Консультации и советы для родителей
консультация

Хусаинова Елена Николаевна

Работы, проводимой в детском саду  для полноценного развития речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.   Для успешного овладениями  дидактическими играми  и хорошей речью детей , у меня налажен тесный контакт с родителями, где родители принимают активное участие в закреплении пройденного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Значение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи

Нормальное развитие речи ребенка связано с развитием движений пальцев рук т.к. моторная речевая зона в головном мозге является частью двигательной области. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Работа по развитию мелкой моторики руки состоит из занятий, развивающих тактильное ощущение, из пальчиковых игр, а также из упражнений по раскрашиванию картинок, лепке из пластилина, бисероплетением, и других занятий рукоделием.  У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей. Отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту. То и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Работа по развитию мелкой моторики руки состоит из занятий, развивающих тактильное ощущение, из пальчиковых игр, а также из упражнений по раскрашиванию картинок, лепке из пластилина, бисероплетением  и других занятий рукоделием. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

                                                                  



Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания, как обязательная часть работы в формировании произносительной стороны речи

     Человеческая речь осуществляется  благодаря четкой работе всех органов, участвующих в речевом процессе. Существует так называемое  «речевое дыхание», которое участвует в голосообразовании и способствует  правильному звукопроизношению, если образуется с достаточной силой. Речевое дыхание должно быть сильным, плавным, равномерным. Оно отличается от обычного тем, что гораздо длиннее вдоха, и это естественно, ведь мы говорим на выдохе.  Количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Наиболее приемлемое для речи –  диафрагмально-реберное дыхание. Вдох  при речевом дыхании производится через нос, а выдох – через рот. Некоторые известные заболевания способствуют затруднению носового вдоха, что приводит к нарушению звукопроизношения у детей.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает кровообращение органов артикуляции.  Особое значение приобретает развитие речевого дыхания в связи с коррекцией звукопроизношения у детей. Некоторые звуки требуют энергичного выдоха, мощной воздушной струи.

    Работу над развитием речевого выдоха необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, ежедневно, не более 5 мин. в день до еды. При проведении дыхательных упражнений необходимо помнить:

- в  процессе речевого дыхания нельзя напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди

- плечи при вдохе не поднимаются и при выдохе не опускаются

- вдыхать нужно через нос и рот (желательно, через нос),  а выдыхать через рот

- вдох должен быть коротким, а выдох длинным

- после выдоха перед новым вдохом необходимо сделать паузу

     С дошкольниками  упражнения по развитию речевого дыхания можно включать фронтальные и индивидуальные занятия и проводить в форме игры.  Приведу примеры некоторых упражнений, которые пригодятся в данной работе:

«Свечка»- левая ладонь лежит на животе, а правая имитирует свечку. Вдох- ртом, надуть живот, затем медленно, долго и плавно выдохнуть – «загасить» свечку.

«Гуси» - дети медленно ходят по комнате, на вдохе – взмах руками вверх, на выдохе опускают вниз, произнося «гу-у-у» (10 раз)

«Аист» - дети стоят прямо, руки в стороны, одну ногу согнув в колене, выдвинуть вперед, удерживать равновесие несколько секунд, на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося: «ШШШ» (5-6 раз)

«Шарики»- на счет 1,2,3,4 сделать 4 глубоких вдоха, на счет 5 задержать дыхание, на счет 1-5 медленно выдохнуть

«Каша»- производится вдох через нос, на выдохе произнести слово «пых». (5раз)

«Ворона»- сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить – выдох: «Кар!»

«Забей мяч в ворота» - вдохнуть через нос , долго и сильно выдыхать на кусочек ватки, направляя его по нужной траектории.

«Комарик»- сесть, ногами обхватив ножки стула, руки на поясе. Вдохнуть, медленно повернув туловище в сторону, на выдохе показать, как звенит комарик : «ЗЗЗЗ»; быстро вернуться в исходное положение. Снова вдох -  и поворот в другую сторону.

«Дудочка» - руки- ко рту, имитируя дудку, короткий вдох, длинный выдох, на выдохе: «ТУУУУ»

«Шина»- сделать легкий вдох, выдыхая , показать, как медленно выходит воздух через дырочку в шине: «ШШШ»

«Насос» - вдохнуть, медленно опускаясь вниз, руками имитируем накачивание колеса , на выдохе произнося: «ССС».

 



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ  ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ  РЕБЕНКА

  Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются  мысли, желания, передают свой жизненный опыт.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

  Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью  не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Советы родителям

  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение  с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок  обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.
  • Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
  • Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
  • Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
  • Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.



Предварительный просмотр:

 РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ  ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА

 дошкольного    возраста

РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в

 жизни человека. С ее помощью выражаются

 мысли, желания, передают свой жизненный

опыт.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому

так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью

 не уверены в себе, неохотно вступают в общение

со сверстниками и взрослыми.

Советы родителям

  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение  с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок  обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.
  • Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
  • Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
  • Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
  •  Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.



Предварительный просмотр:

                                                                                                               

Упражнения для развития дыхания у детей с нарушением речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики

1. Снег-Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. .

