него самостоятельности и ответственности. Всё чему мы научим ребёнка, он должен уметь применить в реальной жизни.

   Если мы будем постоянно одёргивать ребёнка и говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, здесь поранишься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное создание с огромным багажом комплексов. Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

   Этому поможет планомерная, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

   Работу начала с изучения методической литературы. За основу взяла учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасность» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, её основные направления, а также формы работы:

  • игры – театрализации, игры – упражнения, тренинги;
  • фронтальные занятия;
  • индивидуальные беседы на разные темы («К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся?», «Чужой и близкий»);
  • самостоятельная деятельность в развивающей среде (дидактические игры, настольные, словесные игры);
  • методы и приёмы, которые позволяют обеспечить мотивацию и активность детей;
  • практический материал для игр и занятий (схемы, модели, картинки);
  • индивидуальные беседы с малообщительными детьми;
  • нетравмирующая оценка – только положительная, подбадривающая, подкрепляющая узнавать что-то новое.

  Изучая вопросы методики проведения занятий по данной теме, обратилась к методическим пособиям О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» (занятия, планирование, рекомендации); И.В.Кононова «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников»; О.Г.Жукова, Г.И.Трушнина, Е.Г.Фёдорова «Азбука «Ау!» (методические рекомендации).

  Много интересных игр, упражнений, тренингов взяла из Н.И.Крылова «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия). Для театрализации сказок использовала Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» (безопасность для малышей).

   Во время подготовки проектов для детей использовала пособие Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников»; О.Ю.Зайцева, Н.Г.Даниленко, Ю.Д.Маркина «Педагогическая технология проектирования в управлении образовательным процессом».

   Изучая вопросы комфортно – развивающей среды, обратилась к пособию Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений».

   Организуя работу с родителями, обратилась к пособию Е.С.Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева «Детский сад и семья» (методика работы с родителями).

   Работу по теме начала с изучения проблем:

1. Анализ уровня развития детей по ОБЖ показал, что у детей нет  определённых знаний по правилам поведения в опасных ситуациях. Вторая младшая группа начало года: 100% - низкий уровень знаний детей по ОБЖ.

2. Отсутствует практический материал для детей по данной теме.

3. Проанализировав работу с родителями, пришла к выводу, что родители сами имеют знания, но не могут научить своих детей правилам поведения в экстремальных ситуациях.

   В результате выявленных проблем я поставила перед собой цель: помочь детям понять смысл правил поведения в экстремальных ситуациях.

   Из неё вытекают задачи:

  • создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения,
  • стимулирование развития самостоятельности и ответственности,
  • объяснить детям, что именно может быть опасным в общении с незнакомыми людьми,
  • объяснить, какие предметы считаются опасными,
  • помочь понять, как вести себя во время пожара,
  • познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами,
  • познакомить с тем, что контакты с животными иногда могут быть опасными,
  • помочь усвоить, к кому можно обратиться, если ребёнок потерялся на улице.

В планировании соблюдала принципы:

  • полноты,
  • системности,
  • сезонности,
  • учёта городской местности,
  • возрастной адресованности,
  • интеграции,
  • координации деятельности специалистов ДОУ,
  • преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.

Методы и приёмы работы с детьми:

  • чтение художественной литературы,
  • рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий,
  • просмотр видеофильмов,
  • дидактические игры и упражнения,
  • тренинги,
  • подвижные игры,
  • сюжетно – ролевые игры,
  • театрализованные представления,
  • конкурсы рисунков.

   В группе организовала уголок по ОБЖ, в который входят детская литература (сказки, книжки с правилами поведения и иллюстациями к ним); дидактические и настольные игры; предметы для сюжетно – ролевых игр; костюмы для театрализации; сменные плакаты по правилам поведения в лесу, на воде, на дорогах города, в доме. При организации развивающей среды обращала внимание на эстетичность оформления.

   Для работы с детьми использую следующие игры:

- Игра – соревнование «Потуши пожар» - знакомство с профессией пожарного, его действиями во время пожара.

- Игра – загадка «Это я, это я, это все мои друзья» - закреплять правила дорожного движения.

- Дидактическая игра «Как избежать неприятностей» - учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.

- Игра – тренинг «Петух и лиса» - учить детей защитному поведению в случае насильственных действий взрослого.

   Опыт работы подсказывал, что невозможно формировать правила безопасного поведения без сотрудничества с семьёй. Использовала разные формы работы:

- информация в уголках для родителей;

- индивидуальные беседы;

- анкетирование;

- собрание;

- открытые занятия;

- совместное творчество детей и родителей.

   Основным методом и приёмом в работе с детьми считаю свою речевую активность, а также ответную детей, т.к. соответствие речевой динамики является важным фактором комфортного самочувствия ребёнка на занятии.

   В своей работе я использую такие формы работы, как обучение детей в повседневных, бытовых ситуациях, на прогулке, в вечерние и утренние отрезки времени.

  Занятия провожу через игры, тренинги, театрализацию.

  Использую итоговые занятия – развлечения, например «Пожар в лесу».

  В работе с детьми учитывала рекомендации к проведению занятий по ОБЖ:

1. стараться показать детям привлекательность занятий;

2. начинать занятие энергично; оно должно проходить так, чтобы каждый ребёнок от начала до конца был занят делом;

3. помнить: паузы, медлительность, безделье – ухудшают дисциплину;

4. увлекать детей интересным содержанием материала, умственным напряжением;

5. давать детям возможность почувствовать свою причастность к открытиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни: формирование психического здоровья.

В разработке представлены игры для детей 5 - 7 лет по формированию психического здоровья....

«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».

В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....

"Опыт работы по укреплению и сохранению здорового образа жизни в дошкольном учреждении"

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблемм нашего времени....

«Использование инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей 3-5 лет и обучение здоровому образу жизни»

Перспективное  планирование использования инновационных  технологий сохранения и стимулирования здоровья детей...

Диагностика понимания норм и правил поведения, умения давать нравственную оценку ситуации

Описание методик для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний...

«Формирование правил поведения, традиций и праздников, их включение в повседневную жизнь детей в группах младшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете. Опыт работы представлен педагогами - воспитателем Павловой Н.Е. и муз.руководителем Ищенко Ж.Г....

Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста

Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста . •Актуальность: Тв...