Занимательные опыты в домашних условиях
опыты и эксперименты

Занимательные опыты в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_opyty_v_domashnih_usloviyah.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные опыты в домашних условиях

Тонет или плавает (закон Архимеда)

В играх в ванной малыш уже понял, что какие-то предметы плавают, а какие-то сразу тонут. А бывает так, чтобы «тонущие» предметы  могли и тонуть, и плавать на поверхности воды? Да, и сейчас мы это докажем на опыте.

Нам понадобиться:

- прозрачная (чтобы лучше видеть) банка с водой;

- кусок пластилина;

- два кусочка фольги;

- чашка (металлическая, стеклянная или фаянсовая);

- фломастер.

Наберите в банку воды и фломастером обозначьте уровень – просто нарисуйте чёрточку на банке. Теперь спросите, утонет ли пластилин. И проверьте «гипотезу» - бросьте кусок пластилина в воду. Чем больше будет кусок, тем нагляднее опыт. Пластилин опустится на дно, «утонет», а вода в банке поднимется выше нарисованной чёрточки. Что же случилось?  Оказывается, пластилин «вытеснил» воду! Берите фломастер и снова отмечайте уровень воды. Теперь пластилин можно вытащить. Предложите малышу из этого куска слепить «тарелочку» - плоскую посудинку с бортиками. А когда «тарелка» будет готова, положите её на поверхность воды. Что это? Ведь мы видели, как пластилин в нашем первом опыте пошёл ко дну? Почему же теперь он «плавает»? Оказывается «плавучесть» предметов зависит не только от веса, но и от формы!

Чтобы убедится в этом, дайте малышу два одинаковых кусочка фольги. Попросите ребёнка из одного кусочка скатать шарик, а из другого сделать подобие миски, тарелки – главное, чтобы была плоская. Теперь бросим шарик из фольги в банку с водой – он, как и кусок пластилина в первом опыте, пойдёт ко дну. А вот «тарелка» из фольги поплывёт. Тяжёлая металлическая (или фаянсовая, стеклянная) чашка будет спокойно «держаться на плаву», но если накренится и зачерпнёт воды – сразу утонет.

Такой опыт поможет малышу понять, почему по морям и океанам ходят корабли, хотя они и «сделаны из железа».

Тонет или плавает 2

Ещё один опыт с «плавучестью».

Нужны:

- стеклянная прозрачная банка или миска с водой;

- апельсин (можно заменить лимоном).

Предложите малышу опустить апельсин или лимон в миску с водой – цитрус замечательно плавает на поверхности. Но если освободить апельсин от кожуры и снова опустить в воду, то он сразу утонет. Оказывается, цедра апельсина содержит огромное количество пузырьков воздуха. А воздух легче воды. Вот и плавает апельсин в кожуре, словно в «спасательном жилете». А как только «разденется» - идёт ко дну.

«Насос» из ткани

Для этого опыта нужны:

- стакан с водой;

- пустой стакан;

- узкая полоска ткани.

Стакан наполните водой и опустите конец узкой полоски ткани в жидкость. Этот стакан поставьте так, чтобы он был выше пустого стакана, куда вы поместите второй конец полоски ткани. Попросите малыша понаблюдать, что делает вода? Оказывается, она потихоньку «перебирается» из верхнего, полного стакана, в пустой! И скоро нижний стакан наполнится водой. Получается так, потому что вода впитывается в материю и поднимается по ткани. Но сила тяжести заставляет воду стекать вниз, вот и получается маленький «насос» - пустой стакан оказывается полным, т.к. ткань «перекачала» воду. Так можно поливать комнатные растения, когда приходиться надолго уезжать из дома – ставить на табуретку ведро с водой, вокруг на полу расставить цветочные горшки. Опустить к растениям скрученные верёвочками полоски обычного марлевого бинта. Те концы бинта, что были «вверху», просто привязать к камню и опустить этот «груз» на дно ведра.

Как вода течёт вверх

Предыдущий опыт показал, как вода «спускается» вниз. А вот может ли она подниматься вверх? Проверим.

Нам нужны:

- вола;

- стакан (можно взять одноразовый прозрачный);

- прозрачная пластиковая бутылка;

- полоска от бумажного полотенца (шириной примерно 1,5-2 см);

- кусок тканевого шнура (длиной немного больше высоты бутылки);

- разноцветные фломастеры или маркеры;

- иголка (длиннее ширины горлышка бутылки).

Приготовьте бутылку и стакан - налейте в них немного воды. На узкую полоску бумажного полотенца нанесите несколько разноцветных меток фломастерами или маркерами – просто поставьте крупные точки в ряд поперёк полоски ближе к краю. На шнур тоже нанесите несколько меток – пропитайте «цветом» в нескольких местах по длине шнура. Теперь иглой проколите один конец шнура (если шнур достаточно рыхлый, можно воспользоваться обычной зубочисткой). Опустите в бутылку другой конец так, чтобы игла «легла» на горлышко и не позволила шнуру касаться стенок бутылки. Свободный конец шнура должен быть опущен в воду. Полоску бумажного полотенца опустите в стакан с водой тем концом, ближе к которому нанесены метки. Один конец полоски должен быть в воде, другой просто положите на край стакана. И почти сразу станет хорошо видно, что фломастерные «метки» размываются в сторону движения жидкости – вода преспокойно «поднимается» вверх! Бумага впитывает воду очень быстро, но и ткань шнура тоже окрашивается – значит, вода умеет «течь вверх».

Раскрасим цветы

Дети любят «превращения». Давайте проведём опыт, «раскрасим» цветы.

Для этого нужны:

- любые четыре цветка с белыми лепестками, например, астры, хризантемы или гвоздики;

- прозрачные вазы или банки для воды;

- пищевые красители разного цвета;

- острый нож (не давайте ребёнку, с ножом работайте сами!);

- вода.

Допустим, что мы хотим окрасить цветы в синий, красный и жёлтый цвет. Тогда наполните пять ёмкостей водой. Добавьте в воду красители: две банки будут  «синей» водой, две с «красной» и одна с «жёлтой». Острым ножом наискосок (примерно под углом 45 градусов) подрезайте стебель цветка и сразу ставьте по одному в три банки: синюю, красную и жёлтую. Совет: как только обрежете стебель, зажмите срез пальцем и быстро поставьте в воду, палец со среза убирайте под водой. Это надо для того, чтобы не дать образоваться «воздушным» пробкам, которые мешают воде поступать в стебель. Теперь у вас в синей, красной и жёлтой банке по одному цветку.

А что делать с четвёртым цветком? Опять берёте острый нож и расщепляете стебель (разрезаете вдоль) на две части. Каждую часть подрезаете под углом 45 градусов и помещаете в оставшиеся банки с красителями. Получится, что этот цветок будет стоять сразу в двух ёмкостях – синей и красной.

Из предыдущих опытов малыш уже знает, что вода умеет подниматься вверх. Так и по нашим цветам окрашенная водичка поднимется к лепесткам и «раскрасит» их в свой цвет. Примерно через сутки уже можно увидеть изменение цвета.

«Распускаем» бумажные цветы

Для этого опыта можно использовать бумагу разной плотности – писчую, альбомную, газетную – так будет ещё интереснее. Вместе с малышом вырежьте несколько небольших цветов из бумаги: самые простые, например, из четырёх лепестков. Лепестки каждого цветка загните внутрь, к серединке, чтобы получились «закрытые» цветы, как будто бутончики. Теперь налейте в широкую миску или глубокую тарелку воду. На поверхность воды кладите свои «бутончики» - и на ваших глазах цветы будут «распускаться», словно настоящие. Причём одни быстрее, другие медленнее – в зависимости от бумаги. Малышу можно объяснить, что бумагу делают из волокон. Когда волокна попадают в воду, они «набухают» и стремятся выпрямиться. А потом наши цветы утонут – ведь бумага впитала в себя воду.

Как «поймать» облако?

С конденсацией связан ещё один интересный опыт – получение своего, «домашнего» облака.

Чтобы его провести, нам нужны:

- стеклянная банка:

- тонкая крышка для банки;

- горячая вода (будьте осторожны!);

- несколько кубиков льда.

В стеклянную банку налейте немного очень горячей воды (пожалуйста, будьте осторожны, рядом ребёнок!) и прикройте банку крышкой. Сверху на крышку положите несколько кубиков льда и наблюдайте вместе с малышом, как в вашей банке образуется настоящее облако! А потом с крышки начнут капать капельки – пойдёт «дождь». В природе так же образуются облака – тёплый воздух поднимается вверх и там остывает, превращается в водяные капельки. Они тяжелеют и падают вниз на землю – из облаков идёт дождь. А зимой капельки на лету замерзают ещё больше и падают уже в виде «замёрзшей» воды – снежинок.

Как узнать, что в воздухе есть вода?

Для этого нам будут нужны:

- вода в стакане или в небольшой стеклянной банке;

- кубик льда из морозильника;

- пищевой краситель.

