Консультация для родителей "Как организовать занимательные опыты с водой"
опыты и эксперименты

Андреева Ольга Юрьевна

В данном материале мне хочется поделиться информацией о том, как в домашних условиях родители могут организовать опыты с водой.  В процессе их проведения, ребенок знакомится с различными свойствами веществ: их растворимостью, их взаимодействием и превращениями - замерзанием воды и таянием льда, кипением воды и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_konsultatsiya.docx324.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как организовать занимательные опыты                с водой»

Самостоятельный опыт ребенка способствует приобретению необходимых знаний об окружающей действительности, умений и навыков, будь то его первые попытки донести до рта свою руку или запустить самодельную ракету. В этом случае мыслительные процессы, память, воображение, внимание и восприятие развиваются особенно интенсивно, потому что ребенок сам заинтересован узнать что-то новое.

Организация занимательных опытов и экспериментов способствует приобретению элементарных естественнонаучных представлений об окружающем мире. В процессе их проведения, ребенок знакомится с различными свойствами веществ: их растворимостью, их взаимодействием и превращениями - замерзанием воды и таянием льда, кипением воды; с основными физическими явлениями: магнитным и земным притяжением, электричеством, отражением и преломлением света.

Единственный минус в самостоятельных опытах — это неизбежные ошибки и опасность. Но главная ваша задача — научить ребенка помнить о безопасности своей и окружающих.

В квартире необходимо выделить ребенку место для проведения опытов, помочь подобрать необходимые материалы, опыты с огнем и острыми предметами проводить совместно с ребенком.

Варианты опытов:

1. Опыт  «Вода — прозрачная».

Перед  ребенком стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положите палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему? Почему в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком — нет.

Помогите ребенку сделать вывод о том, что вода прозрачная, а молоко нет.

На обсуждение можно вынести вопрос о том, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

2. Опыт  «У воды нет вкуса».

Предложите ребенку попробовать воду через соломинку. Какая она по вкусу? Дайте ему попробовать для сравнения сок или молоко. Если ребенок не убедился, пусть еще раз попробует воду. Взрослый должен привести доводы того, что у воды нет вкуса.

В народе часто говорят: «Какая вкусная вода!». При этом у ребенка формируется соответствующий стереотип, неверное с точки зрения свойств воды представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», — хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Для того, чтобы узнать вкус морской воды, можно добавить в стакан морской соли и сравнить со вкусом обычной питьевой воды.  Взрослый объясняет, что  морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей, однако пить ее нельзя.  

3. Опыт «У воды нет запаха».

Предложите ребенку понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, ребенок может доказывать, что вода приятно пахнет. Можно добавить в воду каплю апельсинового сока и сравнить запахи.

Следует подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

4. Опыт «Лед — это твердая вода».

Если опыт проводится зимой, предложите ребенку во время прогулки выбрать понравившиеся сосульки. Принесите сосульки в квартиру, поместив каждую в отдельную емкость, чтобы ребенок мог наблюдать за ними. Если опыт проводится в теплое время года, можно воспользоваться льдом из холодильника.  

Ребенок следит за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении и холодном. Обращайте внимание ребенка на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Где происходит это быстрее (медленнее)?  Можно взять сосульки разные по размеру.

Важно, чтобы ребенок обратил внимание на то, что отличающиеся по величине сосульки полностью растают за разные промежутки времени.

Таким же образом проследите за таянием снега и подведите ребенка к выводу, что лед, снег — это тоже вода.

5. Опыт  «Пар — это тоже вода».

Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, необходимо взять  термос с кипятком. Откройте его, чтобы ребенок увидел пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, можно воспользоваться чайником или кипятильником и в присутствии ребенка вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

6. Опыт «Вода — жидкая, может течь».

Предложите ребенку два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и попросите аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того чтобы ребенок лучше понял, что такое «жидкая», предложите ему перелить кисель, который бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

7. Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие – нет»

Взрослый предлагает ребенку два стакана с водой, в один из которых он кладет обычный песок и пробует размешать его ложкой. Что получается при этом? Растворился ли песок или нет?

В другой стакан насыпают сахарный песок и размешивают. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Предложить ребенку вспомнить, что он постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

Предложите ребенку размешать акварельную краску в стакане с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

       

           1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М., 2001. - 188 с.

        

         2. Мадера, А. Г. Опыты без взрывов / А. Г. Мадера, А. П. Пятикоп, С.А. Репьев. - М., 2000. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Занимательные опыты и эксперименты»

материал предназначен для педагогов детских садов....

Занимательные опыты с водой

Занимательные опыты с водой...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

Мастер-класс "Цветок лотоса" (занимательные опыты с водой)

Это мастер-класс по проведению занимательных оптыов с водой....

Картотека занимательных опытов с водой

10 опытов с водой для детей средней группы....

Буклет "Занимательные опыты с водой"

Данная информация может быть полезнка как родителям, так и педагогам....

Консультация для родителей «Как организовать занимательные опыты с водой»

Самостоятельный опыт ребенка способствует приобретению необходимых знаний об окружающей действительности, умений и навыков, будь то его первые попытки донести до рта свою руку или запустить самодельну...