Консультация "Готов ли ребенок к школе?"
материал (подготовительная группа)

Максимова Валентина Александровна

Консультация "Готов ли ребенок к школе?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_rebenok_k_shkole.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ребенок к школе?

Каждый родитель имеющий ребенка в возрасте : 6 – 7 лет задает себе вопрос:

«Готов ли мой ребенок к школе, какими знаниями и умениями он должен обладать?»

Многие родители считают, что подготовка к первому классу может ограничиться покупкой необходимых школьных принадлежностей. Главное, что ребенок умеет читать, писать, считать, а остальное купим. Между тем за оставшееся до первого класса время нужно сделать для ребенка очень многое.

Готовность к школе – это определенный уровень. Он включает в себя:

Интеллектуальную готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).

Эмоциональную готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).

Социальную готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

 Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы, читает по слогам, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно "подтянуть" заранее после собеседования с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснения именно их конкретных требований. 

Если не отмахиваться от вопросов, которые начинает Вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если Вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить? Вот написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буквы.

Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ. 

Оценка развития познания 

Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой- маленький, и т.п.? 

Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации.

Оценка базового опыта ребенка 

Приходилось ли ребенку сопровождать Вас в магазин, на почту, в сберкассу? 

Был ли он в библиотеке? 

Была ли у Вас возможность регулярно читать ребенку или рассказывать истории? 

Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби? 

Оценка языкового развития 

Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? 

Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? 

Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.? 

Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.? 

Может ли ребенок рассказать историю, описать произошедший с ним случай? 

Четко ли ребенок проговаривает слова? 

Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? 

Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию? 

Оценка уровня эмоционального развития 

Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? 

Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? 

Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми? 

Оценка умения общаться 

Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними? 

Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? 

Способен ли ребенок слушать других, не перебивая? 

Оценка физиологического развития 

Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? 

Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? 

Выглядит ли ребенок здоровым? 

Зрительная память 

Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать? 

Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например: найти картинку, непохожую на остальные? 

Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например: б-п, в-ф; кот-год и т.п.? 

Зрительное восприятие 

Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? 

Понимает ли ребенок, что читают слева направо? 

Уровень слуховых способностей 

В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес? 

Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? 

Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? 

Общая и психологическая готовность. 

Может  объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет.

Изъясняться связно, например, "покажи мне…" 

Понимать смысл того, о чем ему читают? 

Четко выговорить свое имя? 

Запомнить свой адрес и номер телефона? 

Писать карандашом или мелками на бумаге? 

Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами? 
Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись? 

Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание? 

Проявлять интерес к окружающим его предметам?

Каждый родитель должен знать, что часто болеющие дети быстро утомляются в школе, у них снижена работоспособность, а спецшкола требует не только интенсивной работы, но и достаточно сложной домашней работы.

Ребенок с хорошим интеллектом и высокой мотивацией, но с низкой самооценкой, может стать замкнутым, плаксивым. Таким детям необходимы занятия для повышения самооценки и снятия напряженности. Следует обратить внимание родителей на укрепление нервной системы ребенка перед школой.

А главное – верить в своего ребенка, поддерживать эмоционально, интересоваться его успехам и знать, какие у него тревоги и трудности. Малыш должен знать, что рядом с ним всегда есть родители, которые его любят и понимают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....