Добавьте в воду пару капель красителя, перемешайте. А теперь бросьте в воду кубик льда, пусть малыш понаблюдает, что происходит со стенками стакана или банки. Он увидит, что на внешней стороне появились капельки: чистые, не окрашенные. Как смогла подкрашенная вода попасть наружу, да ещё потеряв при этом свой цвет? Оказывается, эта вода вовсе не из банки, а из воздуха! В воздухе всегда есть какое-то количество водяного пара (т.е. воды). Когда мы бросили лёд в стакан, вода в нём охладилась, и воздух возле стенок стакана тоже стал холоднее. Водяной пар из воздуха остыл и «осел» на стенки стакана в виде капелек воды. Учёные называют такое явление конденсацией.

Виноградный «водолаз» в газировке

Для этого забавного опыта, демонстрирующего принцип «подводной лодки», понадобится:

- стакан сильногазированной минеральной воды или свежего лимонада;

- виноградинка.

Налейте воду или лимонад в стакан и бросьте виноградинку. Если нет винограда, его можно заменить изюминкой или маленьким кусочком шоколадки. Пусть малыш наблюдает, как будет себя вести «водолаз». Сначала он опустится на дно, но потом его окружат маленькие пузырьки газа, и «водолаз» поднимется на поверхность. Там пузырьки лопнут (газ улетучится) – «водолаз» снова опускается. Так будет происходить до тех пор, пока жидкость не «выдохнется».

Как достать монетку из воды, чтобы руки остались сухими?

Приготовьте для этого опыта:

- тарелку с небольшим количеством воды;

- монетку;

- свечку;

- прозрачную стеклянную банку.

Положите монетку в воду на дно тарелки. Попросите малыша попробовать достать её, чтобы не замочить рук. Ничего не получается? А мама сможет! Поставьте рядом с монеткой свечу и зажгите её. Теперь переверните банку, немного подержите над свечой (чтобы воздух в банке слегка нагрелся). И накройте свечу, чтобы монетка осталась рядом с банкой. О! Свеча погасла, а вода почему-то стала «втягиваться» в банку. Теперь можно спокойно взять монету, и руки останутся сухими.

Свеча сожгла весь кислород в банке, объём воздуха и давление там уменьшились. Вот вода и заняла свободное место.

Удержи сок соломинкой

Можно ли перенести сок из одной чашки в другую, не переливая его? Конечно, если у вас есть трубочка для коктейля. Покажите ребёнку, как набрать сок в соломинку (словно собираешься его пить, но до рта не доходит). Теперь пальцем прикройте верхнее отверстие у трубочки и поднимите её. Сок не выливается, и его можно перенести в другую чашку. Удерживая соломинку над пустой чашкой, уберите палец. Сок свободно выльется из трубочки.

Когда вы закрываете отверстие, на сок сверху воздух уже не давит, а снизу по-прежнему оказывается давление. Вот сок и «сидит» в трубочке. Но как только верхнее отверстие оказывается открытым – давление сверху заставляет жидкость вылиться.

Айсберг (почему плавает лёд)

Когда вода замерзает, внутри неё оказываются мельчайшие частички воздуха, они-то и не дают льду утонуть. Давайте сделаем небольшой «айсберг» и посмотрим, как он ведёт себя на воде. И узнаем, чем так опасен для кораблей настоящий айсберг в океане.

Налейте в воздушный шарик холодную воду, хорошенько завяжите и положите в морозилку. Ждать придётся часов десять, поэтому лучше сделать это с вечера, а наутро проводить «эксперимент». Утром достаньте замороженный шар и срежьте резину – нам ведь нужен только лёд. Наблюдать за поведением ледяной глыбы лучше в прозрачном пластмассовом ящике, контейнере с водой. Но не беда, если контейнера нет, можно посмотреть и в ванной, и даже в ведре с водой. Обратите внимание малыша, что небольшая часть айсберга находится над водой, но большая часть – под водой. Через некоторое время айсберг, вдруг резко переворачивается! В ванной это не страшно, но очень опасно в открытом море для кораблей. Происходит это из-за того, что у айсберга подтаивает подводная часть и смещается центр тяжести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты в домашних условиях

В данной теме собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого разви...

Опыты в домашних условиях

опыты для родителей и их детей...

Как проводить опыты в домашних условиях.

Экспериментируем!Перед началом1. Полностью прочитайте описание эксперимента до того, как его начать. Если есть возможность, прежде чем приступить к вашей игровой деятельности, проведите опыт самостоят...

Консультация для родителей «Опыты в домашних условиях по занимательной биологии»

консультация  для родителей о том, какие опыты по биологии они смогут выполнить со своим ребенком дома...

Консультация "Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях"

Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время, и они окажутся на уроке по...

Занимательные опыты в домашних условияз.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого нач...

Домашняя лаборатория. Занимательные опыты в домашних условиях

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого нач...