2. Кораблики-Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. Футбол-Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

4. Буль-бульки-Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д..

5. Мыльные пузыри-Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. Дудочка- Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. Губная гармошка-Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8. Цветочный магазин-Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

9. Свеча-Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10. Косари-Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Это дыхательная разминка, позволяющая подготовить организм к проведению дыхательных упражнений, создающая возможность для последующего оттока мокроты, улучшающая микроциркуляцию и лимфоотток.

«АРОМАТЫ ПРИРОДЫ» (восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхание). И.п. - стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы. Тело предельно расслабляется. Ребёнок добивается ощущения, что он дышит не только носом, но и всем телом. Повторить 4 раза в максимально медленном темпе.

«ОЗВУЧЕННОЕ ДЫХАНИЕ» (способствует концентрации внимания).

И.п. стоя. Глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на точке, расположенной на расстоянии трёх поперечных пальцев ниже пупка. Рот закрыт. На вдохе произносится чуть заметный звук, похожий на всхлипывание. Делается небольшая пауза, затем выдох, также с чуть слышным звуком. Повторить 8 раз в медленном темпе.

«МЕДУЗА» (упражнение на релаксацию).

И.п. - стоя. Глаза закрыты. Тело максимально расслабляется до полного «размягчения» мышц. Дыхание очень медленное.

«НЫРЯНИЕ» (выполняется между другими дыхательными упражнениями, чтобы избежать головокружения, а также как дыхательный тест, описанный выше).

И.п. - стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. Насколько возможно, задерживается дыхание.

«НАКАЧКА» (постепенное наполнение воздухом всего бронхолегочного дерева).

И.п. - стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажимается пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда лёгкие полностью заполнены воздухом, насос затыкается. Дыхание задерживается на 2 - 3 сек. Выдох через неплотно сжатые губы. То же самое повторить другой ноздрёй. Делать один раз. Хорошо выполнять это упражнение, лёжа в воде (голова на поверхности).

«СЕНЬОР ПОМИДОР» ( способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол).

И.п. - стоя. Вдох. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух. Щёки при этом раздуваются, создаётся максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе. Делать один раз.

«ПЫЛЕСОС» (тренировка мышц, участвующих во вдохе).

И.п. - стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производится попытка вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, надключичные впадины. Делать один раз.

«ПОЛОСКАНИЕ ЖИВОТА» (улучшает кровообращение в пищеварительном тракте, включает диафрагмальное дыхание).

И.п. - стоя. Резкий выдох ртом, кисти рук опираются на колени, тело наклонено вперёд, ноги чуть согнуты. Задерживая дыхание на выдохе, необходимо втягивать живот, затем выпячивать его. Один цикл движений животом длится до тех пор, пока сохраняется задержка дыхания. Темп быстрый, повторить один раз. Делать не ранее, чем через час после еды.

«СОБАЧКА» (закаливание зева).

И.п. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).

«ЗАМЕДЛЕННОЕ ДЫХАНИЕ» (успокаивает ребёнка, купирует начинающийся приступ удушья, снимает стрессовые состояния).

И.п. - стоя. Закрыть глаза, на медленном вдохе носом рука медленно поднимается вверх. Ребенок ощущает, будто воздух втягивается через пальцы. Пока рука не поднялась вверх - вдох. Медленный выдох - рука опускается вниз, воздух сочится из пальцев (вверху руке прохладно, внизу тепло). Каждый делает в своём ритме, стараясь предельно растянуть дыхательный цикл по времени. Постепенно увеличивается его продолжительность.

«ПОТЯГИВАНИЕ» (энергетическая подзарядка клеток).

И.п. - стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка на задержке дыхания предельно напрячь все мышцы, и постараться добиться вибрации всего тела. Делается один раз.

«ТРЯСУЧКА» (стимулирует обменные процессы).

И.п. - стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы. Делать один раз.

«ДЫХАНИЕ НОСОМ» (обучение носовому дыханию).

Упражнение проводится в воде. Ребёнок сидит в ванне и опускается в воду до тех пор, пока над водой не останется только нос. Дышит в таком положении столько, сколько сможет.

«МАШИНА» (обучение постепенно выдыхать воздух).

Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом, делая губами «бр-р-р», как дети обычно копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КОНСУЛЬТАЦИИ и СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА"

Данная информация очень хорошо пользуется вниманием родителей. Ведь совместная работа педагогов и родителей всегда даёт положительную динамику в воспитании и обучении детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

Консультация «Полезные советы для родителей дошкольников по развитию изобразительной деятельности детей»...

Консультация и советы для родителей "Чем занять ребенка на карантине?"

Несколько советов и идей родителям, которые можно реализовать в пределах дома....

консультация "20 советов для родителей маленьких творцов"

Редкий ребенок не любит рисовать или лепить. Родители увлеченных творчеством детей еженедельно докупают новые краски, вздыхают, заметив в ворсе ковра очередной плacтилиновый шарик, и не успевают следи...

Консультация с советами для родителей "У школьного порога"

Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения  ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем п...

Сборник консультаций "Полезные советы для родителей"

Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю...